Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Мой инновационный педагогический опыт

Литвинчук Олеся Валерьевна
Мы живем в веке информационных технологий. Сегодня все хотят получать информацию быстро и в доступном изложении, ведь на данном этапе развития информационной культуры общества знания устаревают с невероятной скоростью, и человек вынужден «учиться всю жизнь». Важной задачей при этом является сформировать умение ориентироваться в море информации и развить способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников. Огромный объем знаний, накопленный человечеством, заставляет искать иные подходы к организации процесса обучения.
Начало моей профессиональной педагогической деятельности совпало с настоящей «перестройкой» в области системы образования России. Изменение главной цели школьного образования, а именно - развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий (УУД),  повлекло за собой массу перемен в процессе обучения современных школьников. Теперь важными критериями образования школьников являются:
- формирование УУД, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений;
- способность эффективно использовать на практике полученные умения и навыки.
Безусловно, происходят большие перемены и в работе учителей, как организаторов «нового процесса обучения-воспитания», в котором основой является дискуссионно-открытый характер преподавания, учитывается взаимосвязь межпредметных и внутрипредметных связей, развитие мотивации, практических навыков и умений учащихся.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) конкретизировало требования к предметным результатам освоения базового курса иностранного языка:
1) сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире;
2) владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;
3) достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах  как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения;
4) сформированность умения использовать иностранный язык, как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
 
Другими словами, это Стандарт компетентностей, как общих, универсальных, так и частных.  Итак, попытаюсь описать используемые мною технологии, методы и приемы работы по формированию компетентностей, которые являются залогом успешного освоения учениками курса английского языка.
Такими наиболее эффективными технологиями для меня являются: развивающее обучение, проблемное обучение, тестовая система, информационно-коммуникативные технологии, игровое обучение, проектная деятельность, погружение в иноязычную культуру, диалог культур, обучение в сотрудничестве, самовоспитание, а также здоровьесберегающие, исследовательские, личностно-ориентированные технологии. Прежде чем перейти к их описанию, хочу отметить, что своей основной задачей считаю развитие у моих учеников умений самостоятельно добывать информацию, анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.
Какие требования я предъявляю к учебным заданиям на уроках? Во-первых, это повышенный уровень сложности материала, его проблемный и поисковый характер. Ученики не получают знания в готовом виде, а открывают их вместе с учителем. Во-вторых, метапредметность. На основании этого, демонстрирую модель проблемного урока, которой легко следовать:
1) Создание проблемной ситуации учителем, и формулирование проблемы учениками.
2) Актуализация учениками знаний.
3) Поиск решения проблемы учениками, которому предшествует момент осознания учениками недостатка имеющихся знаний.
4) Применение знаний учениками.
Теперь ученику передается часть функций учителя, например, определение и формулировка темы урока, определение цели. Учитель, в свою очередь, должен побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей, научить своих учеников не бояться трудностей и добиваться их преодоления.
Практически все современные технологии обучения основаны на применении компьютерных технологий, что, несомненно, повышает их эффективность, ведь компьютер и Интернет успели стать «неотъемлемой частью» школьников. Их использование позволяет вносить элементы разнообразия в различные типы занятий, способствует развитию интереса к овладению английским языком, развивает у учеников критическое мышление, заставляет их думать и анализировать, требует активного участия ученика, способствует прогрессу, повторению. Это инструмент, способствующий развитию у обучаемых навыков чтения, письма, аудирования, а также расширению словарного запаса.
Большинство своих уроков я провожу с использованием мультимедийных презентаций, которые разрабатываю самостоятельно, или готовых электронных приложений и интерактивных программ к УМК. Все это помогает реализовывать разнообразные по форме способы введения, закрепления и отработки материала. Также я стараюсь привить культуру разработки и предъявления учениками своих презентаций, например, при работе с проектами.
Известно, что именно проектная деятельность позволяет развивать все УУД, интегрировать предметы гуманитарного и художественно-эстетического направлений с иностранным языком. С ребятами 7-10 классов мы создаем целые электронные «банки презентаций», используем их в дальнейшей творческой деятельности, в предметных неделях, например. С ребятами 5-6 классов мы создаем языковые портфели, что также увлекает учеников. Но главное в создании первого и второго – это формирование у авторов-учащихся способности к самооценке своих достижений в области изучения языка и культуры, а также оценке работ одноклассников. Иными словами, эти методы позволяют реализовывать системно-деятельностный подход, метапредметность обучения, коммуникативность, рефлексивность и, как следствие, повышают уровень компетентности участников образовательного процесса.
Одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка сегодня является необходимость более глубокого изучения мира носителей языка. Недаром сегодня уроки английского языка часто называют уроками иноязычного образования, что говорит о неразрывности обучения культуре и языку, ведь второй формируется и познается через культуру стран(ы) изучаемого языка.
Погружение в иноязычную культуру. Свои уроки стараюсь строить таким образом, чтобы каждая тема изучалась не изолированно, а вместе с соответствующим аспектом культуры, мы словно отправляемся в другую страну, где переживаем опыт носителей языка. Таким образом, учащиеся гораздо быстрее запоминают необходимый объем лексико-грамматического материала, они более активны в речевом аспекте через формирование ярких ассоциативных связей, качество владения языком повышается, формируется социокультурная компетенция.
Каким образом, находясь в школьном классе, возможно погружение в иноязычную культуру? Этому способствуют такие приемы как работа с аутентичными материалами (просмотр видеофрагментов, работа с печатными продуктами и ЭОР страны изучаемого языка), выступление учеников с проектами, носящими страноведческий характер, проведение тематических игр и викторин, нестандартных по организации уроков. Такие приемы помогают реализовывать принципы ситуативно-тематической организации, коллективного взаимодействия, межкультурного взаимодействия,
Проводимые мною факультативы по предмету построены с учетом неразрывности обучения культуре и языку, а также диалога культур, что считаю необходимым в условиях постепенно стирающихся границ между странами нашей «большой маленькой земли». Осуществлять полноценную коммуникацию в ситуациях межкультурного общения – это главная цель обучения иностранным языкам в школе. Уже сегодня, благодаря информационным технологиям, мы без труда можем общаться с жителями практически любого уголка планеты, а для мирных и толерантных отношений нам необходимо знать и уважать, в первую очередь, культуру представителей той или иной иноязычной среды, стараться, чтобы наша речь была правильной не только в плане выражения, но и в плане содержания. В рамках факультативов мы с ребятами выезжаем в Санкт-Петербург, где каждый ученик имеет возможность побыть экскурсоводом нашего красивейшего города мира. Этому предшествует основательный подготовительный этап: мы вместе разрабатываем маршрут, каждый ученик выбирает объект, за который он отвечает, разрабатываем планы докладов, далее следует самостоятельная обработка информации по теме, ее пробное предъявление в школе – и вот мы уже в центре города, готовые поделиться своими знаниями друг с другом. Интересно было, когда случайные оказавшиеся рядом иностранцы останавливались и слушали ребят, которые не растерялись и вели свой рассказ до конца, заслужив аплодисменты заграничных туристов.
Личностно-ориентированный подход обеспечивает комфортные условия для учеников на уроках. Каждый учитель должен уметь рефлексивно относиться к способам и  результатам своей профессиональной деятельности. Работая в школе с 2008 года, я поняла, что с каждым учеником можно договориться, к каждому можно найти подход, а результат не заставит себя долго ждать. И я очень надеюсь на то, что мои выпускники не скажут, что они не любили английский, хотя бы потому, что учитель всегда был рад видеть их на своих уроках, видел в каждом индивидуальность, сопровождал линию успешности каждого обучающегося. 
Разумеется, все вышеперечисленные технологии не могут быть использованы изолированно друг от друга. Всегда имеет место их интеграция, что положительно сказывается на эффективности уроков. Инновационные технологии существенно обогащают процесс обучения – на смену монотонной работе приходит интеллектуальный творческий поиск, в идеале формирующий активную и целеустремленную личность, ориентированную на постоянное самообразование и развитие.
На уроках я приветствую атмосферу дружественного сотрудничества, взаимоуважения. Считаю необходимым побуждать ребят к выражению своей точки зрения, не бояться высказывать свое понимание проблемы, способствовать критическому мышлению, проявлению инициативы, учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по заданным критериям. На каждом уроке я меняю формы работы, учащимся это очень нравится, но и здесь важно научить их понимать, что конечный результат групповой или парной работы зависит от работы каждого. На собственном примере часто показываю, как можно самостоятельно придумать что-то новое по изучаемой теме, что служит примером для ребят, и они уже не боятся дальше творить и экспериментировать с материалом, информацией. А домашнее задание обязательно содержит такую часть, где каждый может выбрать то, с чем ему больше нравится работать, например, если это сочинение, то будет предложено несколько вариантов тем. Самое важное при всем этом - оказывать поддержку учащимся, когда они делают ошибки и помогать справляться с ними. Мои ученики понимают, что если они чего-то не знают, не понимают или не умеют, то ни в коем случае не должны этого скрывать и стыдиться, напротив, осознание проблемы является первым шагом к знанию, умению и пониманию, а я как учитель всегда открыта для диалога.
 
Я всегда любила открывать что-то новое и интересное, эта потребность была сформирована еще в школе, где я училась по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина  - В.В. Давыдова, цели и задачи которой схожи с целями и задачами современных программ, составленных на основе ФГОС. Мир становится все более и более интересным, но вместе с тем и более сложным, вот почему каждый ребенок еще до окончания школы должен уметь в нем ориентироваться, понимать и принимать его, а задача учителя – способствовать успеху своего ученика не только в области его предмета, но и за его пределами.
 
Учитель английского языка ГБОУ СОШ №466
ЛИТВИНЧУК Олеся Валерьевна.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»