Использование джазовых чантов в преподавании английского языка
Ахтанина Александра Андреевна,
учитель английского языка ГБОУ гимназия № 107
Выборгского района Санкт-Петербурга
учитель английского языка ГБОУ гимназия № 107
Выборгского района Санкт-Петербурга
Каждый, кто занимается изучением иностранного языка, сталкивался с такой трудностью: мы отлично знаем грамматику, с легкостью можем выполнить сложные грамматические упражнения, но, слыша речь, теряемся и иногда не можем понять сути разговора. Чтобы научиться понимать, о чем говорят носители языка, необходимо слушать иностранную речь как можно чаще. Начинать следует с более простых и доступных вещей.
Изучение техник и приемов совершенствования произносительных навыков является очень актуальным, так как фонетическая правильность речи – одно из главных условий пользования иностранным языком как средством коммуникации. Полноценная речь на иностранном языке немыслима без отработанного до автоматизма произношения, которое позволяет говорящему не задумываться о том, как артикулировать отдельный звук [1].
Обращаю ваше внимание на технику работы с джазовыми чантами, которая выполняет сразу несколько задач: совершенствование слуховых навыков и отработка правильного произношения и интонации.
Данный вид обучения был придуман американским педагогом, композитором и джазовой певицей Каролин Грэхем (Carolyne Graham) в 1960 году.
“A Jazz Chant is a rhythmic expression of natural language which links the rhythms of spoken American English to the rhythms of traditional American jazz. The rhythms, stress and intonation pattern of the chant should be an exact replica of what the student would hear from an educated native speaker in natural conversation.” – «Джазовый чант – это ритмичное представление языка, в котором связаны в единое целое ритмы разговорного американского варианта английского языка и ритмы традиционного американского джаза. Ритмы, ударения и интонационный рисунок песнопения должны быть точной копией того, что учащийся услышал бы от образованного носителя языка в естественном разговоре» [3].
Jazz Chants – всемирно известные упражнения для аудиторной (или самостоятельной) работы, которые заключаются в ритмичном повторении за диктором (в записи) или преподавателем слов или фраз английского языка под музыку. Важно отметить, что Jazz Chants это не рэп, не детские стишки и не песни, в которых разговорный язык претерпевает изменения в угоду рифме. Ритм, ударение и интонация в Jazz Chants – точная копия того, что студент услышит от образованного носителя языка в непринуждённой беседе [2].
Таким образом, джазовый чант – это нечто среднее между песней и стихотворением. Ему присущи особые характеристики:
- ритм и бит, темп, ударение;
- простота музыкального сопровождения;
- динамичность.
Чанты хорошо работают на любом уровне и для любого возраста. В зависимости от методической задачи джазовые чанты можно использовать на любом этапе урока: для фонетической зарядки – в начале урока, на этапе введения, первичного закрепления, а также тренировки лексического и грамматического материала, как средство релаксации в середине или в конце урока, когда необходима разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность учащихся.
Чанты могут быть использованы в классах любого размера в качестве основы для всех видов речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение и письмо), не ограничивая учителя в выборе форм и средств обучения.
Этапы работы с чантом:
Изучение техник и приемов совершенствования произносительных навыков является очень актуальным, так как фонетическая правильность речи – одно из главных условий пользования иностранным языком как средством коммуникации. Полноценная речь на иностранном языке немыслима без отработанного до автоматизма произношения, которое позволяет говорящему не задумываться о том, как артикулировать отдельный звук [1].
Обращаю ваше внимание на технику работы с джазовыми чантами, которая выполняет сразу несколько задач: совершенствование слуховых навыков и отработка правильного произношения и интонации.
Данный вид обучения был придуман американским педагогом, композитором и джазовой певицей Каролин Грэхем (Carolyne Graham) в 1960 году.
“A Jazz Chant is a rhythmic expression of natural language which links the rhythms of spoken American English to the rhythms of traditional American jazz. The rhythms, stress and intonation pattern of the chant should be an exact replica of what the student would hear from an educated native speaker in natural conversation.” – «Джазовый чант – это ритмичное представление языка, в котором связаны в единое целое ритмы разговорного американского варианта английского языка и ритмы традиционного американского джаза. Ритмы, ударения и интонационный рисунок песнопения должны быть точной копией того, что учащийся услышал бы от образованного носителя языка в естественном разговоре» [3].
Jazz Chants – всемирно известные упражнения для аудиторной (или самостоятельной) работы, которые заключаются в ритмичном повторении за диктором (в записи) или преподавателем слов или фраз английского языка под музыку. Важно отметить, что Jazz Chants это не рэп, не детские стишки и не песни, в которых разговорный язык претерпевает изменения в угоду рифме. Ритм, ударение и интонация в Jazz Chants – точная копия того, что студент услышит от образованного носителя языка в непринуждённой беседе [2].
Таким образом, джазовый чант – это нечто среднее между песней и стихотворением. Ему присущи особые характеристики:
- ритм и бит, темп, ударение;
- простота музыкального сопровождения;
- динамичность.
Чанты хорошо работают на любом уровне и для любого возраста. В зависимости от методической задачи джазовые чанты можно использовать на любом этапе урока: для фонетической зарядки – в начале урока, на этапе введения, первичного закрепления, а также тренировки лексического и грамматического материала, как средство релаксации в середине или в конце урока, когда необходима разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность учащихся.
Чанты могут быть использованы в классах любого размера в качестве основы для всех видов речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение и письмо), не ограничивая учителя в выборе форм и средств обучения.
Этапы работы с чантом:
- Установка на первое восприятие. Объяснение ситуации, которую представляет чант.
- Первое музыкальное предъявление чанта.
- Предъявление печатного текста с отработкой каждой линии чанта, заостряя внимание на трудных звуках или новых грамматических структурах.
- Проверка понимания содержания (дословный перевод)
- Фонетическая отработка чанта с использованием ритма (хлопками, притопыванием и т.д.).
- Повторное прослушивание с опорой на текст.
- Разделение класса на две или три группы для разыгрывания диалога чанта.
На последующих уроках достаточно несколько раз повторить чант, чтобы слова запомнились прочно и надолго. В результате не только улучшается произносительные навыки учащихся, но и закрепляются необходимые для речи словосочетания и грамматические структуры, совершенствуются интонационные навыки [1].
Используя данную технику, учитель отходит от традиционных строгих форм организации учебного процесса. Предполагается, что дети могут вести себя свободнее – отстукивать ритм, хлопать в ладоши, топать ногами, ходить по классу.
Благодаря современным технологиям джазовые чанты сопровождаются видеорядом и текстом, что исключает необходимость в переводе и понимание учащимися аудиотекста, так как не все дети способны правильно разделить речевой поток: предложения на синтагмы, синтагмы на слова.
Метод чантов может успешно использоваться на уроках английского языка начальной школы и средней школы для лучшего запоминания новой лексико-грамматических структур и устойчивых выражений. Применение джазовых чантов способствует решению проблемы информационной перегрузки, эмоционального и психологического перенапряжения у современных школьников. Учитывается личность ребенка, его интересы, эмоциональное состояние, сохраняется его психическое здоровье.
Используя данную технику, учитель отходит от традиционных строгих форм организации учебного процесса. Предполагается, что дети могут вести себя свободнее – отстукивать ритм, хлопать в ладоши, топать ногами, ходить по классу.
Благодаря современным технологиям джазовые чанты сопровождаются видеорядом и текстом, что исключает необходимость в переводе и понимание учащимися аудиотекста, так как не все дети способны правильно разделить речевой поток: предложения на синтагмы, синтагмы на слова.
Метод чантов может успешно использоваться на уроках английского языка начальной школы и средней школы для лучшего запоминания новой лексико-грамматических структур и устойчивых выражений. Применение джазовых чантов способствует решению проблемы информационной перегрузки, эмоционального и психологического перенапряжения у современных школьников. Учитывается личность ребенка, его интересы, эмоциональное состояние, сохраняется его психическое здоровье.
Литература:
1. Голубева Л. М. Статья «Использование джазовых чантов как одна из техник совершенствования произносительных навыков учащихся на среднем этапе обучения» http://festival.1september.ru/articles/519268
2. Википедия «Jazz Chants» https://ru.wikipedia.org/wiki/Jazz_Chants
3. Jazz Chants. Carolyn Graham. Rhythms of American English for Students of English As a SecondLanguage. Oxford University Press.