Апрельские чтения как реализация проективного подхода
Зимина Марина Валентиновна
Я преподаю английский язык уже много лет. Немало изменений в образовательном процессе произошли за последнее десятилетие, в том числе появилась проектная деятельность, которая прочно вошла в нашу лицейскую жизнь.
В современных условиях образование реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, в выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из таких технологий и является проектная деятельность.
Под словом проект понимается организованная учителем и самостоятельно выполняемая учащимися совокупность учебно-познавательных действия, которая завершается созданием творческого продукта. Каждый год на Апрельских чтениях, которые мы проводим в нашем лицее, наши учащиеся и ребята из других школ нашего района с удовольствием представляют свои проекты.
Известно, что обучение иностранному языку требует личностно-ориентированного подхода в большей степени, чем какой-либо другой учебный предмет, так как индивидуальной, прежде всего является речь ученика, способ восприятия им речи окружающих. И именно метод проектов в наибольшей степени способствует активизации всех сфер личности школьника, его интеллектуальной и эмоциональной сфер, сферы практической деятельности. Работа над проектом позволяет учащимся выступать в роли авторов, повышая, таким образом, их творческий потенциал. Метод проектов позволяет проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Ученик сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиваться ли учебником по английскому языку, или прочитать другие учебники, предусмотренные школьной программой. Однако, зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям, интернету), анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.
В основе проекта лежит проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и овладение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, текстом (выделять главную идею, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом. Формирование многих из указанных умений является целью обучения различным видам речевой деятельности. К творческим умениям относят, прежде всего, умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях, умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы. Умение прогнозировать последствия того или иного решения. К коммуникативным умениям стоит отнести, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе. Такая работа должна вестись постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом. Наш предмет вносит свою существенную лепту в общее развитие ребенка. Метод проектов – огромный вклад в развивающий, личностно-ориентированный характер обучения. Он может достаточно широко использоваться на любой ступени обучения, в начальной школе, в средней и в старшей, при любой модели обучения. (даже, в связи с переходом на дистанционное обучение, наши Апрельские чтения прошли в режиме он-лайн).
В организации проектной деятельности очень важным моментом является структурирование. Оно включает следующие этапы:
Мотивация. Этот этап особенно важен, так как от него зависит в большей степени успех последующей работы.
Информационное обеспечение. Задача этого этапа – собрать как можно больше информации по данному вопросу.
Первичная обработка информации учеником. Происходит первичный анализ материала, исходя из собственного опыта и имеющихся знаний.
Обработка информации вместе с учителем. Продолжается сбор информации. Учитель вместе с учеником определяют наличие неосвещенных вопросов, выделяется главная тема и подтемы, формулируются основным мысли. Главное на этом этапе не подавлять инициативу ребенка, с уважением отнестись к любой идее, создать ситуацию «успеха».
Дополнительный сбор информации. В процессе работы обучающиеся непременно сталкиваются с проблемой «нехватки» материала. Появившиеся проблемы позволяют взглянуть еще раз на объект изучения «под углом нерешенных вопросов». Формируется умение сопоставлять имеющиеся знания и новую информацию.
Осмысление, сравнивание, анализ и коррекция. Самый важный этап в работе, так как здесь происходит интеллектуальный рост человека, становление личности Ученики учатся анализировать, сравнивать, делать обобщения, проводить коррекцию.
Защита проекта. Предпочтение как правило отдается компьютерной презентации. Использование компьютера придает проекту большую наглядность, динамизм. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.
Выполнение проектов мотивирует учащихся в изучении языка и стимулирует как устную, так и письменную речь. Данный метод достаточно широко представлен на страницах учебника «Spotlight» (Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко), который является УМК во всех классах нашего лицея.
Проекты различаются по форме представления результатов, характеру, времени, затраченному на выполнение. Они могут быть посвящены какой-то одной лексической или грамматической теме. Такие проекты представляются в виде итоговых, обзорных уроков, когда по результатам оценивается усвоение учащимися определенного учебного материала. Несомненно, это очень полезные проекты, в которых заинтересованы и учащиеся, и учителя. Но наиболее интересными, в большей степени раскрывающими творческий потенциал ученика, являются, так называемые, долгосрочные проекты. В нашем Лицее они занимают не один месяц работы от момента постановки задачи до итоговой презентации на Апрельских чтениях. Но такие проекты создают условия для осмысления материала и свободы выражения мыслей. Для того, чтобы подготовить, оформить и представить такой проект требуется гораздо больше времени, чем для традиционных заданий. Для выполнения такого рода проектов в первую очередь необходима тщательная подготовка. Прежде всего, важно принять во внимание индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт учеников. Учитывая это, предлагается идея, выбирается и обсуждается тема будущей работы. Выбор темы, думаю, один из самых значимых этапов. Тема проекта не только должна быть тесно связана с учебной программой, не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом. А работа над темой, неинтересной для ученика, не учитывающей его склонности, скорее всего, не будет эффективной и увлекательной. Тема может быть предложена самими учениками. В этом случае они работают над проектом с большей эмоциональной отдачей. Темы проектов которые выбирали мои ученики, тесно связаны с современным миром, с их жизненной позиций и увлечениями. Например, были такие темы: «Реклама как средство изучения английского языка»», «Макдоналдс вчера и сегодня», «Молодежный сленг в современной культуре речи», «Сленг в английском языке», «Влияние группы Rolling Stones на музыку ХХ века», «Говорящие футболки. Анализ надписей», «Свадебные традиции мира», «Язык SMS – язык будущего?». Ребята так увлеченно представляют свои темы, рассказывая порой о совершенно неизвестных фактах, что иногда члены жюри долго не отпускают их, заинтересовавшись той или иной темой.
Опыт проектной деятельности и мой, в частности, показывает, что проект – прекрасная возможность для учащихся творчески использовать свои знания английского языка, значительно расширить их и узнать больше о предмете исследования и, может быть, самое главное конечный продукт дает им реальное чувство достижения, успеха.
В заключении хотелось бы отметить, что в процессе работы над проектом меняется роль учителя. Главной задачей учителя становится не передать конкретные знания, а научить разнообразным способам работы. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, источника информации, координатора. А поскольку проектная деятельность ориентирована на сотрудничество, партнерство ученика и учителя, она должна быть увлекательной не только для ученика, но и для учителя. В этом случае обучение становится наиболее эффективным и продуктивным. И только в этом случае использование новейших технологий в преподавании не только позволяет расширить образовательные рамки, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию и самообразованию учителя.