Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности работы со слабоуспевающими учениками
по английскому языку при подготовке к итоговой
аттестации по английскому языку

(Из опыта работы)
Захарова Ольга Валериановна
    В условиях перехода к реализации ФГОС основного общего образования школа призвана формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
    Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. В настоящее время основной  целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации.  Особую роль играет мотивация. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смысла образования. «Ничему нельзя научить. Всему можно только научиться» (К.С. Станиславский). Введение государственной итоговой аттестации для учащихся 9-х и 11-х классов в формате ОГЭ и ЕГЭ усложнило процесс образования. Подготовка и сдача ГИА для ученика – сложный, эмоционально напряженный процесс. Задача учителя – помочь своим ученикам преодолеть страх и найти оптимальные пути и инструменты в подготовке к нему. 

      В последнее время мы стали  много писать и говорить о различных трудностях при подготовке учеников к экзаменам. И как следствие – о плохих результатах сдачи их. Причины при этом указываются разные:
   - снижение ценности образования в обществе,
   - неправильное влияние семьи, ухудшение уровня благосостояния семей. Отношение родителей к компьютеризации неоднозначное. Наши родители не понимают свою роль в современном процессе обучения.
   - Существует большая разница в контингенте учащихся разных по статусу школ.
   - Несовершенство организации учебного процесса (программы, количество часов по программе, перегрузка,  гигиена помещений, оснащение кабинетов).
   - В старших классах особенно важно, чтобы ученики владели режимом. Но образ жизни «в мобильнике» ведет только к отрицательным результатам. Слабое здоровье, частые пропуски, отсутствие должной мотивации, слабое развитие волевой сферы. Слаборазвитая кратковременная память, нет усидчивости, внимания (на уроках, и дома). Нежелание учиться и оставаться на дополнительные занятия по предмету в назначенное время.
   - Завышенная оценка родителей из-за незнания современного процесса обучения и несвоевременного оповещения оценок по успеваемости ребенка.
   - Завышенная самооценка (при завышении оценок учителем с целью повышения мотивации)
        Можно выделить следующие признаки неуспеваемости. Невнимательное чтение заданий; незнание базовой лексики; непонимание вопросов; неумение составить фразу; обдумывание простейших фраз, как признак отсутствия речевых автоматизмов; неумение употребить знакомый материал в новой ситуации; выполнение упражнений наугад, не руководствуясь правилом. На уроках эти дети пассивны, часто отвлекаются, разговаривают на посторонние темы, постоянно переходят на родной язык, тянутся к мобильным устройствам. Поэтому при сдаче экзаменов по английскому языку наблюдается рад трудностей.   
  • Многие учащиеся (особенно слабоуспевающие) испытывают шок, когда приезжают на экзамен в чужую школу и попадают в незнакомую обстановку.
  • Они не способны контролировать волнение, испытывают обострение болезней во время экзамена (диарея, заикания, непрекращающийся кашель, астма и др.)
  • Не умеют вдумчиво читать, не могут сосредоточить внимание на чтении заданий.
  • Не умеют правильно оформлять ответы на экзаменационных бланках.
Технологии подготовки слабых учащихся к экзаменам в формате ОГЭ и ЕГЭ
1. Индивидуальные маршрутные листы (карты).
Опыт показывает, что подготовка к экзаменам будет иметь свои результаты только при индивидуальном, личностном, подходе к каждому ученику. Это означает трудоемкую работу при подготовке учителя к каждому уроку и во внеурочное время.
У нас в школе не все ученики сдают английский (экзамены по выбору), поэтому лучше всего готовить детей по индивидуальному маршрутному листу (карте). Приложение №1.
Обычно по понедельникам каждую неделю я занимаюсь с сильными учащимися, а по пятницам – со слабыми. Но на всех проводимых занятиях они обязательно должны расписываться на листках присутствия или на маршрутных картах (к этому мы пришли позже), тогда занятия могут быть оплачиваемыми. 

         2. Подготовка к экзаменам ГИА, начиная с 5-го класса.
 Задания по чтению, похожие на задания из КИМов я даю выполнять учащимся уже с 5 класса. Задания со словообразованием находятся на дифференцированных карточках, использую карточки-таблицы и др.
Здесь также хорошо помогают различного рода ДКР, ВПР, РДР – работы, проводимые во всех классах.
          3. Подготовка детей к ГИА в начальной школе.
     Нужно  начинать буквально со 2 класса. Но дети еще не развиты, много психологических проблем. Они не настроены на учебу, играют, продолжают пребывать в своем мирке, до них трудно достучаться. Кроме того они не воспринимают предмет серьезно. 
     Работа с детьми в начальной школе имеет свои особенности. Английский язык изучается со 2 класса по 2 часа в неделю. В  связи  с этим,  у некоторых  учащихся  возникают  трудности  в изучении английского языка уже в начальной школе. На одном уроке помнят, на другом забывают, так как надо учить новый лексический материал. Английский в начальной школе является основополагающим, т.е. в это время закладываются основные знания лексики. 600-700 слов с 2 – 4 класс. (При этом всемирный язык GLOBISH насчитывает лексику в количестве 1500 слов). Мы учили с ними язык по более легкой программе, используя следующие технологии:
            3. Подготовка детей к ГИА в начальной школе.
     Нужно  начинать буквально со 2 класса. Но дети еще не развиты, много психологических проблем. Они не настроены на учебу, играют, продолжают пребывать в своем мирке, до них трудно достучаться. Кроме того они не воспринимают предмет серьезно. 
     Работа с детьми в начальной школе имеет свои особенности. Английский язык изучается со 2 класса по 2 часа в неделю. В  связи  с этим,  у некоторых  учащихся  возникают  трудности  в изучении английского языка уже в начальной школе. На одном уроке помнят, на другом забывают, так как надо учить новый лексический материал. Английский в начальной школе является основополагающим, т.е. в это время закладываются основные знания лексики. 600-700 слов с 2 – 4 класс. (При этом всемирный язык GLOBISH насчитывает лексику в количестве 1500 слов). Мы учили с ними язык по более легкой программе, используя следующие технологии:
  • 1. Работа фронтально по лексике (600 - 800 слов) с многократным повторением хором.
  • 2. Запоминание блоками по темам с опорой на картинки, слайды, мультфильмы, книги, Рабочие тетради
  • 3. Я рано приучаю их писать прописи букв и слов в обычных тетрадях (до конца строчки, затем по 10 раз). Прописываю сама, как в старые добрые времена в тетрадях в клеточку.
  • 4. Обучение чтению вслух многократно повторяя за мной или включая аудирование. Но у меня разработана своя система обучения чтению и запоминанию слов по 4-м презентациям под общим названием «Быстрый английский».
                    4. Подготовка учащихся разных возрастов.
Учитывая большой объем нового языкового материала, поступающего практически каждый урок, в средних классах непонимание языка растет с геометрической прогрессией. В этих случаях перед учителем возникает задача - как за короткий период времени научить разновозрастных детей читать, говорить, писать на английском языке? Работать на уроке в общем режиме таким детям очень сложно, поэтому для таких учеников составляется индивидуальный образовательный маршрут, организуются индивидуальные занятия после уроков. Когда есть несколько учеников с примерно одинаковым уровнем, я объединяю их в пары или группы. В этом случае у учащихся часто появляется соревновательный интерес, что способствует повышению их мотивации и работоспособности. Но в группах нет дисциплины, большинство детей пассивны.
Условно можно выделить 5 этапов при подготовке уч-ся разных возрастов к экзаменам по отработке основных УУД:
  • 1. 2 – 3, 4 кл. – лексика, чтение
  • 5 - 6 кл. – грамматика
  • 7 – 8 кл. – письменная речь, задания по аудированию
  • 9 кл. – все виды речи + говорение
  • 10 – 11 – говорение + письмо
Основным при сдаче экзаменов является письменный. На уроках мы больше времени уделяем ему. Продукты письменной речи следующие: выписки из текста, открытка, анкета, записи в дневнике, Личное и деловое письмо – С1, изложение, сочинение, Эссе с элементами рассуждения –С2, статья, аннотация, рецензия, отчет, реферат
     5. Использование современных Интернет – технологий.
 Это -  Электронные Образовательные ресурсы, как собственные, так и других авторов. Специальных компьютерные обучающие программы, расширяющие возможности реализации новых способов и форм самообучения и саморазвития 

- работа на образовательных сайтах, on-line тесты по лексике и грамматике в формате ОГЭ и ЕГЭ
- тематические тестовые задания,
- отработка навыков работы с КИМами экзаменов прошлых лет и демоверсий  от ФИПИ,
- тренировочные тесты http.//edu.sdamgia.ru/
- выполнение заданий из материалов  ДКР, ВПР с  соответствующих сайтов
- создание собственных текстов контрольных материалов.
                    6. Деятельностные методы работы.
      Для успеха обучения важен принцип личностного общения. Он предполагает, что главной формой учебной деятельности является не слушание, чтение, а живое и активное общение преподавателя с учащимися и учащихся между собой. В общении преподаватель передаёт им информацию, в общении между собой и преподавателем учащиеся усваивают её. Роль преподавателя в любом обучении огромна и в том числе в индивидуальной работе с неуспевающими детьми. Между учеником и учителем должен установиться межличностный контакт, так как только в этом случае можно добиться реальных успехов. 
     На занятиях  используются игры, ситуативные беседы. Это эффективный метод для нейтрализации отрицательного отношения учащихся к предмету. Я включаю в свою работу конкурсы, викторины, ролевые игры, проекты, интерактивные технологии, указанные выше. Особенно разнообразна работа на уроках в Неделю английского языка, которая проводится каждый год. Во внеурочной деятельности мы ставим спектакли на английском языке. Участие в подобных проектах слабоуспевающих, неуверенных в себе детей помогает раскрыть их творческий потенциал и внушить мысль, что они могут общаться на языке не хуже других.
     Трудности в работе возникают тогда, когда ученики не владеют лексическим минимумом. Причины тому часто служит слаборазвитая или кратковременная память. Я провожу упражнения, которые позволяют многократно употреблять слово в той или иной ситуации. Приходится много работать фронтально по произношению и просто заучиванию наизусть слов, выражений. Хорошо известно, что многие ученики не умеют учить наизусть тексты или отдельные слова не только на английском но и на русском языке.
     Стараюсь строить работу в режиме « учитель –  сильный ученик – слабый ученик». Учащийся прежде, чем самому произнести изучаемые речевые образцы, слышит их несколько раз от сильных учеников. Это помогает ему лучше запомнить языковой материал и правильно его использовать. При хорошей устной отработке учебного материала в речи дети хорошо справляются с ним при чтении текста, аудировании, пересказе и других видах работ. Но аудирование идет очень плохо.

     Учащиеся овладевают многими метапредметными умениями. Они учатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Используя средства интеграции английского языка с другими учебными предметами (литературой, историей, биологией, географией, русским языком, МХК и др.) учитель помогает в развитии мотивации и интереса к познавательной деятельности.
      На уроке иностранного языка учащиеся овладевают основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Они организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Они формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение, осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планируют и регулируют свою деятельность; овладевают устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Всему этому помогают следующие методы работы:

 

  • Игры, ситуативные беседы. (ролевые игры – в сказках, затем бытовые, шпионы - шифровки), игры- соревнования, игра в мяч,
  • Речевые зарядки, речевки
  • Карточки с изображением транскрипций звуков
  • В грамматике - опорные карточки, подстановочные упражнения. Многократные тренировочные тесты.
  • Грамматические схемы, таблицы
  • Диктанты ассоциативные, рисованные
  • В словарях рисунки вместо перевода,
  • Взаимоконтроль. Взаимопроверки. Игра «Учитель – ученик»
  •  Конкурсы, викторины, проекты, интерактивные материалы, интегрированные уроки 
 

     В заключение хочу сказать, что весь учебный процесс основывается на индивидуальном личностном планировании работы с каждым учеником. При этом важно помнить, что учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. При организации обучения важно создавать у учеников ситуацию успеха. Даже самый маленький успех воодушевляет детей и поддерживает их интерес к предмету. Учителю важно всегда найти возможность создать такую ситуацию, предложить такое задание, чтобы и ученик с низким уровнем активности имел возможность отличиться; важно похвалой отметить даже самое незначительное продвижение вперёд. 
 


 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»