Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование социокультурной компетенции
с использованием аутентичных материалов
на примере праздника Хеллоуин

Гречникова Юлия Александровна
Формирование социокультурной компетенции – одно из важнейших составляющих, обучающимся погрузиться в естественную языковую среду на уроке.
Что же такое социокультурная компетенция?
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ (англ. Sociocultural competence) - совокупность знаний о стране изучаемого языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способность пользоваться такими знаниями в процессе общения, следуя обычаям, правилам поведения, нормам этикета, социальным условиям и стереотипам поведения носителей языка. Социокультурная компетенция входит в состав коммуникативной компетенции и является ее компонентом. Содержание социокультурной компетенции может быть представлено в виде четырех составляющих:
a) социокультурные знания (сведения о стране изучаемого языка, духовных ценностях и культурных традициях, особенностях национального менталитета);
б) опыт общения (выбор приемлемого стиля общения, верная трактовка явлений иноязычной культуры);
в) личностное отношение к фактам иноязычной культуры (в т. ч. способность преодолевать и разрешать социокультурные конфликты при общении);
г) владение способами применения языка (правильное употребление социально маркированных языковых единиц в речи в различных сферах межкультурного общения, восприимчивость к сходству и различиям между родными и иноязычными социокультурными явлениями).
 
Рассмотрим, как использовать аутентичные материалы при изучении праздника Хеллоуин.
 
Аутентичные материалы - это материалы, взятые из оригинальных источников, которые характеризуются естественностью лексического наполнения и грамматических форм, ситуативной адекватностью используемых языковых средств, иллюстрирует случаи аутентичного словоупотребления, и которые, хотя и не предназначены специально для учебных целей, но могут быть использованы при обучении иностранному языку. Учебно-аутентичные материалы - это материалы, специально разработанные с учетом всех параметров аутентичного учебного процесса и критериев аутентичности и предназначенные для решения конкретных учебных задач
Обучение естественному, живому языку возможно при условии использования материалов, взятых из жизни носителей языка или составленных с учетом особенностей их культуры и менталитета, в соответствии с принятыми речевыми нормами. Это позволяет эффективно осуществлять обучение всем видам речевой деятельности, имитировать погружение в естественную языковую среду.
 
Использовать аутентичные материалы можно с помощью следующих методов и приемов:
 
1.            Создание сравнительной таблицы.
После прочтения текста о Хеллоуине (например, из открытого доступа в интернете http://www.theholidayspot.com/halloween/history.htm или https://en.wikipedia.org/wiki/Halloween (с адаптацией) обучающиеся составляют сравнительную таблицу англоязычного праздника и похожего праздника в родной стране (России), например, ночь на Ивана Купала (задание подходит для 7-11 классов).
 
1.            Использование оригинальной песни в качестве аудирования с последующими ответами на вопросы или заполнением пропусков в тексте песни. (Можно взять песню “Ghost busters” Рея Паркера Младшего (http://www.youtube.com/watch?v=m9We2XsVZfc ) и видеоклип “This is Halloween” Мерелина Менсона (http://www.youtube.com/watch?v=jU6iP0WLsU8 ). (задание подходит для 6-11 классов)).
2.            Использование просмотра/частичного просмотра мультфильма Mickey’s House of Villains (Disney) (http://www.youtube.com/watch?v=IXcPv_5YoEI ) с последующими заданиями, обсуждением (в зависимости от уровня подготовки учащихся). (задание подходит для 2 -5 классов).
3.            Использование приглашений на праздник. Предлагается взять аутентично оформленные приглашения разного характера из сети Интернет, распечатать с сохранением всех особенностей оформления, раздать обучающимся (возможно работа в парах, в зависимости от уровня подготовки и степени сложности лексики и конструкций в отобранных текстах). Обучающиеся читают приглашения, ищут приглашение на Хеллоуин (например, https://yandex.ru/images/search?text=halloween%20invitations&icolor=gray ), выясняют, к каким еще поводам могут быть приурочены приглашения. (задание подходит для учащихся 5-9 классов)
4.            Чтение отрывка из аутентичного художественного произведения с последующим выполнением задания. Роальд Даль «Ведьмы». Дается отрывок из произведения, описывающий то, как отличить ведьму в толпе. В пропуски обучающиеся вставляют свои, подходящие по смыслу слова, затем сравнивают с оригинальным текстом. (задание подходит для 6 - 9 классы)
5.            Разработка поэтапного сценария праздника с распределением ролей, кто из учащихся ответственен за что. Далее возможно воплощение в жизнь. (5-7 класс)
6.            Описание иллюстраций. Используются фотографии о Хеллоуине, взятые из открытого доступа в Интернете (https://yandex.ru/images/search?text=halloween ). Показывается фотография, а обучающиеся выполняют задание в соответствии со своим уровнем знаний и интересами, например, называют костюмы, героев, цвет костюмов, кто изображены мальчик/девочка, придумывают предысторию фотографии, событие, которое случится в следующий миг и т.п. (в зависимости от уровня подготовки учащихся, 2 – 11 классы).
Данные приемы работы с аутентичным материалом можно с успехом использовать при изучении любого другого праздника, а также события.
Согласно опыту работы с различными видами аутентичных материалов, можно отметить, что у учащихся при работе с такими материалами повышается внутренняя мотивация при изучении иностранного языка. Заметна естественность реакции на вопросы, затрагиваемые при обсуждении определенной темы. Аутентичные материалы вызывают эмоциональный и речевой отклик, который является необходимым для эффективного изучения иностранного языка.
Список использованной литературы.
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н.Щукин. 2009. 
Хуторской А.В. Методика обучения навыкам обращения с аутентичными текстами.
   М., 2005.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»