Учитель немецкого языка ГБОУСОШ № 352
Колесникова Инесса Николаевна
При обучении иностранным языкам большую роль играет использование наглядных пособий – рисунков, картин, схем, таблиц и т.д. Использование их вносит разнообразие в учебный процесс, учащиеся имеют возможность наглядно представить то, о чем говорится в той или иной ситуации. Особо важным является использование опорных схем. Опорные схемы создаются для самых различных целей: введение и закрепление лексического и грамматического материала, для обучения монологической и диалогической речи, аудированию, для развития творческой инициативы учащихся. Опорные схемы призваны облегчить учащимся процесс овладения немецким языком, снять различного рода трудности, стимулировать общение учащихся на уроках немецкого языка, сконцентрировать внимание на новом изучаемом материале.
Учащиеся допускают ошибки в речи в грамматических явлениях. Чтобы избежать ошибки в речи учащихся, можно применять сигнальные опоры. Простейшими опорами в данном случае является, например, карточки разных цветов для запоминания рода существительных:
синий мужской род
зеленый
средний род
красный
женский род
В таком случае, при введении новой лексической единицы, можно применить опору с таким знаком и можно быть уверенным, что учащийся быстро и прочно запомнит род нового существительного.
derBaum dasHaus
dieKatze
Определенную проблему представляет собой для учащихся порядок слов в немецком предложении. Некоторые опорные схемы помогают учащимся избежать и способствуют более быстрому и прочному запоминанию предъявленных грамматических явлений.
Например, порядок слов в повествовательном предложении:
Ich früstücke um 7 Uhr Um 7 Uhr früstücke ich |
Опора поможет запомнить фиксированное второе место сказуемого в повествовательном предложении.
Порядок слов в придаточном предложении запомнится быстро и легко, если учащиеся будут иметь следующую опору:
Ich wieß, Ich bin sicher, Ich glaube, Ich meine, |
daß …………… . |
Если в придаточном предложении употребляется глагол с отделяемой приставкой, то схема выглядит следующим образом:
Ich weiß, |
daß …………….. |
Такое явление в грамматике, как отделяемая приставка. Не имеет аналогов в русском языке. Поэтому, следующая опора поможет побыстрей справиться с этой проблемой.
einkaufen kaufe ein Ich …
Ichhabe eingekauft |
Более быстрому запоминанию лексического и грамматического материала в младших классах способствуют опоры с картинками. Например, слабое склонение существительных мужского рода.
|
- (е)n
И тогда учащиеся на вопрос учителя «WenhastduimZoogesehen?» дают правильный ответ: « IchhabeeinenLöwengesehen».
Быстрому запоминанию лексического материала помогают изготовленные учащимися тематические газеты – «Tierwelt»,«MeineStadt» и наглядные пособия по теме: «Школа зверей» (см. приложение). Учащиеся с интересом работают с этими наглядными пособиями, потому что они изготовлены самими учащимися с фантазией, ярко.
Опоры помогают устранению дополнительных трудностей. Например, при вопросе учителя: «WieistdasWetterheute?» перед учащимися возникают две задачи (он должен выполнить 2 мыслительных операции) – о чем сказать и как сказать. Имея перед глазами следующую опору, ученик уже не пытается лихорадочно вспомнить, о чем же сказать. Перед ним уже есть план в виде картинки. Таким образом, главная задача, которую должен решить ученик – это как сказать, какими языковыми средствами выразить мысль:
|
|
|
|
Die Sonne scheint (nicht)
Der Himmel ist…
Es regnet (nicht)
Es scheint (nicht)
Es ist (nicht) windig
Die Bäume sind grün (rot, gelb, braun)
На вопрос учителя «WiewardieHausaufgabe?», «Washastdufürheutegemacht?», учащийся должен вспомнить, что он делал дома, как называется этот вид домашней работы на немецком языке, а затем уже в форме Perfektправильно оформить высказывание. Имея перед глазами вербальную опору, которая представляет собой перечисление видов деятельности учащегося дома в PräsensInfinitiv, учащийся должен выполнить одну - единственную задачу – оформить свое высказывание в Perfekt.
Einen Text (den Polilog) lesen Ein Gedicht (neue Wörter) lernen Eine schriftliche (mündliche) Aufgabe machen Neue Wörter ins Wörterheft aufschreiben Eine Geschichte nacherzählen Über etwas (Akk) erzählen Etwas (Akk) wiederholen |
Следующая опора (схема) позволяет также максимально сосредоточиться на вопросе учителя:«WasbefindetsichimErdgeschoß (imersten, zweitenStock)?» Мы совершаем экскурсию по нашей школе и рассказываем, что и где находится.
|
В окошечках – «съемные» картинки, на которых символически изображены кабинеты в школе, спортзал, столовая, мед. кабинет, библиотека. Подобная опора помогает подробно рассказать о школе, ничего не упустив. Кроме того, это работа в движении – подойти к доске и прикрепить картинку в окошечко. Это очень нравится учащимся.
Одной из главных задач в обучении иностранному языку является способность ученика самостоятельно оформить высказывание, способность свободно говорить. Одним из средств достижения этой цели является пересказ сказок, различных историй. На уроке мы вместе обсуждаем, о чем мы хотим рассказать, что является главным и существенным в данной истории. Учитель задает вопросы, ученики отвечают на них. В результате совместной деятельности на уроке между учителем и учащимися возникает только нам понятная схема рассказа. Например, пересказ II главы о Пеппи (5 класс, §3).
1)kam (10 Uhr) |
2)nett |
3)…was Pippi wußte |
|
4)mit der Mathematik |
5)nicht rechnen |
6)unhöflich |
7)dutzte |
Подготавливая дома пересказ по схеме, учащиеся вспоминают, как возник план на уроке, какие задавались вопросы и в результате получается рассказ:
- Pippi kam in die Schule um 10 Uhr.
- Die Lehrerin war nett.
- Sie möchte sehen, was Pippi wußte.
- Die Lehrerin begann mit der Mathematik.
- Pippi konnte nicht rechnen.
- Sie war unhöflich.
- PippiduztedieLehrerin.
Высказывая мысль на родном языке, человек направляет основное внимание на содержание, т.е. на то, что сказать и в какой последовательности, а то, как сказать, осуществляется на уровне фонового автоматизма. Говоря на иностранном языке, человек испытывает дополнительную трудность, так как его внимание переключается еще и на второй объект – отбор языковых средств, составление сообщения. Сделать эту дополнительную трудность единственной - и есть назначение опорных схем, планов, таблиц. Они способствуют более глубокому усвоению нового материала. Удержанию в памяти новых грамматических структур, непроизвольному усвоению материала.