Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение.
Гимназия 66 Приморского района.
Санкт – Петербург.
Статья:
“Использование времён английского языка для развития коммуникативных навыков в общеобразовательной школе.”
Автор:
Юртаева Ольга Владиславовна - учитель английского языка.
Санкт-Петербург, ГБОУ 66.
2012 год
В современной жизни большую роль играет общение на иностранных языках. Изучение иностранных языков становится всё больше необходимым в современной жизни. Увеличилось значение преподавания иностранных языков в школе.
Большую роль при изучении иностранного языка играет обучение грамматике.
Обучение грамматике – один из важнейших аспектов обучения иностранному языку, так как полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматики.
Грамматика – это частично изучение тех форм и структур, которые употребляются в языке. Грамматика- это процесс для прояснения смысла слов оратора или писателя.
Грамматика является самостоятельной областью знаний. Л.В. Щерба считал, что взаимозависимость грамматики и лексики приводит к пониманию необходимости строить обучение грамматике в школе на коммуникативной основе.
Коммуникативный подход предполагает, что процесс обучения сосредоточен на учащихся.
Грамматические явления следует изучать и усваивать как средства выражения определённых мыслей, отношений, коммуникативных намерений и введение их в речевой опыт.
Знание грамматических правил необходимо для успешного владения любым иностранным языком. Дети учатся использовать грамматические структуры для выражения своих мыслей.
Энергия учителя должна быть направлена на то, чтобы научить детей общаться на иностранном языке.
Коммуникативная методика преподавания грамматики направлена на приобретение коммуникативных навыков.
Коммуникативная цель обучения грамматике позволяет сформулировать основное требование к объему грамматического материала, подлежащего усвоению. Данный материал должен быть достаточным для пользования языком как средством общения.
Поэтому, большое внимание на уроках уделяется работе в парах и мини-группах. Усвоение грамматического материала следует проводить на следующих этапах: предъявление речевого образца,
тренировка и применение его в речи.
Для каждого из этапов следует использовать соответствующие их целям упражнения.
В коммуникативно-ориентированном обучении используются коммуникативные задания , которые делятся на: “функционально-коммуникативные” и “взаимодействия в группе”.
Ориентиром в организации обучения служат естественные речевые ситуации и учебные речевые ситуации.
К заданиям, основанным на коммуникативной задаче, традиционно относят различные ролевые, игры, моделирование коммуникации.
Такие задания реализуются с помощью различных карточек, буклетов и других раздаточных материалов .
Чтобы заинтересовать учащихся в изучении грамматики, грамматические темы нужно использовать при обсуждении интересных для учащихся проблем.
Коммуникативный подход направлен на практику общения.
При коммуникативном подходе обучения грамматике важным является то, что учащиеся могут обучать друг друга. Для достижения данного результата необходимо дать учащимся определённое грамматическое задание. Но информация для выполнения этого задания распределяется среди всех учащихся. Ни один ученик не владеет всей информацией. Через дискуссию и обмен информацией учащиеся выполняют задание.
Коммуникативно-ориентированные задания для отработки грамматических правил вызывают интерес учащихся и привлекают к активному участию в их выполнении. Такие задания повышают мотивацию учащихся к изучению грамматики и иностранного языка в целом.
Коммуникативный подход направлен на развитие у учащихся умения практически пользоваться реальным «живым» языком.
Такой подход предполагает создание на уроке атмосферы доверия и сотрудничества, когда учащиеся оказываются вовлечены в процесс обучения.
Основное место при коммуникативном обучении иностранному языку занимают игровые ситуации, работа с партнером, задания на поиск ошибок, которые не только позволяют наращивать лексический запас, но учат мыслить аналитически.
Коммуникативный подход предполагает, что процесс обучения сконцентрирован на ребёнке. Поэтому задача преподавателя как организатора учебного процесса - создание в учебной аудитории атмосферы, располагающей к коммуникации и выполнению коммуникативных заданий.
Обучение коммуникативной грамматике не будет скучным, если учитель заинтересует учащихся.
Детей можно заинтересовать, если использовать сказочную или приключенческую сюжетную линию при обучении грамматике.
Приёмы введения грамматического материала зависят от возраста учащихся и уровня их языковой подготовки.
Для маленьких детей новую грамматическую форму нужно вводить в рассказе, в песне, игре.
После введения нового грамматического материала, его
необходимо закрепить. Учащиеся должны полностью понять новые структуры, заполнить их и правильно воспроизводить.
Для использования грамматического материала в речи учащимся необходимо знать лексику, которая употребляется в модели. Необходимость взаимосвязанного обучения обоснована закономерностью обучения, согласно которой овладение происходит тем успешнее, чем больше анализаторов участвует в не
Коммуникативный метод впервые выдвинул положение о том, что общению следует обучать только через общение. В этом случае общение может быть использовано в качестве канала воспитания, познания и развития.
При коммуникативной системе обучения сначала намечается цель, а затем определяются задания, которые могут привести к данному результату - цели.
Существует много методик обучения грамматике английского языка. Методики должны развиваться и развиваются.
Библиографический список:
1.Витлин, Ж.А. Современные проблемы обучения грамматике иноязычных языков // Иностранные языки в школе, 2000. - №5.
2.Введение в коммуникативную методику обучения английскому языку: пособие для учителей России - Oxford University Press, 1997.
3.Китайгородская, Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 1988. - №6
4. Воловин А.В. Коммуникативный подход к изучению иностранным языкам в методических системах Великобритании и США .
5.Пассов Е.И. “Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре”
6. Миролюбов А.А. Натуральный метод // ИЯШ.- 2002
7. Колкер, Я.М. Практическая методика обучению иностранному языку [Текст]: учеб. пособие / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева. - М.: Академия, 2001.