Контроль знаний при дистанционной форме обучения
Тихомирова Надежда Ивановна
Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету. Это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, эта оценка результатов обучения на уроке. Как составная часть обучения, текущий контроль оперативен, гибок, разнообразен по методам и формам, средствам. диагностическая. Она конкретизируется в ряде задач в зависимости от вида контроля. Дидактика знает такие виды контроля: текущий, периодический, итоговый.
В целом функция контроля состоит в установлении уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, в измерении эффективности учебного процесса и успеваемости.
Современная дидактика выделяет следующие методы контроля:
- методы устного контроля,
- методы письменного контроля,
- методы практического контроля,
- дидактические тесты,
- наблюдение.
Устный контроль как текущий проводится ежеурочно в индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме. Зачет и устный экзамен являются наиболее активной и обстоятельной проверкой знаний за определенный период обучения.
Письменный контроль (контрольная работа, изложение, сочинение, диктант, реферат) обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика.
Дидактические тесты являются сравнительно новым методом (средством) проверки результатов обучения. Дидактический тест (тест достижений). Сама форма дистанционного обучения значительно усложняет полноценный контроль знаний из-за удаленности в пространстве, а иногда даже и во времени обучающегося и преподавателя.
Выделяют основные принципы контролирования учащихся, которые необходимо соблюдать в дистанционном обучении:
· познавательная деятельность в дистанционном обучении должна оцениваться при минимальном воздействии субъективного фактора; принцип объективности
· в дистанционном обучении должны создаваться равные условия для всех обучающихся;
· контроль с помощью дистанционных технологий должен быть организован так, чтобы за как можно меньшее время осуществить проверку знаний у большого количества испытуемых. Принцип массовости и кратковременности
Проблема осуществления контроля является одной из наиболее сложных методических проблем ДО. Суть проблемы заключается, прежде всего, в необходимости точно идентифицировать учащегося и соблюсти необходимые формальности в соответствии с действующими в данное время требованиями Министерства образования РФ.
При ДО принимают специальные меры для обеспечения достоверности данных осуществляемого контроля:
· организацией системы доступа к учебным ресурсам по индивидуальным паролям и идентификаторам; использованием различных шифров и кодировок для защиты самих тестов от несанкционированного доступа, запуском программ тестирования строго по паролям; организацией и проведением контрольных мероприятий на базе сертифицированных региональных учебных центров, имеющих доступ к Интернету;
· использованием дополнительных периферийных устройств, например видеокамер, устройств ввода индивидуального пин-кода;
· жестким ограничением времени на ответ, случайным перемешиванием вариантов ответов и заданий из обширного банка;
· статистической защитой при тестировании данные протоколов оцениваются с помощью специальных алгоритмов многомерного анализа данных, позволяющих обнаружить подлог, особенно в случае систематического и массового подлога.
Для оценки результатов познавательной деятельности учащихся в дистанционном обучении применяются следующие формы контроля:
Анкетирование.
Для проведения оперативного промежуточного контроля при дистанционном обучении также очень удобно использовать разнообразные анкеты, рассылаемые слушателям в определенные сроки по электронной почте. не должно быть лишних вопросов, поскольку необходимо экономить время это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы.
Анкета является достаточно гибким инструментом, поскольку вопросы можно задавать множеством различных способов. Анкета требует тщательной разработки, апробации для устранения ее недостатков до начала ее широкого использования. В ходе подготовки анкет отбираются вопросы, которые необходимо задать, выбираются формы этих вопросов, их формулировки и последовательность.
Анкета, наряду с тестами, является одним из самых распространенных средств проведения тестирования учащихся.
Исследовательская работа.
Наиболее популярна в сфере ДО такая форма контроля учебной деятельности, как проведение исследования по теме. Учащиеся изучают тему, используя представленные в Интернете (или в традиционных изданиях) первоисточники. В установленные сроки обучающиеся должны предоставить отчет об итогах самостоятельной работы своим преподавателям.
Такое задание учащийся может выполнять индивидуально, готовя отчет самостоятельно, а может и совместно с группой студентов подготовить коллективный отчет.
Существуют некоторые разновидности отчетов:
1. По количеству учащихся, принимающих участие в написании отчетных работ: а) Индивидуальные (учащийся готовит отчет самостоятельно и передает по электронной почте своему преподавателю); один на всю учебную группу); б) Групповые (учащиеся готовят отчеты совместно, обмениваясь по сети своими материалами и составляя коллективный отчет
2. По используемым средствам новых информационных технологий (НИТ): а) Отчеты, подготовленные без использования средств НИТ (без информационных ресурсов Интернета, обучающих программ на CD и пр., т.е. главным образом на основе печатных материалов и учебных видеофильмов); б) Отчеты, подготовленные с использованием средств НИТ с использованием средств НИТ как при подготовке, так и для представления, презентации отчета).
В качестве примера можно привести новую технологию представления отчетных материалов - образовательный веб-квест - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.
Разработчиками веб-квеста как учебного задания являются Bernie Dodge и Tom March (http://ozline.com/entry)Веб-квест (webquest) в педагогике. По сравнению с такими заданиями на основе ресурсов интернета как тематический список ссылок (Hotlist), мультимедийный альбом (Multimedia Scrapbook), поиск сокровищ (Treasure/Scavenger Hunt) и коллекция примеров (Subject Sampler) веб-квест является наиболее сложным как для учащихся, так и для преподавателя.
Веб-квест направлен на развитие у учащихся навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции. Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п.
Веб-квесты охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему или могут быть межпредметными. Веб-квесты включают как страницы, созданные самими учащимся по итогам проведенного исследования, так и ссылки на страницы других сайтов Интернета, логически связанных с изучаемым материалом (базы данных, статьи из сетевых журналов, залы «виртуальных музеев» и пр.). Другой очень важной чертой веб-квестов является то, что они построены из определенного набора блоков:
· Введение (предназначено для привлечения интереса учащихся);
· Задание (описывает конечный продукт деятельности);
· Процесс (пошаговое описание процедуры того, что учащиеся должны сделать для реализации проекта; здесь также приводится список веб-сайтов, на которых содержится необходимая информация);
· Оценка (в этой части приводятся критерии оценки работы учащихся);
· Заключение (подведение итогов проектной деятельности).
Учитывая специфику представления отчетных письменных материалов в Интернете, необходимо максимально облегчить рутинную работу по составлению письменных отчетов и рефератов. Проблему можно решить за счет создания различных электронных форм «заготовок» отчетов, что значительно экономит время учащихся, затрачиваемое на работу в сети, и унифицирует ответы, делая их доступными для дальнейшей обработки и анализа преподавателем.
Телеконференции.
Телеконференции используют как зачетные работы в том случае, если тема, изученная учащимися, требует обсуждения, а преподаватель должен узнать глубинное понимание учащимися сути изучаемых явлений, разобраться в их мировоззрении, узнать личное мнение по какому-либо вопросу.
Для ДО гуманитарным дисциплинам телеконференции должны стать неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку только они позволят оценить умение учащихся участвовать в дискуссии, аргументировать и т.д. С точки зрения технической реализации в сети телеконференции могут быть организованы:
· в асинхронном режиме (группы новостей, списки рассылки);
· в синхронном режиме (IRC, чат-конференции);
· как видео-теле-конференции.
При проведении телеконференции учащихся можно оценивать по следующим критериям:
· уровню активности в дискуссии (количество выступлений);
· умению задавать вопросы по теме дискуссии;
· умению аргументировано отвечать на вопросы;
· информированности, знанию первоисточников информации;
· умению точно использовать термины и понятия по изучаемой теме;
· умению выделять главную мысль.
Проектные методы.
Оценивать знания и умения учащихся при ДО можно и в условиях обучения в сотрудничестве (например, при проектной деятельности). Это дает возможность преподавателям лучше узнать учащихся, детально проверить уровень их подготовки. Эти методы во многом субъективны, основаны на прямом личном контакте всех участников ДО. Именно в силу своей субъективности данная форма контроля практически не поддается автоматизации, и при проведении ДО один преподаватель (куратор) учебной группы не может за один цикл обучения давать регулярную оценку работы больше чем 20.
На выбор форм контроля учебной деятельности при ДО влияют следующие факторы:
· доступность для учащихся и преподавателей технических средств и средств связи;
· возможность (необходимость) обратной связи при проведении контрольных мероприятий;
· соответствие содержанию обучения (чем сложнее изучаемый материал, тем более сложные формы контроля используются);
· соответствие используемым педагогическим технологиям (может быть, вместо тестирования потребуется провести виртуальную защиту проекта или обсудить рефераты);
· продолжительность контрольных мероприятий (время работы учащегося за компьютером должно быть сведено к минимуму);
· оперативность (время на анализ результатов контрольного мероприятия и информирование учащихся об этом).
В последнее время вместо традиционного понятия «контроль», кроме уже упоминавшегося понятия «диагностика» все чаще стали использовать понятие мониторинг. Мониторинг - это непрерывные контролирующие действия в системе «педагог обучающийся» понимается совокупность контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения учащимися материала и его корректировку.
Все, перечисленные приемы организации контроля учебной деятельности возможно реализовать в условиях телекоммуникационной сети, с помощью современных интернет-технологий.
В целом функция контроля состоит в установлении уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, в измерении эффективности учебного процесса и успеваемости.
Современная дидактика выделяет следующие методы контроля:
- методы устного контроля,
- методы письменного контроля,
- методы практического контроля,
- дидактические тесты,
- наблюдение.
Устный контроль как текущий проводится ежеурочно в индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме. Зачет и устный экзамен являются наиболее активной и обстоятельной проверкой знаний за определенный период обучения.
Письменный контроль (контрольная работа, изложение, сочинение, диктант, реферат) обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика.
Дидактические тесты являются сравнительно новым методом (средством) проверки результатов обучения. Дидактический тест (тест достижений). Сама форма дистанционного обучения значительно усложняет полноценный контроль знаний из-за удаленности в пространстве, а иногда даже и во времени обучающегося и преподавателя.
Выделяют основные принципы контролирования учащихся, которые необходимо соблюдать в дистанционном обучении:
· познавательная деятельность в дистанционном обучении должна оцениваться при минимальном воздействии субъективного фактора; принцип объективности
· в дистанционном обучении должны создаваться равные условия для всех обучающихся;
· контроль с помощью дистанционных технологий должен быть организован так, чтобы за как можно меньшее время осуществить проверку знаний у большого количества испытуемых. Принцип массовости и кратковременности
Проблема осуществления контроля является одной из наиболее сложных методических проблем ДО. Суть проблемы заключается, прежде всего, в необходимости точно идентифицировать учащегося и соблюсти необходимые формальности в соответствии с действующими в данное время требованиями Министерства образования РФ.
При ДО принимают специальные меры для обеспечения достоверности данных осуществляемого контроля:
· организацией системы доступа к учебным ресурсам по индивидуальным паролям и идентификаторам; использованием различных шифров и кодировок для защиты самих тестов от несанкционированного доступа, запуском программ тестирования строго по паролям; организацией и проведением контрольных мероприятий на базе сертифицированных региональных учебных центров, имеющих доступ к Интернету;
· использованием дополнительных периферийных устройств, например видеокамер, устройств ввода индивидуального пин-кода;
· жестким ограничением времени на ответ, случайным перемешиванием вариантов ответов и заданий из обширного банка;
· статистической защитой при тестировании данные протоколов оцениваются с помощью специальных алгоритмов многомерного анализа данных, позволяющих обнаружить подлог, особенно в случае систематического и массового подлога.
Для оценки результатов познавательной деятельности учащихся в дистанционном обучении применяются следующие формы контроля:
Анкетирование.
Для проведения оперативного промежуточного контроля при дистанционном обучении также очень удобно использовать разнообразные анкеты, рассылаемые слушателям в определенные сроки по электронной почте. не должно быть лишних вопросов, поскольку необходимо экономить время это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы.
Анкета является достаточно гибким инструментом, поскольку вопросы можно задавать множеством различных способов. Анкета требует тщательной разработки, апробации для устранения ее недостатков до начала ее широкого использования. В ходе подготовки анкет отбираются вопросы, которые необходимо задать, выбираются формы этих вопросов, их формулировки и последовательность.
Анкета, наряду с тестами, является одним из самых распространенных средств проведения тестирования учащихся.
Исследовательская работа.
Наиболее популярна в сфере ДО такая форма контроля учебной деятельности, как проведение исследования по теме. Учащиеся изучают тему, используя представленные в Интернете (или в традиционных изданиях) первоисточники. В установленные сроки обучающиеся должны предоставить отчет об итогах самостоятельной работы своим преподавателям.
Такое задание учащийся может выполнять индивидуально, готовя отчет самостоятельно, а может и совместно с группой студентов подготовить коллективный отчет.
Существуют некоторые разновидности отчетов:
1. По количеству учащихся, принимающих участие в написании отчетных работ: а) Индивидуальные (учащийся готовит отчет самостоятельно и передает по электронной почте своему преподавателю); один на всю учебную группу); б) Групповые (учащиеся готовят отчеты совместно, обмениваясь по сети своими материалами и составляя коллективный отчет
2. По используемым средствам новых информационных технологий (НИТ): а) Отчеты, подготовленные без использования средств НИТ (без информационных ресурсов Интернета, обучающих программ на CD и пр., т.е. главным образом на основе печатных материалов и учебных видеофильмов); б) Отчеты, подготовленные с использованием средств НИТ с использованием средств НИТ как при подготовке, так и для представления, презентации отчета).
В качестве примера можно привести новую технологию представления отчетных материалов - образовательный веб-квест - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.
Разработчиками веб-квеста как учебного задания являются Bernie Dodge и Tom March (http://ozline.com/entry)Веб-квест (webquest) в педагогике. По сравнению с такими заданиями на основе ресурсов интернета как тематический список ссылок (Hotlist), мультимедийный альбом (Multimedia Scrapbook), поиск сокровищ (Treasure/Scavenger Hunt) и коллекция примеров (Subject Sampler) веб-квест является наиболее сложным как для учащихся, так и для преподавателя.
Веб-квест направлен на развитие у учащихся навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции. Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п.
Веб-квесты охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему или могут быть межпредметными. Веб-квесты включают как страницы, созданные самими учащимся по итогам проведенного исследования, так и ссылки на страницы других сайтов Интернета, логически связанных с изучаемым материалом (базы данных, статьи из сетевых журналов, залы «виртуальных музеев» и пр.). Другой очень важной чертой веб-квестов является то, что они построены из определенного набора блоков:
· Введение (предназначено для привлечения интереса учащихся);
· Задание (описывает конечный продукт деятельности);
· Процесс (пошаговое описание процедуры того, что учащиеся должны сделать для реализации проекта; здесь также приводится список веб-сайтов, на которых содержится необходимая информация);
· Оценка (в этой части приводятся критерии оценки работы учащихся);
· Заключение (подведение итогов проектной деятельности).
Учитывая специфику представления отчетных письменных материалов в Интернете, необходимо максимально облегчить рутинную работу по составлению письменных отчетов и рефератов. Проблему можно решить за счет создания различных электронных форм «заготовок» отчетов, что значительно экономит время учащихся, затрачиваемое на работу в сети, и унифицирует ответы, делая их доступными для дальнейшей обработки и анализа преподавателем.
Телеконференции.
Телеконференции используют как зачетные работы в том случае, если тема, изученная учащимися, требует обсуждения, а преподаватель должен узнать глубинное понимание учащимися сути изучаемых явлений, разобраться в их мировоззрении, узнать личное мнение по какому-либо вопросу.
Для ДО гуманитарным дисциплинам телеконференции должны стать неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку только они позволят оценить умение учащихся участвовать в дискуссии, аргументировать и т.д. С точки зрения технической реализации в сети телеконференции могут быть организованы:
· в асинхронном режиме (группы новостей, списки рассылки);
· в синхронном режиме (IRC, чат-конференции);
· как видео-теле-конференции.
При проведении телеконференции учащихся можно оценивать по следующим критериям:
· уровню активности в дискуссии (количество выступлений);
· умению задавать вопросы по теме дискуссии;
· умению аргументировано отвечать на вопросы;
· информированности, знанию первоисточников информации;
· умению точно использовать термины и понятия по изучаемой теме;
· умению выделять главную мысль.
Проектные методы.
Оценивать знания и умения учащихся при ДО можно и в условиях обучения в сотрудничестве (например, при проектной деятельности). Это дает возможность преподавателям лучше узнать учащихся, детально проверить уровень их подготовки. Эти методы во многом субъективны, основаны на прямом личном контакте всех участников ДО. Именно в силу своей субъективности данная форма контроля практически не поддается автоматизации, и при проведении ДО один преподаватель (куратор) учебной группы не может за один цикл обучения давать регулярную оценку работы больше чем 20.
На выбор форм контроля учебной деятельности при ДО влияют следующие факторы:
· доступность для учащихся и преподавателей технических средств и средств связи;
· возможность (необходимость) обратной связи при проведении контрольных мероприятий;
· соответствие содержанию обучения (чем сложнее изучаемый материал, тем более сложные формы контроля используются);
· соответствие используемым педагогическим технологиям (может быть, вместо тестирования потребуется провести виртуальную защиту проекта или обсудить рефераты);
· продолжительность контрольных мероприятий (время работы учащегося за компьютером должно быть сведено к минимуму);
· оперативность (время на анализ результатов контрольного мероприятия и информирование учащихся об этом).
В последнее время вместо традиционного понятия «контроль», кроме уже упоминавшегося понятия «диагностика» все чаще стали использовать понятие мониторинг. Мониторинг - это непрерывные контролирующие действия в системе «педагог обучающийся» понимается совокупность контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения учащимися материала и его корректировку.
Все, перечисленные приемы организации контроля учебной деятельности возможно реализовать в условиях телекоммуникационной сети, с помощью современных интернет-технологий.