Проблема организации уроков английского
языка в условиях дистанционного обучения
Шубинская Ирина Владимировна
Данная статья посвящена проблеме организации уроков английского языка в условиях дистанционного обучения. Она подробно раскрывает вопросы обучения в ситуации отсутствия прямого контакта учителя и ученика, то есть внеурочной формы обучения. Может быть полезна молодым специалистам или тем учителям, кто не успел на своем опыте применить дистанционное обучение. Дистанционное обучение постепенно приходит в нашу жизнь, и мы уже не можем игнорировать этот факт. Внезапно сложившаяся в стране ситуация заставила педагогов переключится в режим онлайн в авральном порядке, не оставив времени на раздумья, подготовку и организацию процесса. В связи с чем, период дистанса начался весьма хаотично и вызвал массу вопросов от всех без исключения участников образовательного процесса. Это привело к отсутствию четкой организации, единых требований к формам и методам проведения занятий онлайн, функциям учителей, проверке ЗУН учащихся, контролю, оцениванию и обнажило массу недочетов в системе образования, которая оказалась не готова к столь резкому переходу. Все же, онлайн обучение существует давно, но никогда оно не было МАССОВЫМ и никогда прежде не касалось государственных образовательных учреждений. Трудности, с которыми столкнулись учителя, ученики и родители, были неожиданными и уникальными.
Проанализировав 2 месяца работы в формате ДО, можно выделить несколько существенных отличий в очном и дистанционном обучении, хотя, в определенных условиях разницы практически нет, отличается лишь форма, но не содержание. Учитывая полученный опыт, можно сделать следующие выводы: дистанционное обучение подходит далеко не каждому, так как от учащегося требуются уже сформированные навыки самоконтроля, организованность и определенная сила воли, что позволит учиться при наличии всех отвлекающих факторов в домашней обстановке. Также, обучение не подходит тем, кто начинает его с нуля, и абсолютно не подходит младшеклассникам, которые еще не имеют навыков самостоятельного обучения и нуждаются в постоянном контроле и помощи учителей или родителей. Весьма желателен хотя бы небольшой запас знаний и осознанный возраст учащегося для того, чтобы обучение дистанционно было успешным и эффективным. Всё же, несмотря на, казалось бы, большие преимущества ДО, не стоит рассматривать его как постоянный и основной вариант обучения. Прибегать к ДО удобно в случаях, когда учащийся на домашнем обучении, или находится на больничном длительное время, или вынужден уехать на сборы/соревнования/санаторное лечение и т.п. Во всех остальных случаях, предпочтительно очное обучение в традиционной урочной форме. Хотелось бы сделать акцент на том, что речь идем лишь об уроках английского языка.
Итак, говоря о ДО, стоит начать с выбора формы занятий. Существуют несколько вариантов: занятия с личным присутствием учеников и учителя по skype или zoom, или же без него: с помощью соцсетей, мобильных приложений и мессенджеров, электронной почты. Хотелось бы подробно остановится на выбранном мной втором варианте. Данный вид связи между участниками образовательного процесса подразумевает некоторые особенности.
Основная работа учителя здесь – это работа по подготовке материала и обратная связь с учениками. Подготовка состоит из следующих пунктов: создания или подбора инструментов и материалов для урока, структурирования материала, объяснения материала урока или инструкции для самостоятельного изучения, упражнения и дополнительные материалы. Материалы могут быть в письменном/печатном виде, в виде аудио или видео файлов. Объяснения могут быть в виде таблиц, самостоятельно записанного учителем видео или аудиофайла или же видео взято со стороннего ресурса.
При подборе заданий важно определиться с источниками, которые вы будете использовать. Это могут быть учебники, которые входят в ваш УМК, сторонние ресурсы (канал youtube.ru, такие сайты как engvid.com или fipi.ru ) либо самостоятельно разработанные упражнения и задания.
Также важно, в каком виде они попадут к ученикам. Это могут быть фото/word/pdf файлы. Можно дать ссылки на подготовленные вами материалы, либо закачать их на https://googledisk.ru/ или https://disk.yandex.ru/. Вы можете воспользоваться интерактивными заданиями, которые есть на таких платформах как Российская электронная школа https://resh.edu.ru/, решуогэ https://ege.sdamgia.ru/.
Важно продумать, как именно учащиеся получат задания: будет ли это электронный журнал, или специально созданная группа в соцсетях или мессенджерах, либо с помощью классного руководителя, если он решил возглавить этот процесс.
Проверка будет отличаться от всех традиционных методов. Здесь мы должны определиться с каналом связи: электронная почта/соцсети/мессенджеры. Важно выбрать только один канал связи, чтобы не допустить хаоса в работе и потери данных. Вместе с заданием дети обязательно получают подробные инструкции со сроками сдачи задания и о том, в каком виде его следует прислать. Доступные для них формы:
аудио-запись для проверки техники чтения, переводов, пересказов, монологических высказываний;
фотоотчеты (если у ученика отсутствует компьютер или ноутбук) печатный вид в формате word для проверки грамматических и лексических заданий, писем, сочинений.
Например, вот как была организована работа по новой теме, но с опорой на уже изученный ранее материал в 7 классе общеобразовательной школы по УМК Spotlight 7. Здесь будет представлен фрагмент урока 9В стр 89, который предполагает сравнение двух времен Present Perfect Simple vs Present Perfect Continuous.
В данном случае учитель может опираться на ранее изученный материал, так как отдельно эти два времени уже изучались в предыдущих разделах учебника.
Работа велась с помощью электронного журнала, где были размещены карточки с заданиями и инструкциями для учащихся, в карточки входили ссылки на сторонние ресурсы, такие как youtube, где учащимся предлагали освежить знания по данной ссылке на видео урок по теме сравнения двух времен Present Perfect Simple and Continuous https://youtu.be/-Se1seG2yo4 Для тех, кто чувствует себя уверенно, предлагалась ссылка на видео от носителей языка https://www.engvid.com/present-perfect-progressive-challenge/ Закрепить знания, применив их на практике, можно было с помощью классного учебника в упр 5 а и б стр 89 и рабочей тетради к учебнику урок 9В упр 3 стр 54. Также на яндексдиске были помещены файлы к урокам и дополнительные задания для отработки в формате Word (это была таблица-шпаргалка по грамматическим временам составленная учителем (см. приложение 1) и PDF файл, содержащий копии упражнений из учебника English Grammar in Use автор R.Murphy, которые нужно было выполнить в качестве домашнего задания (см.приложение 2). Проверка была организованна с помощью электронной почты, куда дети отправляли свои домашние задания: либо в форме фотографий, либо в печатном виде, выполняя их в документах Word.
При дистанционном обучении важна обратная связь с учениками, так как многое им приходится делать абсолютно самостоятельно без контроля учителя и возможности задать ему вопросы по ходу выполнения. Поэтому стоит обязательно комментировать недочеты и ошибки всеми доступными способами. Например, отправить письмо с оценочным суждением к отметке, если это аудио отчет, или исправить неправильные ответы другим цветом и впечатать пояснения, если задание в печатном виде. Также, можно выслать исправления, пояснения и рекомендации в виде электронного письма или аудиофайла.
В заключение хотелось бы еще раз уточнить, что ДО не является той формой обучения, которая подойдет абсолютно всем. Она служит, скорее, временной мерой в определенных жизненных обстоятельствах, так как требует от учеников уже имеющихся знаний и умений, психологической готовности к самостоятельному изучению материала и организации своего труда, навыков тайм-менеджмента и определенного учебного опыта. Дети должны быть достаточно взрослыми, чтобы воспринимать новые форматы и уметь самостоятельно использовать ресурсы интернета.
Однако, несмотря на все свои недостатки и ограничения, ДО все же имеет некоторые плюсы. Оно дает возможность учащимся работать в собственном темпе, получать дополнительные знания, проявить познавательный интерес, а отсутствие отвлекающих факторов приносит определенную выгоду тем учащимся, обстановка в классе которых далека от рабочей. Также ДО может способствовать росту результатов слабых учащихся, которых обычно демотивирует присутствие более успешных одноклассников.
В любом случае для продолжения успешного использования ДО необходимо усовершенствовать: нужны четкие требования к объему самостоятельной работы учащихся, оцениванию домашних заданий, срокам сдачи, итоговому контролю. Также необходимо выбрать определенный единый формат обучения в рамках школы/города или страны. Необходимо нарастить технические возможности уже существующих платформ. Для более эффективного использования ДО нужна единая платформа, которая содержала бы универсальные задания для промежуточного и итогового контроля онлайн, способная выдерживать такие нагрузки и дать объективную и мгновенную оценку качеству знаний ученика. Последнее, однако, находится не в зоне ответственности учителей и школ, а скорее в зоне ответственности министерства образования.
Список использованных источников
- https://youtu.be/-Se1seG2yo4
- https://www.engvid.com/present-perfect-progressive-challenge/
- Английский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций Английский в фокусе Ю.В. Ваулина, Д.Дули, О.Е Подоляко, В.Эванс, - 9-е издание. – М.:Express Publishing: Просвещение, 2018
- Английский язык. Рабочая тетрадь. 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Ю.В. Ваулина, Д.Дули, О.Е Подоляко, В.Эванс, 13-е издание Москва Express Publishing «Просвещение» 2019
- English Grammar in Use. A self-study reference and practice book for intermediate students with answers. Raymond Murphy. Second edition. Cambridge University Press, 1994