Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Опыт стимулирования креативности учащихся
5-х классов с учетом особенностей их восприятия

Кириллова Ульяна Евгеньевна
На сегодняшний день одним из основополагающих принципов содержания образования становится личностный подход, предполагающий не только развитие креативных способностей учащихся, но также и индивидуализацию образования с учетом интересов и склонностей учащихся к творческой деятельности. В соответствии с этим принципом перед преподавателями школ остро встала необходимость изменить характер учебного процесса, и, в первую очередь, переосмыслить типичные виды упражнений, которые используются учителями ежедневно в ходе образовательного процесса.
В данном выступлении мне, как молодому специалисту, хотелось бы представить опыт работы с учащимися 5-х классов в первой год работы в школе после окончания высшего учебного заведения, а также результаты использования одного из набирающих сегодня популярность среди школ всего мира подхода – мультисенсорного подхода.
Термин «мультисенсорность», в нашем понимании, представляет собой умение параллельно использовать сразу несколько каналов восприятия информации с целью ее качественной переработки и дальнейшей интерпретации с использованием творческих возможностей каждого учащегося.  В рамках данного подхода нами используются задания на основе музыкальных произведений, звуков, изображений, предметов и различных движений. Мы считаем, что именно регулярная смена заданий, ориентированных на различные каналы восприятия, помогает зафиксировать внимание каждого ученика во время урока и стимулирует развитие креативности у учащихся.
В соответствии с типологией восприятия информации и проведения соответствующего тестирования в начале сентября с штатным психологом школы, нам удалось разделить учащихся 5-х классов (75 человек) на 3 основные группы:
  1. Визуалы (восприятие информации через зрительные образы) – 57% учащихся
  2. Аудиалы (восприятие учащимися информации на слух) – 30% учащихся
  3. Кинестетики (восприятие учащимися информации посредством движений, прикосновений и ощущений) – 13% учащихся
Как мы можем увидеть, более половины учащихся 5-х классов воспринимают информацию лучше всего именно на визуальном уровне. Этот факт является еще одним подтверждением того, насколько важно сегодня проводить обучение именно в мультисенсорной среде, в которой учащиеся смогут не только развить разные каналы восприятия информации, но и творческий потенциал.
На основе результатов апробации нами ряда заданий на уроках в 5-х классах и с учетом доминирующих типов восприятия информации учащимися, нами был составлен универсальный перечень упражнений, направленных на развитие и совершенствование соответствующих видов речевой деятельности на уроках английского языка.
Данные упражнения использовались нами во всей параллели 5-х классов, то есть при работе с 75 учащимися. В соответствии с технологическими картами уроков, проведенных только в рамках первой четверти, на 27 из 40 занятий, что составляет около 68% от общего числа, были использованы одно или несколько мультисенсорных упражнений, т.е. упражнений, для качественного выполнения которых необходимо задействовать сразу несколько каналов восприятия информации. Результаты использования упражнений, направленных на развитие сразу нескольких типов восприятия мышления, оказались крайне положительными.
В первую очередь, с использованием нестандартных способов изучения, анализа и последующей работы с информацией у учащихся появилась дополнительная познавательная мотивация – учащиеся стали более активными на уроках, чаще вызываются работать в парах и учебных группах. Процент неуспевающих учащихся снизился с 8% до 5% за счет все более возрастающего интереса к преподаваемому предмету.
Также в силу того, что чаще всего данные упражнения выполнялись учащимися в группе, наконец нам удалось включить в творческий образовательный процесс тех учащихся, которые ранее не проявляли никакого интереса к креативным заданиям и работе в группах, тем самым разнообразив учебное время дополнительными формами работы, а именно – работой в парах или в учебных группах до 3 или 7 человек.
Перечень универсальных упражнений, которые использовались нами на уроках английского языка в рамках работы с УМК «Starlight» («Звездный английский», 5 класс), были разделены нами в соответствии с отрабатываемыми навыками в том или ином виде речевой деятельности и представлены нами в рамках данного выступления.
Чтение: Complete the story with the appropriate words using the pictures. Illustrate this story with appropriate sounds, music and rhythms. (Закончи текст подходящими словами, опираясь на картинки. Проиллюстрируй данную историю подходящими звуками, мелодиями или ритмами.)
Аудирование: Listen to the dialogues with eyes closed and draw pictures of the places where the dialogues happen. Аct them out with your classmates. (Закройте глаза. Послушайте диалоги и нарисуйте те места, в которых, по-вашему мнению, эти диалоги могли произойти. Разыграйте диалоги со своими одноклассниками)
Письмо: Describe the way from your house to the school, draw a map of your route. Come up to every classmate and ask him/her about their way to school. Write their answers in the table. (Опиши свой путь от дома до школы и нарисуй карту своего маршрута. Подойди к каждому однокласснику и спроси у него, как он ходит от дома до школы. Запиши ответы в таблицу.)
Говорение: Listen to the sounds and express your thought and feelings after the listening. Use gestures to help your partner to guess the words. (Послушайте разные звуки и затем опишите свои чувства и эмоции. Используйте жесты, чтобы помочь вашему партнеру отгадать загаданные вами слова.)
Таким образом, мы можем сделать вывод, что мультисенсорные упражнения, представленные нами, являются универсальной базой для создания увлекательных и стимулирующих развитие креативности и мультисенсорики у учащихся занятий. В силу того, что на одном уроке задействованы чаще всего сразу несколько видов речевой деятельности, то урок может быть насыщен не одним видом таких творческих заданий, а целым рядом таковых, что делает урок не только интересным, но и важным в плане развития креативности у учащихся.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»