Обзор некоторых современных образовательных методов
Миненкова Марина Юрьевна,
учитель английского языка высшей квалификационной категории,
ГБОУ гимназия № 586 Санкт-Петербурга
Образование - это динамично развивающаяся часть жизни общества. это совсем не тот немного усыпляющий неторопливый процесс, в котором существовали учителя и ученики некоторое время назад.Причем, учителя разрабатывают абсолютно новые овладевания знаниями и одновременно заимствуют методы. применяемые в других, например научных, сферах.учитель английского языка высшей квалификационной категории,
ГБОУ гимназия № 586 Санкт-Петербурга
Метод «Brain Storming”(Мозговой штурм)
Этот метод как раз подсмотрен у ученых, разработчиков передового оборудования.Он широко известен.Метод применяется в различных сферах деятельности, а не только на уроках. Учителем ставится задача.Например, на основании знаний о уже пройденных грамматических временах только на основании названия Present Perfect Continuous заполнить таблицу об этом времени, а именно, как переводится название, когда употребляется данное время, как оно образуется, какие имеет временные маркеры.Ученики озвучивают всё, что они знают и думают по проблеме, свои предложения по заполнению таблицы. Иногда эти идеи бывают неожиданными, неправдоподобными. Учитываются все из них. На основании общего обсуждения выбирается здравое зерно дискуссии. Роль учителя незаметна, но необыкновенно важна. Он внимательно контролирует происходящее, подает идеи для размышления, если чувствует, что дискуссия заходит в тупик, дает новое направление спору, когда понимает, что ребята выбрали неправильный путь.,останавливает слишком жарких спорщиков, следит за корректностью всех говорящих. Учитель подталкивает к размышлению, играет организационную роль. Меняет направление дискуссии.
Метод Cluster-Method (гроздь)
Этот метод начинается аналогично предыдущему, и роль учителя в нем такая же.Участники дискуссии выдвигают самые разнообразные предложения, но это сопровождается графическим изображением выдвигаемях идей. Идеи оформляются в виде гроздей, т.е. располагаются в системном порядке.
Порядок составления гроздей следующий:
Записывается ключевая мысль или слово. Вокруг, как виноградины одной грозди ,записываются спонтанно придумываемые идеи или слова. Каждая новая мысль представляет из себя новый центр. Вокруг которого создаются новые ассоциации. Связанные идеи соединяются. Образуются кластеры. Т.о. происходит систематизация известной ранее информации, исключение неверных предположений, установление причинно-следственных связей.
Метод Синквейн
Вот этого метода точно нет ни в науке, ни в промышленности. Он Очень популярен благодаря своей нестандартности и возможности проявить творческие способности. Сиквейн – это стихотворная форма, на заданную тему, составленная по определенным правилам. Оно позволяет задать проблему и сформулировать наиболее значимые возникшие мысли. Название произошло от французского слова, обозначающего пять, т.к стихотворение состоит из пяти строк.
Синквейн составляется в паре, что позволяет шире рассмотреть тему.
Правило написания синквейна
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Четвертая строка — фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Как это делать
Название (обычно существительное) ————————
Описание (обычно прилагательное) ————————
Действия ————————————————————
Чувство (фраза) ————————————————
Повторение сути ————————————————
Давать в качестве задания составить синквейн хорошо на стадии рефлексии. Сразу понятно, как ученики восприняли изучаемый материал.
Например, на уроке изучалимсь проблемы окружающей среды. Одна пара учеников составила следующий сиквейн:
The Environment
Beautiful but drty
I feel sorry
We want to improve it.
Our world.
Учащиеся с удовольствием читают друг другу свои синквейны. На уроке сразу становится оживленно, весело, интересно. Т.о. мотивация к обучению возрастает.
Я рассказала только о некоторых методах, тех, которые нравятся мне больше всего. Существует еще множество других. Все они связаны друг с другом, дополняют друг друга, вытекают один из другого. У каждого существуют свои приверженцы. Конечно, не надо использовать их ежедневно. Но периодическое их использование расцветит уроки, заставит детей торопиться в школу.