Методическая разработка урока английского языка
История Олимпийских игр
УМК«Английский язык». 8 класс, авторы: В.П.Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова и др. (Раздел 4 урок № 4)
Яковлева Светлана Семеновна,
учитель английского языка
ГБОУ СОШ № 519 Санкт-Петербурга
учитель английского языка
ГБОУ СОШ № 519 Санкт-Петербурга
Аннотация
Данная методическая разработкапредлагает один из возможных вариантов проведения урока английского языка в 8 классе (Раздел № 4 урок № 4), УМК «Английский язык», авторы.: В.П.Кузовлев, Н.М. Лапа,Э.Ш. Перегудоваи др.Тема урока №4: «История Олимпийских игр».В качестве учебного материала Авторы УМК предлагают ряд текстов в формате кратких информационныхсообщенийо истории Олимпийских игр, о деятелях Олимпийского движения, традициях и символах.Авторами же определяется и дидактическая цель урока – обучение учащихся чтению тематических текстов с пониманием основной идеи и извлечением специальной информации. Творческая задача учителя – так содержательно и технологически точно выстроить ход урока,чтобы в рамках времени урока,в совместной работе с учащимися полноценно раскрытьи предлагаемую тему,и обеспечить достижение поставленной дидактической цели урока. Эти требования диктуют необходимостьизбегатьиспользованияизлишнегообъема иллюстраций в той части презентации, которая сопровождает работу с текстами, иуделить большее внимание фиксации промежуточных и контрольныхрезультатов этой работы. Методическая разработка предлагает свою версию решения этой задачи.
Актуальность темы и учебных задач
Актуальность темы спорта в современном мире обусловлена многими факторами. Среди основных можно выделить большую популярность международных спортивных событий и спортивных достижений в наши дни,что актуально и для нашей страны: достаточно вспомнить какой общественный резонанс вызвали проведенные в нашей стране Зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 году и Чемпионат мира по футболу в 2018 году.Кроме того, широкое распространение, получили методы здорового образа жизниипопуляризация занятий спортом с целью оздоровления и увеличения продолжительности жизни людей всех возрастов.К сожалению, содержание и анализ историко – культурных аспектов Олимпийского движения, особенно античного периода, связь традиций и символов Игр разных эпох остаются в тени общественного внимания. С этой точки зрения, изучение этих аспектовв рамках этого урока, можно считать уместным и актуальным.С другой стороны, актуальностьдидактической цели урока (обучение учащихся чтению тематических текстов с пониманием основной идеи и извлечением специальной информации)связана не только с задачей достижения учащимися8 класса необходимого уровня владения языком, но и с задачей приобщения учащихся к форматам и требованиям заданий по чтению ОГЭ и ЕГЭ.
Основное содержание
Тема урока: Истории Олимпийских игрЦель: обучение учащихся чтению тематических текстов с пониманием основной идеи и извлечением специальной информации.
Этапы урока представляют собой последовательность совместных действий учителя и учащихся по постановке и решению учебных задач, ведущих к достижению планируемых результатов.
Задачи:
Образовательные:
- Актуализировать введенную и закрепленную на предыдущих уроках лексику по теме « Спорт».
- Делать разметку текста по информационным блокам с помощью поиска ответов на опорные вопросы.
- Находить, анализировать,обобщать и систематизировать, полученную информацию, в данном случае, в графической форме.
- Находить причинно – следственные связи между разрозненными частями текста, восстанавливая содержательную структуру текста и полноту информации
- Развивать способность прогнозировать направление своей деятельностипо поиску решения учебной задачи.
- Развивать умения анализа, синтеза и систематизации полученной информации
- Развивать умения работать с разными источниками информации.
- Формировать умение работать в коллективе, группе
- Формировать навыки этикетного коммуникативного общения и сотрудничества.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
- Определять цели и задачи учебной деятельности и прогнозировать свои действия по их реализации.
- Выполнять логически оправданные сопоставления, сравнения.
- Находить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями.
- Планировать последовательностьучебных действий.
- Адекватно оценивать правильность выполнения своих действий и вносить необходимые коррективы.
- Выделять и осознавать то, что усвоено и что нужно освоить
- Осуществлять самоконтроль
- Координировать свою позицию и точку зрения с партнерами
- Анализировать свои достижения и неудачи
- Проявлять личную заинтересованность в выработке и донесении до партнеров своей позиции по теме.
- Соблюдать правила этикетного коммуникативного общения в групповой и коллективной работе.
- Слушать и понимать речь учителя.
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
- Аргументировать свою точку зрения корректно по отношению к оппонентам.
- Оценивать свое поведение и поведение окружающих.
- Читать текст с пониманием основной идеи
- Читать текст с извлечением специальной информации
- Правильно и оправдано использовать лексико – грамматическиесредства в соответствии с заданной темой.
- Вступать в коммуникацию по теме.
- Выделять запрашиваемую информацию из текста.
- Соотносить свои действия с планируемым результатом
- Организовывать деловое сотрудничество
- Определять и ставить цели в образовательной деятельности
Ход урока
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Тип урока: комбинированный.
Ресурсы: Учебник, презентация, раздаточный материал: Таблицы №№ 1-5.
Этап№1Организационный момент, введение в атмосферу иноязычного общения. Форма работы: фронтальная, диалог с классом.
Учитель: Hello,everybody! Whoisabsent? Are you ready to begin our lesson?Thankyou!
Ученики: приветствуют учителя, информируют об отсутствующих и своей готовности к уроку. Время: 1мин.
Этап №2Задача: Актуализировать лексику предыдущих уроков по теме « Спорт». Проверка домашнего задания ( повторение лексических единиц (ЛЕ) предыдущих уроков по теме « Спорт»).
Форма работы: групповая и фронтальная.Технология: игровая – соревнование 2 групп учащихся (по 3 человека в группе) на скорость и правильность перевода на английский и написания диктуемых учителем на русском синонимов слов и выражений по теме.Контроль правильности орфографии,исправление ошибок осуществляют ученики, не принимавшие участие в соревновании.Время: 6 мин.
Учитель: Let us divide our group into 2teams. Choose 3 students for each team.Come to the blackboard!Your task is to translate into English and write down the words and expressions I will dictate in Russian. Whowillawinner?
Ученики: Участники команд пишут на доске поочереди диктуемые слова и выражения.
Учитель:Now let us checkthe results and choose a winner!
Ученики:ученики, не принимавшие участие в соревновании, осуществляют исправление ошибок и выбор победившей команды.
Этап №3.Задача: Мотивировать учащихся прогнозировать тему урока. Ресурсы: Презентация (слайд №1) с иллюстрациями из Истории Олимпийских игр разных исторических эпох,учебник.Время: 3 мин. Формаработы:диалогсклассом, фронтальная.
Учитель: We have just taken part in the competition. We can consider it as a sport event.
Наэкранеслайд №1.
Учитель:Pay attention to the slide and try to guess what these pictures are about!
Ученикивысказываютпредположения:
- Ancient Greece Olympic Games, modern Olympic Games.
Учитель: Can we predict the theme of our lesson?
Ученикиформулируют тему: История Олимпийских игр.
Этап №4. Задача: Мотивировать учащихся прогнозироватьучебныезадачи урока. Ресурсы: Презентация (слайд №2 ).учебник (упр. 1.1 стр. 108). Время: 3 мин.Форма работы:диалог с классом, фронтальная.
На экране слайд№2 с определением слова «History» («История»).
Учитель:Beforereading the text look at the slide and according the definition of the word «History» try to formulate the aim of our work. Whatareyourexpectations?
Ученики: предполагают, что нужна информация по - событиям, датам, участникам, видам спорта и т.д.:- Events, dates, participants,sportsetc.
Этап №5Задача: Отработать стратегию чтения с извлечением специальной информации.Этап состоит из 2 частей.В первой части этапа- разметка текста на информационные блоки с помощью «Тонких» и «Толстых» вопросов (Opening and Closing questions).Технология: в 1 части этапа:«Тонкие» и «Толстые» вопросы. Предварительное чтение (Pre – reading), фиксация результатов в Таблице №1. Во второй части этапа: повторное чтение с целью восстановления пропущенной в Таблице №2 специальной информации.Технология: восстановление пропущенной специальной информации, фиксация результатов в Таблице №2.Ресурсы: Tаблицы: №1 и №2с вопросами и графами для заполнения информации, слайды № 3 и №4 с контрольнымиответами.Формаработы: групповая.Время: 10-12мин.
Учитель:Let us divide our group into 2-3 teams. You should readthe text and, as a result,fill in the Tables №1 и №2 with found information.You can discuss your results and help each other in your groups. After that you should compare the results with the answers on the slides №3 and №4, count your score.
Ученики:Читают, ищут информацию.В первой части: размечаюттекст на информационные блоки в соответствии с вопросами в Таблице №1, содержащими ответы на вопросы, заполняют Таблицу №1, сравнивают ответы с ответами слайда №3. Во второй части этапа:восстанавливают пропущенную специальную информацию, заполняют Таблицу №2, сравнивают ответы с ответами слайда №4, осуществляют самоконтроль, считают баллы.
Этап №6Задачи:
1.Отработать стратегию чтениятекста для понимания основной идеи 6 коротких текстов (упр.2.1) стр.110).
2. Отработать стратегию восстановленияполногосодержаниятекстов, соотносяегосиллюстрациям в Учебнике (стр. 111), используя ассоциативно - смысловые связи, что в совокупностидастучащимся полную информацию о символах и традициях Олимпийских игр.Технология: нахождение ассоциативно – смысловых связей при работе с текстовой и иллюстративной информацией. Ресурсы: учебник (упр.2.1) Таблица № 3для записи результатов, презентация (слайд № 5) презентация (слайд № 5)Форма работы:диалог с классом, фронтальный ( выборочный опрос) и самоконтроль.Время: 4 мин.
Учитель:Have we known all information about the Olympic Games? Look at the exercise 2.1) and carry out the task: You should match the texts to the pictures. Complete the Тable№3.
Ученики:выполняютзадание, заполняютТаблицу№3.
Учитель: Let us check the results.
Учитель: Проводитвыборочный опрос
Ученики:Работают в режиме самоконтроля,считают баллы по результатам сравнения своих ответов с информацией контрольного слайда №5.
Этап №7.Задача:Проверить результаты отработки стратегии чтения с чтения с извлечением специальной информации. Ученики на основании содержания первой части упражнения(упр.2.1) должны подтвердить или опровергнуть утверждения, приведенные во второй части упражнения(упр.2.2) стр. 111).Технология: однозначных ответов:Да – Нет( True-False).Ресурсы: учебник (упр.2.2) стр. 111).Таблица №4 для записи результатов, презентация ( слайд № 6). Форма работы: диалог с классом, выборочный опрос и самоконтроль. Время: 4 мин.
Учитель:Now we are ready to carry out the second part of the exercise: 2.2). On the basis of the text 2.1) you should understand if the following statements are true or false.
Ученики: выполняют задание, заполняют таблицу№4.
Учитель: Let us check the results.
Учитель: Проводит выборочный опрос
Ученики: Работают в режиме самоконтроля, считают баллы по результатам сравнения своих ответов с информацией контрольного слайда №6.
Этап №8. Задача: Рефлексия. Контроль.Подведение итогов. Ученикам предлагается:
1.Ответить на вопрос, достигнута ли прогнозируемая первоначальная цель урока.
2.Ученики заполняютграфыитоговой Таблицы №5с перечнем выполненных заданий и отмечают графы поТехнологии ЗХУ: «Я знал»,«Хочу узнать больше», «Я не знал», считают свой общий результат в баллах. Обычно при работе с текстами эта технология используется на стадии Pre–reading, но она уместна и на этапе Рефлексии при оценивании результатов работы.
3.Подвести итог работы в монологическом высказывании.
Технология: ЗХУ. Форма работы: диалог с классом.Время:12мин.
Учитель: I want to remind youthe predicted aim of our work –to find the information about the history of the Olympic Games: dates, events, outstanding person,sports. What do you think if we have approached our aim?
Ученики:предполагаемый ответ:Yes. Wehave.
Учитель:You should fill in the Table№5 according to the graphs and count your final results.
Ученики: Работают в режиме самоконтроля, заполняют графы итоговой таблицы №5по технологии: ЗХУ,считают баллы общего итога работы по всем заданиям урока.
Учитель: Проводит выборочный опрос учащихся, прося их рассказать о результатах своей работы и проанализировать,какое задание представляло наибольшую трудность и почему:
Учитель: Now I ask some of you to inform us about your final resultsand try to analyze what tasks were the most difficult for you and why.
Ученики: 2-3 ученика в кратком монологическом высказывании подводят итоги соей работы. Остальные учащиеся называют в цифрах свои результаты.
Этап 9. Задача:Актуализировать полученныеучащимися знанияоб истории Олимпийских игри использовать их для развития навыков говорения в монологической речи.Время: 1 мин.Домашнее задание:Составить рассказ об истории Олимпийских игр на основе изученного материала и сайта:
www.bbc.co./uk/scools/ptimaryhistory/ancient_greeks/the_olympic_games
Учитель:I think youwill be ready to tell us some important facts of the Olympic Games next time. It will be your home task. You can use information from the site:www.bbc.co./uk/scools/ptimaryhistory/ancient_greeks/the_olympic_games
Этап 10.Благодарность за работу. Прощание.
Учитель:Thank you for your work! Our lesson is over. Good bye!
Выводы
1.Данная методическая разработка предлагает только один из возможных вариантов проведения урока по теме: «История Олимпийских игр» на базе учебного материала, предложенного авторами УМК, решая задачу раскрытия темы в том же информационном формате дайджеста, какой предлагают Авторы, избегая соблазна уйти в описательность и иллюстративность, чтобы находясь в жестких временных рамках урока, стремиться к реализации поставленной дидактической цели.
2. Значительность данного культурно исторического события такова, что она дает благоприятную возможность использовать разнообразные и многочисленныеисточники информации ( культурологические, исторические, научно -исследовательские)для включения их в работу учителя по углублению знаний учащихся по этой теме во внеурочной деятельности, и рекомендовать их учащимся для проектной работы ( индивидуальной или групповой).
3. В данной методической разработке специфика темы обусловила и выбор применяемых технологий: они, в основном, интерактивны («спортивны»), мотивируя учащихся к концентрации внимания, выполнению поставленных задач заданий урока и достижению максимального итогового результата.Процесс самоконтроля и подведения итогов включает момент соревнования и продуктивного соперничества.
Литература
УМК « Английский язык».8 класс. Авторы: В.П. Кузовлев, Н.Н. Лапа, Э. Ш. Перегудова и др. – Москва, « Просвещение», 2014.