Подготовка к ЕГЭ: использование учащимися графических приемов организации информации при освоении стратегий чтения
Ильина Марина Анатольевна, учитель английского языка
Петергофской гимназии императора Александра II
Умение перерабатывать информацию адекватно цели чтения является необходимым для реализации соответствующей стратегии чтения и успешного выполнения задания.
Различают следующие виды чтения и связанные с ними умения:
Вид чтения |
Умения |
Чтение с пониманием основного содержания |
Умение понять тему текста |
Умение понять тип и жанр текста |
|
Умение понять основную мысль |
|
Умение отделить главную мысль от второстепенной |
|
Чтение с извлечением необходимой (запрашиваемой) информации |
Умение извлекать конкретную информацию (дата, цифра, имя, название) |
Умение извлекать информацию в виде оценочных суждений, описания, аргументации |
|
Чтение с полным пониманием прочитанного |
Умение понять прочитанное посредством логической связи внутри и между предложениями |
Умение установить логические связи внутри и между частями текста |
|
Умение делать выводы из прочитанного |
|
Умение понять информацию, о которой нужно догадаться |
Умения, необходимые для реализации той или иной стратегии чтения и выполнения различных заданий (соотнесение, множественный выбор, правильно/неправильно/ не говорится), вырабатываются постепенно, поэтапно. На младшей ступени обучения учащиеся в основном работают со стратегиями чтения с пониманием основного содержания и чтения с извлечением информации. Начиная со средней ступени обучения, по мере расширения словарного запаса и активизации речемыслительной деятельности, у учащихся активно формируются умения, необходимые для освоения стратегий чтения с полным пониманием содержания.
Процесс восприятия и осмысления поступающей во время чтения информации проходит более успешно, если учащиеся вооружены эффективным приемам организации информации. Значительное количество разнообразных приемов и методов работы с информацией являются частью структуры технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Технология РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо) была разработана американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом: Из самого названия видно, что система методов и приемов технологии направлена на внедрение в учебную деятельность, связанную с чтением и письмом. Для этих же целей она была транслирована в отечественную практику преподавания.
Представляется эффективным применение приемов РКМЧП во время чтения и обсуждения художественных текстов, а также для освоения стратегий чтения при выполнении заданий по чтению в формате ЕГЭ.
В зарубежной, в частности, американской, практике обучения на уроках чтения используются также готовые графические органайзеры для активного чтения на печатной основе. Они включают разнообразные таблицы и диаграммы, в том числе наиболее распространенные образцы приемов технологии развития критического мышления.
Метод «Таблица смысловых связей» ( Story Мap)
Who |
When |
Where |
Did what |
Result/sequence |
|
|
|
|
|
Таблица смысловых связей Story Map помогает читающему «разложить по полочкам» информацию в тексте сюжетного или описательного характера (художественный текст, биография, история изобретения или открытия, рассказ путешественника и т.п.). Данные таблицы оказываются полезными при выполнении заданий по чтению с пониманием основного содержания или чтении с извлечением запрашиваемой информации.
Заполним таблицу на следующем примере.
Афанасьева О.В., Михеева И. В. Английский язык. X класс. Учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. М., «Просвещение», 2010 год
с. 109-112 The Noticeboard (After “Watership Down” by Richard Adams)
Who |
When |
Where |
Did what |
Result/sequence |
Two rabbits |
Late spring, when the primroses are over |
The warren in the open ground among the oak-tree roots at the edge of the wood |
They were looking for cowslips when they came across a noticeboard |
They were frightened and trembling |
При чтении данного художественного текста также уместно использование метода “5-Wh”
Who? |
What? |
When? |
Where? |
Why? |
Two rabbits |
They were looking for cowslips when they came across a noticeboard. They were frightened and trembling |
In late spring, when the primroses are over |
In the warren in the open ground among the oak-tree roots at the edge of the wood |
|
Метод «Разбивка на кластеры» (The Cluster Web)
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющуюся информацию, факты по той или иной проблеме. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». При составлении кластера учащиеся самостоятельно и следуя собственной логике осмысления информации интерпретируют поступающие данные. В центре записывается ключевое слово (понятие, тема), а от него в разные стороны рисуются стрелки-лучи, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. В 1990-х годах графическое изображение кластера называли спайдограммой, видимо, из=за внешнего сходства с пауком.
Разновидностью кластера можно считать то, что мы называем Mind Map.
Метод «Карта памяти» ( Mind Map)
Cлужит простым способом записи мыслей, идей, рассуждений. Записи производятся быстро, по ассоциации. В центре помещается проблема. Поступающие в неограниченном количестве слова, идеи, мысли фиксируются. Как правило, их записывают начиная сверху слева и заканчивая справа внизу.
Готовая карта памяти Mind-Map – это результат умственно-графической работы одного человека или целой группы. Может служить яркой иллюстрацией при реализации брейн-сторминга Brain Storming
Эффективно использовать при составлении характеристик персонажей или для фиксирования деталей события, явления. Составленный кластер может послужить планом для дальнейшего использования при обсуждении или пересказе, то есть поможет выйти на продуктивный уровень использования языкового материала.
speech |
qualities |
a person |
appearance |
manners |
Возможны вариации составления кластеров и карт “Mind Map”, например:
Гроза О.Л., Дворецкая О.Б. и другие. New Millennium English 10. Английский язык нового тысячелетия. Учебник английского языка для 10 класса общеобразовательных учреждений. Обнинск, «Титул», 2003 г.
Mum and Dad treat her like a baby, don’t let her out at night during the week |
c. 75-76 “Shout” (a girl’s letter to the youth magazine)
Her elder brother pushes her around a lot, makes little comments about her
|
Sasha |
Her little brother asks embarrassing questions, shows her up in front of her mates |
Her little sister goes through all Sasha’s staff, mucks about with her toiletries |
Приводим пример использования кластера для организации фактов, полученных при чтении текста информативного характера.
О.В.Афанасьева, И.В.Михеева Английский язык. Учебник для VIII класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей. М., «Просвещение», 2004,
с. 53-54 Hampton School: Answers to Some Common Questions
Hampton School |
Structure of the working day |
Transportation |
Curriculum |
Parents’ Evenings and Reports |
IT and Computers |
Science |
Languages |
Subjects |
General Info |
Saturday School |
Sports |
Интерактивная стратегия «Таблица Знаем – Хотим узнать – Узнаем»
(З-Х-У)
Предлагаю использовать ее в измененном виде: З - знаем, П – предполагаем, О – оказалось. Учение начинается с обсуждения того, что дети уже прочитали. Это записывается на доске в первую колонку таблицы. Во вторую колонку рабочей таблицы учащиеся записывают любые вопросы, которые у них возникли, и ответы которые они рассчитывают получить при чтении, а также сами предполагаемые ответы. Когда учащиеся прочитают текст до конца, они заполняют третий столбик таблицы Принципиально, что записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Затем организуется обсуждение сюжета. Фактически так мы реализуем стратегию чтения pre-reading.
What we know |
What may happen |
What happens |
|
|
|
Работа с Ключевыми Словами (The Key Words)
Для заполнения и обсуждения таблицы существенным является тренировка умения работать с ключевыми словами. Прогнозирование развертывания ситуации художественного произведения строится на осмыслении поступившей информации, на умении понять и «обыграть» ключевые моменты, слова. Ключевые слова предпочтительно выстраивать в цепочку, отражающую последовательность осмысления ситуации и прогнозирование ее развертывания. В некоторых случаях для создания зрительной опоры для устного высказывания эффективно составлять цепочки из одинаковых частей речи, например, глаголов.
О.В.Афанасьева, И.В.Михеева Английский язык. Учебник для VII класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей. М., «Просвещение», 2008.
c. 87-89 Danny’s Story (after Roald Dahl)
Цепочка ключевых слов для описания характера отца:
struggled to make both ends meet – did all things a mother usually does for her child – a cheerful man – gave me all the love – the most wonderful and exciting father
Метод «Цепочка Последствий» (The Sequence Chain)
Прием осмысления фактических событий с точки зрения осознания их нравственных/эмоциональных. последствий используется для установления причинно-следственных связей в процессе чтения жизненной истории (Чтение с извлечением запрашиваемой информации (умение составить оценочное суждение) или чтение с полным пониманием).
Афанасьева О.В., Михеева И. В. Английский язык. X класс. Учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. М., «Просвещение», 2010 год
c. 16-18 The Picture (After “The Broken Bridge” by Philip Pullman)
When Ginny was first interested in art, Dad had given her a big book with hundreds of reproductions in it. |
|
She felt this shock again when she saw the picture of her mother. It was a masterpiece. |
|
|
She absorbed everything the book told her about art. She breathed it all in like oxygen. It was a physical shock. |
|
Ginny began thinking of what her mother had wanted to say by the picture. |
|
|
Таблица «Согласен/ не согласен» (Agree/Disagree Chart)
Заполнение этой таблицы до и после знакомства с текстом развивает навыки прогнозирования, необходимые для освоения стратегии чтения с основным и полным пониманием содержания.
Хрусталева Л.В., Богородицкая В.Н. Учебник английского языка для IX класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей М., «Версия», 1997, с. 36-39 “The Idealist” (after Frank O’Connor)
In Part I the author makes interesting observations and sometimes expresses surprising opinions regarding Delaney’s expectation of life and describes his real school. The chart below lists statements with which Delaney may or may not have agreed. After reading Part i, but before reading Part II, complete the second column by nothing whether or not you think Delaney would agree or disagree with each statement. Write an A for agreement or a D for disagreement. After reading the whole story, complete the third column, again writing an A for Delaney’s agreement or a D for disagreement beside each statement. |
Учащиеся заполняют следующую таблицу:
Observations and opinions |
Before |
After |
The fellows in Delaney’s school never tell lies and wouldn’t talk to anyone who does. |
|
|
Delaney can tell lies to escape caning. |
|
|
Delaney doesn’t expect his class fellows to change and give him support |
|
|
Метод «Диаграмма Венна» (The Venn Diagram)
Используется для сравнения и противопоставления персонажей. Сходные характеристики записываются в центральную часть диаграммы, различные – в левую и правую части
Афанасьева О.В., Михеева И. В. Английский язык. X класс. Учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. М., «Просвещение», 2010 год
c. 158-160 The Happy Man (after W. S. Maugham)
c. 184 Extract from “The Lotus Eater” ( after W. S. Maugham)
Both want to live a pleasant life |
Метол «Диаграмма «Секторы» (The Pie Chart)
Является зрительной опорой для обсуждения того, как нравственные качества персонажа проявляются в его поведении. В секторах левого круга фиксируются черты характера героя. В секторах правого круга соответственно перечисляются поступки, соответствующие чертам характера.
О.В.Афанасьева, И.В.Михеева Английский язык. Учебник для VII класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей. М., «Просвещение», 2008.
c. 87-89 Danny’s Story (after Roald Dahl)
Danny’s father
did everything for his son |
caring and full of love |
Метод «Cоставление таблиц и их последующее заполнение» (The Charts)
Ключевым моментом в использовании этого приема является самостоятельность учащихся.
Афанасьева О.В., Михеева И. В. Английский язык. X класс. Учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. М., «Просвещение», 2010 год
c. 61-63 World’s Major Religions
Important things |
Christianity |
Islam |
Judaism |
Buddhism |
Number of followers |
2.2 billion people |
|
|
|
How old it is |
2000 years |
|
|
|
Founder |
Jesus Christ |
|
|
|
Building for worship |
Cathedrals, churches, chapels |
|
|
|
Doctrine and beliefs |
... |
|
|
|
Symbols, traditions, ceremonies |
... |
|
|
|
... |
|
|
|
|
Графическая организация материала делает наглядным скрытый от глаз процесс мышления. Информация, зафиксированная учащимися в таблицах, схемах, диаграммах, отражает ход мыслей и понимание взаимоотношений между идеями.
При конструировании и заполнении всех приведенных выше графических форм тексту отводится приоритетная роль: его читают, анализируют, интерпретируют, обсуждают. Используя различные стратегии чтения и выполняя соответствующие упражнения (matching, true/false, multiple choice), учащиеся вовлекаются в различные виды речемыслительной деятельности, чтобы разобраться в тексте, выработать собственное мнение, выразить свое понимание ясно и четко, опираясь на сам текст.
Источники
Загашев И.О. Лекция «Технология развития критического мышления. Теория и практика» во время курсовой подготовки «Традиции и инновации санкт-петербургской школы», НМЦ Адмиралтейского района, 2007 год
Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб : Альянс-Дельта совместно с изд-вом «Речь», 2003. – 192 с.
Муштавинская И.В. – Современные образовательные технологии. Презентация PowerPoint. http://kronnmc.ru/site/ko/sot.ppt
Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — М., Издательский центр «Академия», 2007
Holt, Rinehart and Winston Graphic Organizers for Active Reading, USA
http://www.educationoasis.com (ссылка Graphic Organizers)
www.sanchez.com