Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Элементы творческой деятельности на уроках английского языка

Витрук Елена Владимировна
Учить иностранный язык тяжело. Многие дети, начинающие изучать в школе иностранный язык, считают, что это весело и забавно. Но спустя некоторое время они начинают понимать, что это совсем нелегко, и вскоре иностранный язык становится одним из нелюбимых предметов. Одной из причин, которая приводит к такому результату — трудности в изучении грамматики. Традиционные способы объяснения и тренировки к желаемому результату не приводят. Обучение более эффективно, если ученики активно вовлечены в процесс.
Как и большинство моих коллег, я пыталась найти ответы на эти вопросы, организовывая встречи своих учеников с зарубежными гостями, участвуя в работе клуба интернациональной дружбы, помогая детям найти друзей по переписке в США, Англии, Канаде и даже в Австралии. Привлекала детей к созданию газет на английском языке, проведению диспутов и викторин на уроках английского языка. Но главной цели – чтобы учащиеся активно и с интересом пользовались изучаемым языком на всех этих мероприятиях, мы добивались с трудом. Без комплексов и зажатости выражали свои мысли только наиболее активные дети, которые и по-русски могли бы переговорить многих. А вот более стеснительные и робкие ученики, которые как правило и являются очень интересными собеседниками ,имеющими собственное мнение по многим вопросам, чувствовали себя очень напряженно, опускали глаза, когда к ним обращались по-английски, хотя на уроках они не раз доказывали, что лексикой и грамматикой они владеют порой даже лучше, чем многие “говорунчики”.
Творчески относиться к делу — значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество — это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности.
Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень. 
И вот только спустя определенное время я сформулировала для себя два “ золотых” правила, которым следую и по сей день. Первое – всеми доступными мне средствами создавать моим учащимся так называемую языковую среду с самой первой нашей встречи. Пусть даже только на сорок пять минут, но мои ученики должны попасть в “царство английского языка”, где говорить, слушать читать и писать можно только по-английски. Вот тут и потребуется от учителя умение творить. Даже с новичками я не позволяю себе говорить по-русски. Многие коллеги могут мне возразить, говоря что родной язык легко и быстро может снять любую лексическую трудность и вообще зачем создавать детям дополнительные трудности. И наверное, они во многом правы, так как для взрослых такой алгоритм поведения вполне естественен, но совсем не приемлем для ребенка. Ведь он воспринимает ваш урок как новую увлекательную игру, где вы объясняете ее правила и демонстрируете их точное соблюдение. Мы с детства помним, что в игре правила одинаковы для всех. А если учитель сам их нарушает, то как он потом сможет требовать их соблюдения от других? На этом “таинство” игры урока заканчивается.
Существуют стратегии развития творческого потенциала, которые могут быть положены в основу обучения творческому мышлению в школе на любом учебном предмете. Используя эти стратегии — принципы, учитель не только сможет увеличить вероятность раскрытия творческого потенциала своих учеников, но и усилить креативное начало в самом себе. Итак, вот эти принципы:
— быть примером для подражания;
— поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям и допущениям;
— разрешать делать ошибки;
— поощрять разумный риск;
— включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность их применения;
— поощрять умение находить, формулировать и переопределять проблему;
— поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности;
— предоставлять время для творческого мышления;
— поощрять терпимость к неопределённости и непонятности;
— подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности; — стимулировать дальнейшее развитие;
— найти соответствие между творческой личностью и средой.
А теперь о втором “золотом” правиле У нас, взрослых, жизненный опыт значительно больше. Но это совсем не означает, что мы имеем право навязывать свою точку зрения, не вслушиваться в то, что говорят ученики, не догадываться, почему они молчат, и не пытаться понять. Нельзя стоять “ над учениками”, можно только “рядом” и “вместе”. Иногда я даже допускаю для себя слово “позади”, потому что дети – самые мудрые учителя. Нельзя заставить ребенка заговорить на английском языке, только потому, что его учителю и его маме этого очень хочется. Самое важное, чтобы учащийся имел собственное желание построить то или иное высказывание на иностранном языке, которое выражало бы его личное умозаключение, отношение, мнение. А что для этого надо? И я опять попробовала поикать ответ на этот вопрос в своем собственном детстве. Нужно чтобы я – учитель была, как минимум, симпатична своему ученику, чтобы ему со мной было,как минимум, комфортно и чтобы занимались мы с ним чем-то таким интересным, что становило бы нас практически на одну возрастную линию, сближало и делало большими друзьями. И нашла! Это творчество – сreative activity lessons, которые я вот уже четвертый год с удовольствием провожу в нескольких классах. Вы когда-нибудь видели зажатых и скованных людей, которые рисуют гуашью картину собственными пальцами и по-английски описывают нарисованное, колдуют над коллажом из осенних листьев и заучивают английские “colours”,наперебой сочиняют письмо своему воображаемому, другу из Акапулько? Я – нет. Ведь творчество – это продолжение игры. Когда мы играем – мы фантазируем, придумываем. Даже в средней и старшей школе такие уроки пользуются огромной популярностью (работа над индивидуальными и групповыми проектами, создание тематических стенных газет, презентаций по изучаемой теме, даже создание собственного фильма - экскурсии по школе)
К Рождеству учащиеся изготавливают свои рождественские открытки. На доске пишем различные варианты поздравлений. Ребята выбирают понравившиеся им вариант и переносят его на свою открытку, а, возможно, сочиняют поздравления в стихах. Из изготовленных ребятами валентинок, рождественских открыток, тыкв и т.п. устраиваем потом выставку в классе или школе или выпускаем тематический журнал. Ребята очень любят и песенные уроки. На таком уроке можно не только спеть все песни, изученные за год, но и устроить оригинальные музыкальные состязания. Особенно часто песни используются на первых уроках обучение иностранному языку в младших классах, когда коммуникативные возможности детей ограничены. В песнях содержатся высказывания, готовые речевые образцы для практического применения.
Использование песен на уроке повышает интерес к предмету, содействует эстетическому восприятию, развитию музыкального слуха, памяти, снижает утомляемость учащихся.
В конце четверти можно организовать выставку плакатов, газет, проектов и т.д. Все приёмы борьбы со скукой на уроке направлены на развитие творческих и изобретательных способностей учащихся. И конечно же, наша задача при обучении иностранному языку –
увлечь, а не развлечь;
научить, а не навредить;
развить, а не забить.
Дети, как никто другой, способны постоянно создавать нечто новое, оригинальное. Они любят творить, часто делают это непроизвольно, такое творчество им просто необходимо. Разыгралась детская фантазия и обычные английские рифмовки, пословицы и поговорки можно заучивать не просто монотонно, повторяя за учителем, а по мановению волшебной палочки превратиться в “Кинг-Конгов” и повторять их ужасным басом. Или перевоплотиться в занудливого комара и пропищать то же самое фальцетом или проквакать молодым лягушонком или степенной жабой, при этом, пытаясь не забывать и о внешних повадках и манерах. А Павлик предложил использовать жесты и хлопки, и вот мы уже не насекомые и животные, а музыканты симфонического оркестра, которые считывают слова английских пословиц и поговорок с движений рук дирижера и мельканий его дирижерской палочки. Эффективность потрясающая! И не думайте, что все это интересно только ученикам начальной школы. В пятом классе превращаться в предметы своих фантазий оказывается не менее интересным занятием. Но музыкальная тема на этом не заканчивается. У нас в руках уже бубны, ложки и свистки, которые очень быстро помогают нам заучить целую серию диалогов и реплик “Jazz Chants”, которую предлагает нам очень любимая педагогами нашей школы Каролин Грэхем. И теперь мы уже никакой ни симфонический оркестр, а самая настоящая джаз-банда.
Везде живые образы и ребята испытывают потребность в их создании. У Дениса и Виталика как-то не заладилось с буквами “b” и “d” - путают они их и все тут. Ну как не придумать сказку, не создать оригинальных героев - бабушку и дедушку, не скрывая своих симпатий и антипатий. Каждый способен творить, но как часто мы не видим потенциальных возможностей этих творцов и “художник” умирает. Помочь ему “не умереть” - задача педагога. Оригинальный взгляд на мир, чистый… Ребенок живет в огромном мире и пытается передать свои ощущения от общения с ним.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»