Страноведение и государственная аттестация по английскому языку
Голубева Алла Дмитриевна,
учитель ГБОУ СОШ № 555 «Белогорье»
Приморского района Санкт-Петербурга
Подготовка к итоговой аттестации по английскому языку в 9 и 11 классах предполагает совершенствование видов речевой деятельности. Наибольшую трудность у учащихся вызывает понимание исторических текстов, поскольку без знания истории страны изучаемого языка сложно понять тексты, которые связаны с историей этой страны и с ее выдающимися личностями.учитель ГБОУ СОШ № 555 «Белогорье»
Приморского района Санкт-Петербурга
Иногда учителя в погоне за «натаскиванием» учащихся на определённый формат заданий забывают о расширении их кругозора и не заинтересовывают их творческими заданиями при изучении страноведческого материала. Хотя экзамен также подразумевает обширные лингвострановедческие знания. В кодификаторах экзамена указаны требования к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по английскому языку. Например, Предметное содержание речи включает в себя темы по описанию родной страны и страны (или стран) изучаемого языка. Их географическое положение, климат, население, города и села, достопримечательности. Также важно назвать культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи). Учащиеся также должен рассказать о праздниках и знаменательных дат в различных странах мира.
К сожалению, такая информация очень быстро забывается, остаются разрозненные сведения, факты, которые сложно воспроизвести на экзамене. Чаще всего учащиеся надеются, что именно эта часть школьного материла им не пригодится, или, в лучшем случае, откладывают повторение страноведческого материала на последний момент.
Страноведческий лексический и исторический материал может быть хорошо проработан учащимися через метод проектов. Метод проектов раскрывает творческий потенциал и активизирует лексический запас учащегося, обязывает школьников использовать новые технологии, сотрудничать со сверстниками и родителями, и выводит процесс обучения и воспитания средствами иностранного языка за школьные рамки.
Учителю главное грамотно продумать ситуацию, которая позволяет вовлечь ученика в реальную языковую коммуникацию и активизировать и актуализировать свои знания, умения и навыки в смоделированной ситуации. В методе проектов все ученики группы входят в культуру другой страны слабые и сильные сопереживают, друг другу, лучше усваивают полученную информацию.
Преимущество метода проектов это позитивная мотивация учащихся, поскольку над заданием работает группа учеников, успехи и неудачи они делят. Хотя не удача возможна только в случае отсутствия выполненного задания. Но, если учитель будет способствовать формированию у учащихся навыков самостоятельного получения знаний, проект будет выполнен. Важным является также то, что работая над проектом, ученик сам выбирает в какой форме пройдет презентация проекта. Проект может быть представлен в виде изготовленного страноведческого буклета, газеты, коллажа, подготовленного доклада, презентации, выступления на конференции или демонстрации рекламного видеоролика.
Учителю необходимо тщательно продумать всю серию уроков при работе над проектом. Важно учесть какую помощь может оказать учитель при работе над проектом, не предлагая учащимся при этом готовых решений.
Каждый проект имеет как минимум 5 этапов:
1. Подготовка проекта.
2. Организация участников проекта.
3.Выполнение проекта.
4. Презентация проекта.
5. Контроль.
Роль учителя, который работает по методу проектов, меняется: учитель становится независимым консультантом и работает с учеником в атмосфере делового сотрудничества: направляет ученика к необходимой информации, показывает, как с информацией работать и отбирать нужные сведения.
Кропотливая и трудоемкая работа учителя необходима, особенно когда учащиеся начинают работать над проектами, в дальнейшем учащиеся будут все более и боле самостоятельными.
При работе по методу проектов изменяется роль учеников: они выступают активными участниками процесса обучения. Здесь важно вовремя разбудить мысль, побудить учеников думать, а не просто заучивать тексты и воспроизводить их. Ученик должен понимать суть проблемы, высказывать и отстаивать свою точку зрения. Очень важная роль отводится организации дискуссии и оппонентам. При защите проекта происходит использование иностранного языка в качестве общения, а не цели.
Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.
С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей, которые будут напоминать учащимся о исторических событиях или выдающихся личностях в изучаемых странах.
Библиография:
- Копылова В.В. «Методика проектной работы на уроках английского языка», М: Дрофа, 2004
- Рогова Г.В. «Методика обучения иностранным языкам в средней школе», М.: Просвещение, 2003