Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Здоровье – как основной фактор гармоничного развития личности.
Здоровьесберегающие технологии – метод преподавания
с целью сохранения здоровья школьников

Пантюхова Елъена Владимировна
Что может быть важнее жизни и здоровья человека? Обязанность каждого гражданина оберегать свое здоровье, здоровье своих детей. Что же такое здоровье? В первую очередь - это гармоническое сочетание таких составляющих как, физическое состояние, социально-психологическое состояние и психолого-педагогическое состояние человека. Исходя из этого можно сказать, что здоровье подразумевает под собой доброжелательные отношения человека с людьми, с природой и в первую очередь с самим собой. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к учебе и труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь- это важное слагаемое человеческого фактора.
Согласно данным статистических исследований тенденция последних лет показывает сильное ухудшение состояние здоровья школьников. Вызвано это и экологией, и социально-экономическими условиями и конечно же возросшими нагрузками в школе. Учебный процесс стал более насыщенным, в том числе и за счет применения новых образовательных форм и технологий обучения, повышению требований, росту объема информации, которое необходимо усвоить. Все вместе это приводит к снижению деятельности иммунной системы, рост количества всевозможных заболеваний, низкому уровню активности школьников на уроках, слабой успеваемости.
Именно поэтому необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование правильной установки на здоровый образ жизни, применение в педагогической деятельности таких образовательных технологий, которые соответствовали бы возрасту школьников и сохраняли бы здоровье школьников в полном понимании этого термина было на первом месте.
Каким же должен быть учебный процесс?
Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в образовательных учреждениях. Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «здоровьесберегающие технологии». Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Термин «здоровьесберегающие технологии» необходимо рассматривать как качественную характеристику образовательного процесса, как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения.
Активное и грамотное применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий позволяет добиваться существенных изменений в состоянии здоровья школьников. Именно здоровьесберегающий подход к учебно-воспитательному процессу в школе дает реальную возможность сохранить и укрепить здоровье школьника, развивающегося в условиях роста информационного потока, стрессов, нарушения экологического равновесия.
Существует несколько критериев, по которым можно оценить степень здоровье сбережения.
Обстановка и гигиенические условия в классе.
Количество видов учебной деятельности.
Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности.
Количество видов преподавания.
Чередование видов преподавания.
Наличие и место методов, способствующих активизации.
Место и длительность применения ТСО.
Поза учащегося, чередование позы.
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления.
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.
Психологический климат на уроке.
Эмоциональные разрядки на уроке.
Момент наступления утомления и снижения учебной активности.
Темп окончания урока.
Исходя из вышеизложенного можно разработать методику применения здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка. В процессе преподавания всегда возникают следующие вопросы: Как сделать уроки занимательными и комфортными? Как избежать стресса, утомления и однообразия? Как повысить мотивацию и результаты обученности по предмету?
На уроках английского языка обучающимся для освоения коммуникативных умений необходима постоянная концентрация внимания. Они должны усвоить  большое количество лексических единиц, грамматических форм, стандартных речевых клише и т. д. На уроках им приходится  много запоминать наизусть, говорить, писать на иностранном языке, читать, слушать и анализировать полученную информацию, систематизировать свои навыки и умения, логически мыслить и рассуждать. Вот почему  здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка столь важны и необходимы. Они, в совокупности с применяемыми педагогическими технологиями и специально разработанными санитарными нормами учебного режима, позволяют легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достигнуть  цели учебных заданий, распознать ошибки и недочёты. Одновременно, обучающиеся учатся  жить без страха, стресса, в гармонии с  самими собою и с окружающим миром, вырабатывают навыки  доброжелательного, уравновешенного, корректного отношения к своим одноклассникам, учителям и родителям.  В итоге, они  сохраняют своё и ценят чужое здоровье.
Основной задачей учителя должны стать организация и поддержание максимально комфортной, благоприятной и доброжелательной обстановки, создание у школьников положительного эмоционального настроя на уроке. Как известно, перегрузки учащихся на уроке, повышенная утомляемость зависят не столько от количества и объёма проделанной работы, сколько от предлагаемой формы урока. Если процесс получения знаний идёт интересно, познавательно,  учебный материал подаётся согласно возрастным потребностям обучающихся и мотивирован, то его усвоение не создаёт эффекта утомляемости.
Огромное значение имеет организация самого урока: он должен строиться в соответствии с закономерностями распределения во времени интенсивности внимания. Чтобы избежать потери концентрации и внимания,  нужно  чередовать виды работ, а именно – чтение, письмо, ответы на вопросы, самостоятельная работа, аудирование, работа с учебником, творческие и дифференцированные задания. Это способствует формированию и развитию всех видов компетенций, обучающихся и одновременно отдыху, т. е. снижению физического и эмоционального напряжения.
На уроке также необходима смена режимов активности учеников, что подразумевает разную форму учебной деятельности: игровую, творческую, соревновательную, дискуссионную, парную, групповую, индивидуальную. Это повышает умственную работоспособность, познавательную активность, творческую инициативу, мотивацию к изучению английского языка.
В процессе обучения английскому языку большое значение имеет игра. В процессе игры у школьников вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, память, стремление к знаниям. В процессе игры, игровых моментов школьники не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в непривычных ситуациях. Даже самые пассивные из школьников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все свои усилия, чтобы не подвести друг друга в игре. Во время игры школьники, как правило, очень внимательны, сосредоточены, дисциплинированны.   Применение игр на уроке вызывает положительные эмоции, удовольствие и чувство удовлетворенности.  Например, различные конкурсы и соревнования, языковые и подвижные игры. Ролевые игры в группе в форме диалогической речи дают возможность создания самых разнообразных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни.
На уроках английского языка желательно использовать песни на всех уровнях обучения иностранному языку. Песня является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоциональное состояние школьников.  Посредством песни отрабатывается употребление лексики, практикуются грамматические структуры, совершенствуются фонетические навыки т.д.  Прослушивание музыкального произведения и исполнение песен есть  релаксация в середине или в конце урока, когда нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность. Песня активизирует функции дыхательной системы, развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к предмету.
Для снятия умственного напряжения и утомления необходимо использовать так называемые эмоциональные разрядки (поговорки, пословицы, веселые стихотворные произведения, юмористические или поучительные картинки). Весёлое, удачно подобранное небольшое стихотворное произведение, прочитанное и динамически обыгранное хором, способствует снижению нервно-психического напряжения на уроке, повышению эмоционально-положительного фона учебной деятельности и совершенствованию коммуникативных навыков. На всех этапах обучения целесообразно применять проектные методики в качестве организационной формы учебной деятельности. Метод проектов подразумевает, что обучающиеся могут сами выбирать темы своих проектных разработок, исходя из собственных предпочтений и наклонностей; составлять график проводимых исследований; выбирать способ презентации конечного продукта своей проектной деятельности согласно своим творческим возможностям, языковой подготовки и техническим способностям.  Таким образом, получается, что проектная методика полностью отвечает требованиям здоровьесберегающих технологий и поэтому широко используется на уроках английского языка.
Для укрепления здоровья школьников огромное значение имеет методически, педагогически и психологически грамотно организованный урок. Во избежание усталости и перегрузки детей учитель должен дифференцированно использовать рабочее время и строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя различные виды работ. Развитию речемыслительной деятельности, организации внимания, памяти и отдыху учащихся способствуют следующие факторы:
  • индивидуальный и дифференцированный подход в обучении;
  • смена разнообразных видов деятельности: самостоятельная работа, работа в паре, группах, чтение, письмо, прослушивание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания.
  • тесты с выбором ответа, с развернутым ответом; на распознавание грамматических форм и структур, поиск ошибок; разноуровневые задания;
  • строгое соблюдение объема всех видов тестов, заданий, проведение контрольных работ строго по календарно-тематическому планированию;
  • физкультминутки, динамическая пауза (драматизация диалогов, стихотворных отрывков);
  • смена позы школьников, наблюдение за их осанкой, соответствие позы виду учебной деятельности;
  • оптимальный темп ведения урока;
  • игра, игровые моменты (преобладающая форма деятельности у младших школьников, через которую ребенок познает мир, учится сравнивать, сопоставлять, сравнивать, анализировать, обобщать);
  • наиболее доступный рациональный способ преподнесения учебного материала;
  • нестандартное размещение ученических рабочих мест;
  • чередование горизонтальных (работа за столом) и вертикальных рабочих плоскостей;
  • нетрадиционные уроки, нетрадиционная система оценивания, опроса;
  • музыкальное сопровождение;
  • групповой метод обучения и др.
Неоценимую помощь учителю в решении данной проблемы могут оказать современные учебно- методические комплекты. В УМК нового поколения, особенно для школьников  средних и старших классов, есть много тем, связанных с охраной здоровья, которые являются очень хорошим средством развития навыков изучения языка по всем видам речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме). Они помогают учащимся узнать много интересного и полезного для того, чтобы быть здоровыми, как вести здоровый образ жизни, содержится информация о вредных и полезных для здоровья привычках, о том, как в других странах мира люди сохраняют свою форму, чем отличаются россияне в своих привычках в отношении здоровья от народов англоговорящих стран, о питании, диете и т.д.
Итак, использование здоровьесберегающих технологий обучения в современной школе играет значительную роль в жизни каждого школьника, помогает легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, проблемы, позволяет достичь цели, решить задачи обучения, учит школьников в жизни избегать стрессов, укреплять, сохранять, ценить свое здоровье и бережно, с уважением относиться к чужому здоровью. Правильное использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка способствует также самоопределению, самореализации ученика на основе его внутренней мотивации. Данный подход к учебному процессу  благотворно  влияет на нервную систему школьника и способствует формированию и развитию самодостаточной конкурентноспособной  креативной личности.
Использованная литература:
1. Абрамова И.В., Бочкарёва Т.И. « Здоровьесберегающие технологии в начальной школе» Самара, 2004г.
2. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии» М., ВАКО, 2004г.
3.Смирнов А. К.» Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе». М., АПКРО, 2002.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»