Нравственно-эстетическое воспитание на уроках английского языка
Зимина Марина Валентиновна,
учитель английского языка
Лицея № 597 Санкт-Петербурга
Одной из важнейших воспитательных задач, которая осуществляется при обучении в средней школе, в том числе и при обучении иностранному языку, является нравственное воспитание учащихся. Наметившаяся в обществе (особенно в среде молодежи) тревожная тенденция к недооценке важности соблюдения культурно-этических норм общения, дефицита культуры в целом и культуры общения в частности, заставляет искать резервы воспитательного воздействия на молодежь. Представляется, что одним из таких резервов может быть ориентация на культуру страны изучаемого языка, «учет» культурных и вообще страноведческих особенностей в общении на иностранном языке. Расширившиеся возможности общения представителей различных государств стали причиной того, что в среде учащихся стабильно сохраняется интерес к англоязычным странам, к народу этих стран. Изучающие иностранный язык прежде всего стремятся овладеть еще одним способом участия в коммуникации. Но помимо этого люди, выросшие в одной национальной культуре, усваивают нормы и ценности другой национальной культуры, усваиваются культурно-этические нормы поведения, свойственные культурным носителям языка (умение внимательно слушать собеседника, быть доброжелательным, сдержанным, тактичным), правила и нормы речевого поведения. Например, специфика речевого поведения американцев такова, что важное место занимают выражения благодарности, которые усваиваются и употребляются американцами уже в раннем детстве почти машинально. Это привносит в общение ощущение взаимного уважения и доброжелательности. А тренируя учащихся в употреблении форм извинения, создавая близкие к естественным речевые ситуации, закрепляешь в сознании учеников некие общечеловеческие правила, учишь тактичности, умению сопереживать. Именно на уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации. Все чаще и чаще среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, особенно в старшем звене, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней. В осуществлении нравственного воспитания очень большое значение имеют два момента: 1. Создание благоприятной атмосферы на уроке. 2. Подбор учебного материала. Культура поведения людей — одна из форм проявления Уважения к человеку. Поэтому при работе над самыми различными темами обращается внимание учащихся на то, как следует себя вести в общественных местах и доме, как есть, как и о чем следует писать письма, какие делать подарки, как их преподносить, как говорить (В частности по телефону), как держаться и т. д. И отсюда — необходимо, чтобы урок проходил живо, чтобы учащиеся не чувствовали себя скованно, преодолевали бы «ошибкобоязнь», речевые ситуации не сводились бы к вопросам типа «Какого цвета доска?» или «Сколько этажей в школе», а использовались бы реальные жизненные ситуации. Тематические уроки играют важную роль реализации нравственного воспитания на уроке иностранного языка. На таких уроках дети приобщаются к культуре народа-носителя языка. Чтобы учащиеся правильно восприняли факт чужой культуры им необходимо, прежде всего, предоставить опору на родную культуру. И тогда учащиеся будут испытывать гордость за «свое» и уважительно относиться к «чужому». По такому принципу устроен учебно-методический комплект «Spotlight» (В.Эванс, Дж.Дули). В данном УМК есть раздел «Spotlight on Russia» («Россия в фокусе»). Происходит Знакомство с культурой страны изучаемого языка путем сравнения со своей страной. В результате сравнения зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфическое, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, ее людям, традициям. Каждая тема включает в себя многообразие форм работы. Но самый большой интерес вызывают у школьников анализ жизненных ситуаций, неподготовленные разговоры постоянно приучают их к мысли, что на иностранном языке можно выразить те же мысли и чувства, что и на родном языке. Безусловно, что учащиеся допускают ошибки. Но исправлять нужно лишь те, которые нарушают коммуникацию. Стальные случаи следует записывать и лишь потом индивидуально обращать на них внимание ребят. Так же, как неподготовленные разговор, ребята любят ролевые игры. Ролевое построение ситуации дает возможность разыграть ее по определенным правилам носителей языка. В ходе ролевого общения не только особенности личности учащегося оказывают определенное влияние на проигрываемую роль, но и сама роль (гида, туриста, библиотекаря, эколога, хозяйки при приеме гостей, театрала) влияет на личность. Побывав в роли эмоционального, чуткого, отзывчивого, тактичного и приветливого человека, учащийся может почувствовать «вкус» доброжелательности и чуткости, захотеть снова и снова пережить эти чувства. Таким образом, школьники приобретают опыт, необходимый для формирования их личности. Нравственно-этическое воспитание проводится в ходе всего учебного процесса и тесно увязывается с решением практических задач — обучением речи, пониманию, письму и чтению.Лицея № 597 Санкт-Петербурга
Подводя итог, хочется еще раз подчеркнуть, что изучение иностранного языка повышает духовно- нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру. Изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности.