Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Теория обучения на современном уроке английского
языка в условиях ФГОС по системе Е.В.Яновицкой

Воробьева Светлана Сергеевна
Чему-то научиться — это естественный порыв человека. Ученики не воспринимают материал урока одинаково, и задача учителя заключается в том, чтобы сделать информацию доступной для каждого конкретного ученика. Елена Васильевна Яновицкая предложила 5-ти уровневую систему обучения, в основе которой стоит разноуровневая система подачи материала.
Теория обучения - дидактика  - включает в себя 2 проблемы: «чему учить»  и «как учить». •       « Как учить» включает в себя два аспекта: как учить конкретному предмету и как учить конкретного ученика (если их много и заинтересованность различна).
•          Самое главное правило дидактики - это взаимопомощь ученика ученику.
Система содержит 3 обучающих блока работы и 2  контролирующих.
   Новые темы учебного материала распределяются по нескольким блокам и изучается в следующей последовательности:
•          заинтересовать темой.
•          взять главное.
•          посмотреть связь главного с пройденным.
•          оттренировать всё.
•          продемонстрировать и оценить успехи на всём материале темы.
Помимо этого выделяют 3 вида сложности при подаче материала, при его усвоении, и при оценке:
•          Знание базового минимума только на материале темы.
•          Умение устанавливать связь нового с пройденным ранее материалом.
•          Овладение творческими приемами в использовании изученного материала, предложение нестандартных решений.
Языковые знания важны как средство формирования умений получать и передавать информацию с помощью изучаемого языка - это  умение общаться!
  5 уровневая система может применяться как  целиком, так и частично.
Как использовать систему на уроках английского языка?
1 уровень - дилетантский. Важной задачей является заинтересовать ученика. Это может происходить в форме занимательной лекции, театрализовано, мозговой штурм в группах с дальнейшим соревновательным моментом у доски. Сбор информации идет с каждого ученика: что могут сказать по теме (предложение, несколько), отдельные слова, размышления по поводу грамматических конструкций для описания действий и событий в рамках темы. Это может быть любая театрализация, любые виды демонстрации творческого подхода. Рассказы об истории науки, демонстрация экспериментов, фокусов, встреча с творчеством своих собственных товарищей. Участвуют все ребята.
Все ответы необходимо зафиксировать (можно возложить это право на команду). Потом в рамках разных тем команды меняются местами.
2 уровень – взять главное ( базовый минимум). Вместе всем классом выбираем базу: лексику и грамматику.  Например тема о еде – конструкции настоящего времени( что едим каждый день, что любим) с опорой на грамматический материал учебника – обоснуем свой выбор, обсудим  согласие с предлагаемыми конструкциями. Это можно сделать из полученной на одном или нескольких уроках информации, или после урока  поискать дома. Но зато, поработав дома, ты становишься уверенным в том, что будешь хорошо выглядеть на уроке. Это и стимул, и  интерес, возможность понять то, что не понял после одного урока. На занятии будет выделено пять – семь минут, чтобы сделать на доске то, что было предложено посмотреть или поискать дома. И эта работа коснется каждого ученика.  
3 уровень – связь главного с пройденным  (самоконтроль). Задания предлагаются трех видов сложности
1)базовый минимум сложности - это то, что успели обсудить и усвоить.
2) умение установить и использовать связи нового с пройденным
3) предполагает попытку творческого подхода к новому материалу, поиск новой информации.
И на каждое задание отводится строгий лимит времени: не получается – решай другое. Дали время, дали задание, время истекло, сам себя оценил, поставил себе заработанный балл. Ты не обязан сделать, но ты можешь попробовать. Дети сами выбирают темп, объём работы, сами определяют, когда браться за более сложные задачи, переходят из одной группы заданий в другую.
 
Ученики, которые выполнили базовое задание на полях ставят себе только  цифру «3», даже если с этим заданием справились на отлично, т. к. это базовый минимум. Появляется стимул. Для того, чтобы поставить себе «4», нужно учиться выполнять более сложные задания. Так начинается переход в другую группу. В этом положительный момент. Оценку «4» ставят себе те, кто сделает задания 1 и 2 степени сложности на «отлично». Оценку «5» ставят только если на отлично сделали задания 1,2,3 уровня сложности.
Отметка в журнал за выполненную работу выставляется только с согласия ученика.
А учитель планирует свою дальнейшую работу над темой, уже опираясь на то, что стало видно на экспресс-диагностике.
4 уровень этот этап работы можно обозначить как тренировку способностей учащихся на материале новой темы. Уроки-тренировки могут проходить по-разному. Наиболее характерный тип такого урока связан с разделением класса на несколько групп, действующих каждая в своем режиме.
Теперь можно разбить класс хотя бы на три части. 
Самых сильных отсадить в сторонку, дать им задания на весь урок. Сильные сами выбирают себе задания, сами ставят себе баллы. Так же они являются консультантами для более слабых ребят. 
Средний состав, кто с творческими заданиями на самоконтроле не справился и не очень уверенно разбирался – им нужно снова выдать задания и того и другого типа. И предложить обращаться за помощью к более сильным ребятам. Эти две группы работают, практически не требуя внимания учителя.

Самые слабые. Этим подгруппам оказывать внимание постоянно, искать методы, приемы, которые помогут облегчить понимание и запоминание
Как распределяется по пяти уровням время, отведенное на изучение темы?
 C дилетантской информацией надо уложиться процентов за 10 времени. Процентов 30–40 потратить на освоение минимума. И 5–10 – на самоконтроль. А оставшуюся половину времени в основном потратить на тренировку (немного оставив на завершающий контроль). 
5 уровень .Завершает тему контрольное занятие: устное, письменное или практическое. Оно обязательно отражает усвоение материала по трем степеням сложности.
  Не все дети могут учиться на пятерку, тем более на каждом предмете. Да и не надо этого! А вот бороться за успешность каждого в какой-то области стоит. Как хорошо, когда в школе любой ученик хоть в чем-то да демонстрирует выдающиеся достижения.
В условиях коллективного обучения можно так организовать дело, чтобы перед слухом, зрением, мысленным взором ученика раскрывался процесс приобретения знаний и навыков его одноклассниками. Знания ученика могут обогащаться не только за счет учителя, учебника и набора собственных проб и ошибок, но и фактически спонтанно, за счет использования, приобретения чужого опыта, представленного в коллективе достаточно широко. Ведь важно ведь не то, чтобы каждый стал «звездой» по всем предметам, а чтобы каждый нашел свой интерес в жизни, свое призвание. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»