Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Мотивация на уроках иностранных языков и во внеклассной деятельности
как главное условие повышения качества образования в контексте ФГОС

(из опыта работы)
 
Засецкая Ирина Эолитовна,
ГБОУ СОШ № 46 Санкт-Петербурга
     
   Главной целью обучения иностранным языкам в контексте ФГОС является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ученика, способного   участвовать  в межкультурном общении на иностранном языке. Достижение этой цели зависит, прежде всего, от  учебной мотивации. 
   Формирование учебной мотивации - главное условие повышения качества образования. 
   Мотивация играет более значимую роль при изучении иностранных языков, чем при изучении других предметов вследствие трудностей, связанных с отсутствием иноязычной языковой среды.
   Важным для нас представляется формирование мотивов обучения, создание таких условий, при которых появляются внутренние побуждения к учению и саморазвитию. 
   Каковы же мотивы  изучения иностранного языка у наших учащихся? 
   По результатам анкетирования это – прежде всего, общение на иностранном языке во время путешествий, требования будущей профессии и обучения в вузе, общее представление об образованности, возможность использования компьютерной информации на английском языке. 
   В учебной мотивации доминируют познавательные мотивы, способствующие развитию лингвистического мышления и использованию иностранного языка как средства обмена информацией, приобщения к культуре и истории. 
   Особенно остро проблема мотивации изучения иностранных языков стоит в средней школе. Анкетирование показывает, что  во 2 классе у учащихся, как правило, высокая мотивация, которая однако  снижается к 4 классу. В связи с ростом познавательного интереса мотивация увеличивается в 5, 6 классах,  падает в 7, 8 классах и вновь возрастает в 9, 11 классах в связи с подготовкой к  сдаче экзамена по английскому языку, который выбирает абсолютное большинство учащихся. 
   Однако лучшим учителям удается сохранить высокую мотивацию учащихся  в течение всего  периода обучения. 
   В своей работе мы стараемся учитывать следующие виды мотивации:
  • целевую мотивацию, основанную  на ясном осознании  конечной цели изучения иностранного языка и цели выполнения отдельных заданий,
  • мотивацию успеха, когда учащиеся хотят получить  поощрение за тот труд, который они затратили,
  • страноведческую мотивацию, когда культуроведческий аспект усиливает интерес учащихся к языку,
  • эстетическую мотивацию, основанную   на том, что  изучение иностранного языка для учащихся должно превратиться в удовольствие.
  • инструментальную мотивацию, когда исходя из индивидуальных особенностей, каждый ученик хочет выразить себя в любимом  виде деятельности на иностранном языке.
   Мы также опираемся на такие методы мотивации как:
  • эмоциональные методы, включающие поощрение, порицание, учебно-
  • познавательную игру, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания и удовлетворение желания быть значимой личностью,
  • познавательные методы, такие как опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений,  выполнение творческих заданий,  “мозговая атака”  и развивающаяся кооперация,
  • волевые методы, включающие предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения,  формирование ответственного отношения к учению, познавательные затруднения,  самооценка деятельности и коррекция, рефлексия поведения и прогнозирование будущей деятельности,
  • социальные методы, такие как развитие желания быть полезным отечеству, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка и рецензирование.
   Признавая ведущую роль мотивации в изучении иностранного языка, мы ставим перед собой следующие задачи:
  • создавать специально разработанную систему дидактических упражнений, способствующих повышению мотивации,
  • использовать  систему стимулов и поощрений,
    эффективно использовать  аудиовизуальные средства обучения, компьютерные технологии и интернет ресурсы;
  • создавать       положительный     эмоциональный     настрой       в процессе обучения,
  • использовать индивидуально-личностный подход к учащимся,
  • сотрудничать с преподавателями других предметов и  родителями,
  • разрабатывать систему внеклассных мероприятий,         усиливающих мотивационную сторону изучения языка.
   Для формирования положительной мотивации к изучению иностранного мы используем следующие  методы и приёмы:
  • игровые приёмы предъявления изучаемого материала (особенно для младших школьников),
  • конкурсы и олимпиады по предмету,
  • внеурочную работу по иностранным языкам,
  • нестандартные формы проведения уроков, такие как урок-дискуссия, защита проектов, круглый стол, урок-соревнование, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок –праздник, урок – ролевая игра, игра по станциям, интегрированный урок, урок в формате ОГЭ или ЕГЭ,
  • коллективные и личностно-ориентированные  формы учебной работы,
  • обучение в сотрудничестве,
  • создание проблемных ситуаций,
  • проектную методику,
  • поисковую и исследовательскую деятельность,
  • создание ситуации успеха.
   Мы уверены, что особую роль в формировании мотивации играет эмоциональность и увлеченность учителя, сотрудничающего с учащимися. 
   Формирование мотивации на отдельных этапах урока зависит  от целей урока, его типов. 
   В зависимости от содержания урока учитель должен формировать соответствующий мотивационный цикл, от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы на этапе подкрепления и усиления возникшей мотивации и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей). 
   Ученики должны понимать логику урока и  работать в сотрудничестве с учителем. В средней и старшей школе,  например, по подсказкам в виде серии картинок, цитат или видео отрывка  они учатся после обсуждения в группах формулировать тему, цель и задачи урока,  выстраивают в логическом порядке данные вразброс пункты  плана урока, вносят свои предложения, чему бы еще они хотели научиться в связи с темой урока, занимаются поисковой и творческой деятельностью, оценивают свою работу, получают дифференцированные домашние задания и выбирают наиболее интересные для них.
   Коротко о результатах нашей работы, непосредственно связанных с формированием положительной мотивации обучения. 
   В прошлом году, как и в предыдущие годы, наши старшеклассники показали очень хорошие результаты сдачи ОГЭ и ЕГЭ, выше, чем в среднем по городу, при чем экзамены сдавали более 90% учащихся. 
   Большое внимание мы уделяем внеклассным мероприятиям, значительно влияющим на учебную мотивацию. 
   В течение 15 лет наши команды становятся победителями районного конкурса «Творческая мозаика» в разных номинациях, включая проектные работы, видео экскурсии, мини-спектакли, отрывки из мюзиклов и драматизацию англоязычных песен. 
   Пять раз наши старшеклассники становились победителями и призерами Международного конкурса презентации проектных работ «Знаешь ли ты Шотландию» и награждались поездками в Шотландию. 
   Четыре раза команды старшеклассников были победителями городского конкурса исследовательских работ «Поликультурный мир» на базе университета им. А.И. Герцена. 
   Ежегодно мы проводим насыщенные Недели иностранных языков. Особенной популярностью среди учащихся пользуются  мастер классы переводчиков, организуемые   преподавателями Политехнического университета,  участие в городском конкурсе переводчиков, Фестиваль англоязычных песен, в котором принимают участие практически все классы школы, и тематические конкурсы газет.   
   Мы также продолжаем работу над учебными влогами, что в значительной мере способствует повышению мотивации  обучающихся, проводим  внутришкольные конкурсы влогов и семинары по методике работы над влогами для учителей района и наших коллег.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»