Английская грамматика для 5 – 6 классов:
вспомни правила, используя примеры
Смирнова Ангелина Владимировна,
учитель английского языка школы № 242
с углублённым изучением физики и математики
Красносельского района Санкт-Петербурга
учитель английского языка школы № 242
с углублённым изучением физики и математики
Красносельского района Санкт-Петербурга
Изучение любого иностранного языка всегда требует приложения немалого количества усилий. Зазубривание далеко не всегда является единственно возможным вариантом запоминания языкового материала. Для того, чтобы сделать обучение более эффективным, сегодня используется множество различных методик. И использование при обучении подсказок – языковых примеров, представляющих собой «свёрнутую информацию», является одним из самых действенных способов активного усвоения учащимися грамматического материала, что и определяет актуальность темы, затронутой в данной статье. Языковой пример напоминает правило, пробуждает мышление. Зрительная подсказка – языковой пример является важным средством обучения иностранному языку и рассматривается как временное явление. Учитель должен вовремя почувствовать момент, когда грамматическое правило хорошо усвоено и можно его отвечать, приводя примеры по памяти.
При разработке пособия «Английская грамматика: вспомни правила, используя примеры» к учебникам Ю.Е. Ваулиной, Д. Дули, О.Е.Подоляко и В.Эванс «Английский в фокусе. Английский язык.» (Москва, «Просвещение», 2016) для 5 и 6 классов общеобразовательных школ мною был использован метод опоры на примеры при усвоении грамматических правил английского языка.. В данное пособие вошли следующие разделы: притяжательные местоимения; абсолютная форма притяжательных местоимений; притяжательный падеж; личные местоимения в объектном падеже; указательные местоимения; вопросительные слова; глагол «быть» в настоящем простом времени; конструкция «иметь» - «have got»; модальные глаголы; артикли неопределённый и определённый; конструкция «имеется/имеются» - «there is»/ «there are»; неопределённые местоимения «some» и «any»; понятие «много» - much, many, a lot of; множественное число существительных; степени сравнения прилагательных; предлоги места; предлоги времени; настоящее простое время; настоящее продолженное время; будущее простое время; конструкция «собираться, намереваться что-либо делать»; повелительное наклонение; прошедшее простое время правильных глаголов; прошедшее простое время неправильных глаголов; таблица неправильных глаголов; числительные количественные и порядковые.
Так, например, согласно программе линейки учебников «Английский в фокусе» Ю.Е.Ваулиной и других авторов, грамматическая тема «Множественное число существительных» была изучена в 3 классе, затем повторялась в 4 классе. В 5 классе данная грамматическая тема была повторена на уроках с опорой на примеры из темы «Множественное число существительных» разработанного мною пособия. Пять пунктов с примерами в теме «Множественное число существительных» напоминают учащимся 5-6 классов, что они должны знать пять правил образования множественного числа существительных. В первом пункте темы, видя знакомое им слово «кошка» («a cat») сначала в единственном числе с неопределённым артиклем единственного числа «а», а потом во множественном числе с известным им числительным «два» (two cats), учащиеся вспоминают основное правило образования множественного числа существительных в английском языке, а именно прибавление окончания «-s» к форме единственного числа существительных. В примерах из второго пункта (bus – buses, class – classes, brush – brushes, match – matches, box – boxes, tomato – tomatoes (Исключения: photos, videos, kilos, kimonos)) выделенные и подчёркнутые окончания существительных в единственном числе: -s, -ss, -sh, -ch, -x, -o подсказывают учащимся, что существует ещё один способ образования множественного числа существительных – прибавление окончания –es к форме единственного числа существительных, имеющих одно из шести выделенных окончаний. Языковые примеры третьего пункта наводят учащихся на мысль о третьем правиле образования множественного числа существительных в английском языке («family – families» (Но: «toy – toys»)). Не случайно два правила образования множественного числа существительных из учебника Ю.Е. Ваулиной и др. «Английский в фокусе» мною были объединены в одно. Подчёркнутые согласная «l» и гласная «о» в словах «семья» («family») и «игрушка» («toy») в большинстве случаев, как показывает мой педагогический опыт, мгновенно напоминают учащимся третье правило образования множественного числа существительных. Ученики вспоминают о том, что если у английского существительного в единственном числе перед конечной гласной «-y» стоит согласная, то во множественном числе «y» заменяется на «i» и далее прибавляется окончание «-es», а если перед конечной «y» стоит гласная, то «y» остаётся во множественном числе и к ней прибавляется окончание «-s» («families» - «toys»). Взглянув на примеры четвёртого пункта темы (life – lives, shelf – shelves (Исключения: roofs, beliefs, chiefs, safes, still lifes)), учащиеся формулируют правило о том, что у существительных, имеющих на конце «-f» или «-fe» в единственном числе, во множественном числе происходит замена «-f» и «-fe» на букву «v» и далее прибавляется окончание «-es». Исключения во втором и четвёртом пунктах темы «Образование множественного числа существительных» даны без перевода на русский язык. Взглянув на эти исключения, учащиеся вспоминают их перевод на русский язык. Далее, благодаря зрительной памяти и компактному расположению правил в пособии, исключения постепенно запоминаются учащимися. В пятом пункте темы перечислены английские существительные, образующие множественное число не по правилам ( «man – men» («мужчина – мужчины»), «woman – women» («женщина – женщины»), «foot – feet» («ступня – ступни»), «tooth – teeth» («зуб – зубы»), «mouse – mice» («мышь – мыши»), «goose – geese» («гусь – гуси»), «child – children» («ребёнок – дети»), «fish – fish» («рыба – рыбы»), «sheep – sheep» («овца – овцы»)). Исключения даны, в отличие от учебника Ваулиной «Английский в фокусе», с переводом на русский язык, ибо, как подсказывает мой педагогический опыт, многие учащиеся забывают значения этих слов-исключений, изученных в третьем и четвёртом классах школы.
В созданном мною пособии-приложении «Английская грамматика для 5-6 классов: вспомни правила, используя примеры», в отличие от учебника «Английский в фокусе», притяжательные и указательные местоимения, абсолютная форма притяжательных местоимений и личные местоимения в объектном падеже даны в таблицах с переводом на русский язык, так как слабыми учащимися они могут быть не прочно усвоены. Кроме того, в учебниках разных классов линейки «Английский в фокусе» расположение грамматического материала изменяется, а использование одного и того же грамматического пособия-приложения включает зрительную память, грамматический материал запоминается легче и прочнее. В учебниках «Английский в фокусе» последующих классов, восьмого и девятого, такие элементарные темы, как личные притяжательные и указательные местоимения, вообще не напоминаются. Считается, что они прочно усвоены, но, как показывает практика, в ряде случаев может возникнуть необходимость освежить их в памяти учащихся и в восьмом, и даже в девятом классах. Так что грамматическое пособие «Английская грамматика для 5-6 классов: вспомни правила, используя примеры» должно оставаться настольной книгой, быть всегда под рукой учащихся вплоть до окончания девятого класса как необходимое приложение к линейке учебников «Английский в фокусе».
В пособие также включена тема «Вопросительные слова». Все вопросительные слова даны с переводом на русский язык («What?» - «Что?», «Who?» - «Кто?» и так далее), чтобы их легко могли повторить и слабые учащиеся.
Компактное и постоянное расположение вопросительных слов способствует работе зрительной памяти и облегчает усвоение учащимися данной темы.
Гораздо большее место, чем в учебнике «Английский в фокусе», отведено в пособии-приложении глаголу «to be» - «быть, находиться, являться». Глагол дан в настоящем простом времени в утвердительной (полной и краткой), отрицательной (полной и краткой)
и вопросительной формах. Под таблицей со спряжением глагола «быть» приведены фразы – примеры использования этого глагола в речи. (Например, «I`m happy» - «Я счастлив», «He isn`t happy» - «Он – несчастливый», «Are you happy?» - «Ты счастлив?»). Данный материал ещё раз напоминает учащимся об исключительно важной роли этого глагола в английском языке и его большей употребительности по сравнению с русским языком.
Таблица пособия с утвердительной, отрицательной и вопросительной формами конструкции «have got» - «иметь» также более подробно, с большим, чем в учебнике, количеством примеров со знакомой лексикой напоминает учащимся указанную тему. (Примеры: «I have got a friend» - «У меня есть друг (подруга)», «She hasn`t got a pet» - «У неё нет домашнего животного», «Have they got a car?» -«У них есть машина?»).
Тема «Артикли» представлена примерами на двух строчках. Первая строка напоминает учащимся, что неопределённый артикль употребляется в английском языке только с существительными в единственном числе («a pen» - «ручка», «an elephant» - «слон»). Примеры в пособии подобраны таким образом, что одновременно у детей всплывает в памяти правило о том, что если существительное начинается на согласную, то употребляется артикль «а», а если первая буква – гласная, нужен артикль «an». Из моей практики могу сделать вывод, что материал о неопределённом артикле вспоминается учащимися легче, чем об определённом. При формулировании правил употребления определённого артикля в речи, учителю необходимо обратить внимание учащихся на то, что определённый артикль употребляется без изменений как с существительными в единственном числе, так и во множественном, как с существительными, начинающимися с согласной, так и с гласной буквы (примеры из пособия: единственное число: «the pen» - «ручка», «the elephant» - «слон»; множественное число: «the pens» - «ручки», «the elephants» - «слоны»). Кроме того, на этой подборке примеров учителю легко напомнить учащимся о различии в произношении определённого артикля, в зависимости от того, начинается ли следующее за ним существительное с согласной или с гласной буквы («the pen» - произносим «the» со звуком /e/, «the elephant» - читаем «the» со звуком /i/).
Материал о неопределённых местоимениях «some» и «any» - «некоторое количество» и количественных местоимениях «much», «many» и «a lot of» - «много» в пособии объединён с темой «Конструкция «there is/ there are» - «имеется/ имеются». Это органичное объединение в примерах с переводом на русский язык позволяет учащимся одновременно освежить в памяти тот факт, что «some» употребляется с неисчисляемыми и исчисляемыми существительными в утвердительной форме («There is some cheese» - «Есть некоторое количество сыра», «There are some bananas» - «Есть некоторое количество бананов»), а «any» - в отрицательной и вопросительной формах (Например: «There isn`t any cheese» - «Нет сыра», «There aren`t any bananas» - «Нет бананов», «Is there any cheese?» - «Есть ли сыр?», « Are there any bananas?» - «Есть ли бананы?»). Предложение-пример «Can I have some cheese (bananas), please?» - «Можно мне сыра (бананов), пожалуйста?» напоминает ученикам о том, что в вопросах-просьбах и с исчисляемыми, и с неисчисляемыми существительными употребляется «some».
Примеры пособия на «much», «many» и «a lot of» подобраны так, чтобы вызывать в памяти учащихся информацию о том, что «a lot of» употребляется и с исчисляемыми, и с неисчисляемыми существительными в утверждениях (Например: «There is a lot of milk» - «Есть много молока», «There are a lot of apples» - «Есть много яблок»), тогда как «much» - с неисчисляемыми существительными в отрицаниях и вопросах («There isn`t much milk» - «Нет большого количества молока», «Is there much milk?» - «Есть много молока?»), а «many» - требуется для исчисляемых существительных в отрицаниях и вопросах («There aren`t many apples» - «Нет большого количества яблок», «Are there many apples?» -«Есть много яблок?»).
Для презентации темы о степенях сравнения прилагательных в пособии отобран только самый основной материал, к тому же при выборе примеров для таблицы предпочтение отдавалось наиболее знакомой учащимся лексике, чтобы всё своё внимание дети могли сосредоточить на грамматическом материале. Первая строка таблицы посвящена первому способу образования степеней сравнения прилагательных, когда к положительной степени прилагательного прибавляют в сравнительной степени окончание –er, а в превосходной – артикль the и окончание –est («tall – taller – the tallest»: «высокий – выше – самый высокий»). Далее примеры этой строки таблицы напоминают учащимся важные орфографические нюансы: если прилагательное в положительной степени имеет окончание –е, то в сравнительной и превосходной степенях эта буква перед окончанием опускается («nice – nicer – the nicest»: «приятный – приятнее – самый приятный»); в двусложных прилагательных с кратким гласным между двумя согласными, конечная согласная удваивается перед окончанием (пример из пособия: «big – bigger – the biggest»: «большой – больше – самый большой»). Следующие два примера наводят учащихся на мысль о том, что двусложные прилагательные с окончаниями «-y» и «-er» образуют степени сравнения тоже первым способом («happy – happier – the happiest»: «счастливый – счастливее – самый счастливый», «clever – cleverer – the cleverest»: «умный – умнее – самый умный»). При повторении этого материала учитель обращает внимание учащихся на изменение «y» на «i» при образовании степеней сравнения прилагательного «happy», напоминая ученикам, что так происходит потому, что «y» стоит после согласной буквы. Учащимся, твёрдо усвоившим данный способ образования степеней сравнения прилагательных, можно дать информацию по поводу прилагательного «clever» - «умный» сообщив, что оно может образовывать степени сравнения и по второму типу (способу). На второй способ образования степеней сравнения прилагательных в пособии дан один показательный пример – многосложное прилагательное «beautiful» - «красивый», «more beautiful» - «красивее», «the most beautiful» - «самый красивый». В третьей строке таблицы, посвящённой степеням сравнения прилагательных, даны четыре исключения. Ученики, глядя на эти примеры, вспоминают, что данные прилагательные образуют степени сравнения не по правилам («good – better – the best»: «хороший – лучше – самый лучший», «bad – worse – the worst»: «плохой – хуже – самый плохой», «little – less – the least»: «маленький – меньше – самый маленький», а также «much (many) – more – the most»: «много – больше – наибольший»).
Конструкция «be going to» - «собираться, намереваться что-то делать» дана в пособии с глаголом «swim» - «плавать». Она представлена в настоящем простом времени в утвердительной, отрицательной и вопросительной формах с переводом на русский язык. (Например: «I am going to swim» - «Я собираюсь (имею намерение) плавать», «You are going to swim» - « Ты собираешься (имеешь намерение) плавать» и так далее). Восстанавливая в памяти эту тему, учащиеся приходят к мысли, что это очень употребительная в разговорной речи конструкция. Далее идёт закрепление знаний, умений и навыков учащихся во время употребления во фразах этой конструкции с заменой глагола «плавать» на другие изученные глаголы («dance» - «танцевать», «draw» - «рисовать» и другие).
Модальные глаголы, которые в учебниках «Английский в фокусе» пятого и шестого классов даны разрозненно, в разработанном мною пособии-приложении представлены компактно. Учащимся напоминаются модальные глаголы «can» - «мочь, уметь», «have to (has to)» - «быть должным, вынужденным (согласно обстоятельствам)», «must» - «долженствовать (по закону)», «may» - «мочь (иметь разрешение)» и «should» - «следовать (о рекомендации, совете)». Для усиления эффективности работы зрительной памяти вышеперечисленные модальные глаголы с переводом на русский язык пронумерованы, выделены жирным шрифтом и подчёркнуты. Рядом в скобках даны примеры – предложения с модальными глаголами в утвердительной, отрицательной и вопросительной формах. Таким образом, на уроках учащиеся вспоминают, что следующий за модальным глаголом глагол употребляется в инфинитиве без частицы «to», что к модальным глаголам «can», «must», «may» и «should» в третьем лице единственного числа настоящего простого времени на конце не прибавляется «-s» и что в отрицательной и вопросительной формах модальных глаголов «can», «must», «may» и «should» не требуются вспомогательные глаголы.
В созданном мною пособии-приложении к учебнику включены материалы к четырём английским временам глаголов, предусмотренным государственной программой. Это настоящее простое время (Present Simple), настоящее продолженное (длительное) время (Present Continuous), будущее простое время (Future Simple) и прошедшее простое время (Past Simple). Для усиления работы зрительной памяти материалы об одном времени занимают не более одной страницы и расположены эти материалы по одному плану. В верхней части листа помещено название глагольного времени на английском языке с переводом на русский язык. (Например: Present Simple – Настоящее простое время). Далее следует таблица со спряжением глагола играть («play») в утвердительной, отрицательной и вопросительной формах (в полной и краткой (если такая имеется) формах). Затем рассматривается правописание (в третьем лице единственного числа – для настоящего простого времени, причастия настоящего времени – для настоящего продолженного времени, форм с окончанием «-ed» - для прошедшего простого времени правильных глаголов). Ниже расположены предложения-примеры на случаи употребления времён. Примеры пронумерованы и переведены на русский язык. Так, в материале для настоящего простого времени первый пример («He always works on Saturdays» - «Он всегда работает по субботам») подсказывает учащимся правило о том, что глаголы в настоящем простом времени обозначают регулярно повторяющиеся, повседневные действия. Второй пример
(«I live in Russia» - «Я живу в России») наводит учащихся на мысль о втором случае употребления глаголов в настоящем простом времени – для обозначения состояния или постоянного действия. Третий пример («The sun sets in the west» - «Солнце садится на западе») напоминает ученикам о том, что для обозначения непреложных истин и законов природы также используются глаголы в настоящем простом времени.
На странице пособия, посвящённой настоящему продолженному времени, первый пример («He`s playing now» - «Он сейчас играет») подсказывает учащимся, что глаголы употребляются в данном времени для обозначения действия, происходящего сейчас, в момент речи. Следующий пример («He`s writing a book» - «Он пишет книгу») напоминает о том, что настоящее продолженное время требуется для обозначения действий, происходящих в настоящий период времени, но не обязательно в момент речи. По моему опыту, этот второй случай употребления глаголов в настоящем продолженном времени вспоминается учащимися с наибольшим трудом и на первых порах учителю требуется помогать учащимся в формулировании данного правила. Третий пример («I`m playing tennis next Sunday» - «Я играю в теннис в следующее воскресенье») вызывает в памяти учащихся правило, согласно которому для обозначения запланированных действий в будущем также употребляют глаголы в настоящем продолженном времени.
Для будущего простого времени в разделе «Употребление» даны шесть примеров, напоминающих учащимся о шести случаях употребления данного времени в английском языке. Так, пример «I will see him tomorrow» - «Я увижу его завтра» говорит об употреблении будущего простого времени для обозначения единичных действий в будущем. Пример «We`ll go there every year» - «Мы будем ездить туда каждый год» требует будущего времени для обозначения повторяющихся действий в будущем. То, что для обозначения решений, принимаемых в момент речи, англичане употребляют глаголы в будущем простом времени, напоминает пример «It`s cold. I`ll close the window» -«Холодно. Я закрою окно». На примере «I think he will be a doctor» - «Я думаю, что он будет врачом» у учащихся всплывает в памяти правило, согласно которому для выражения предсказаний и предположений, основанных на том, во что мы верим, требуется будущее простое время. Пятый случай употребления будущего простого времени – для выражения просьбы – подсказывается учащимся примером «Will you open the window, please?» «Откройте окно, пожалуйста», в то время, как шестое значение данного времени (выражение обещаний) – предложением-опорой «I`ll buy you a new toy» - «Я куплю тебе новую игрушку».
В материале о прошедшем простом времени примером «He played yesterday» - «Он играл вчера» напоминается, что данное глагольное время употребляется для обозначения действий в прошлом (что является достаточной информацией для пяти и шестиклассников, поскольку это пока единственное известное для них английское прошедшее время).
Далее, на странице каждого из рассматриваемых в пособии времён перечислены сигналы – слова, указывающие на необходимость употребления того или иного времени глагола.
За страницей о простом прошедшем времени правильных глаголов в пособии следуют пять страниц о неправильных глаголах в Past Simple. Помимо таблицы спряжения глаголов «swim» - «плавать» и «be» - «быть» в утвердительной, отрицательной и вопросительной формах, в пособие включена таблица 103 неправильных глаголов, состоящая из пяти граф: номер по порядку, первая, вторая и третья глагольные формы и перевод на русский язык. В отличие от учебника «Английский в фокусе», в пособии неправильные глаголы пронумерованы (что позволяет быстрее находить их на уроках) и у каждой из трёх форм глагола в таблице оставлено достаточное количество свободного места для вписывания транскрипции учащимися (что даёт возможность и повторить транскрипционные знаки, и напоминает учащимся чтение глагольных форм).
В пособии даны примеры на каждое изученное правило (следующий пункт соответствует следующему правилу), подсказками также являются выделенные и подчеркнутые буквы. Для примеров выбрана наиболее знакомая учащимся лексика. Учащиеся под руководством учителя формулируют ранее изученные грамматические правила с опорой на примеры из пособия. Необходимо отметить, что в разработанном мною пособии на лицевой стороне листов даны примеры, будящие мысль учащихся и напоминающие им грамматические правила. Однако предусмотрен и способ преодолеть возможные проблемы с памятью у слабых учащихся. Для них на оборотной стороне листов даны подсказки – пронумерованные правила, которые необходимо сформулировать. Нумерация правил (на обороте) и примеров (на лицевой стороне листов) совпадают.
В заключение необходимо отметить, что работа учащихся по пособию «Английская грамматика: вспомни правила, используя примеры» подтверждает следующее: опора на примеры при усвоении грамматических правил играет важную роль в обучении иностранному языку, служит внешней опорой внутренних действий, то есть по мере усвоения учебного материала подсказка – языковой пример переходит во внутренний план, а затем вообще не требуется. В результате остаётся твёрдое знание грамматического материала английского языка.
При разработке пособия «Английская грамматика: вспомни правила, используя примеры» к учебникам Ю.Е. Ваулиной, Д. Дули, О.Е.Подоляко и В.Эванс «Английский в фокусе. Английский язык.» (Москва, «Просвещение», 2016) для 5 и 6 классов общеобразовательных школ мною был использован метод опоры на примеры при усвоении грамматических правил английского языка.. В данное пособие вошли следующие разделы: притяжательные местоимения; абсолютная форма притяжательных местоимений; притяжательный падеж; личные местоимения в объектном падеже; указательные местоимения; вопросительные слова; глагол «быть» в настоящем простом времени; конструкция «иметь» - «have got»; модальные глаголы; артикли неопределённый и определённый; конструкция «имеется/имеются» - «there is»/ «there are»; неопределённые местоимения «some» и «any»; понятие «много» - much, many, a lot of; множественное число существительных; степени сравнения прилагательных; предлоги места; предлоги времени; настоящее простое время; настоящее продолженное время; будущее простое время; конструкция «собираться, намереваться что-либо делать»; повелительное наклонение; прошедшее простое время правильных глаголов; прошедшее простое время неправильных глаголов; таблица неправильных глаголов; числительные количественные и порядковые.
Так, например, согласно программе линейки учебников «Английский в фокусе» Ю.Е.Ваулиной и других авторов, грамматическая тема «Множественное число существительных» была изучена в 3 классе, затем повторялась в 4 классе. В 5 классе данная грамматическая тема была повторена на уроках с опорой на примеры из темы «Множественное число существительных» разработанного мною пособия. Пять пунктов с примерами в теме «Множественное число существительных» напоминают учащимся 5-6 классов, что они должны знать пять правил образования множественного числа существительных. В первом пункте темы, видя знакомое им слово «кошка» («a cat») сначала в единственном числе с неопределённым артиклем единственного числа «а», а потом во множественном числе с известным им числительным «два» (two cats), учащиеся вспоминают основное правило образования множественного числа существительных в английском языке, а именно прибавление окончания «-s» к форме единственного числа существительных. В примерах из второго пункта (bus – buses, class – classes, brush – brushes, match – matches, box – boxes, tomato – tomatoes (Исключения: photos, videos, kilos, kimonos)) выделенные и подчёркнутые окончания существительных в единственном числе: -s, -ss, -sh, -ch, -x, -o подсказывают учащимся, что существует ещё один способ образования множественного числа существительных – прибавление окончания –es к форме единственного числа существительных, имеющих одно из шести выделенных окончаний. Языковые примеры третьего пункта наводят учащихся на мысль о третьем правиле образования множественного числа существительных в английском языке («family – families» (Но: «toy – toys»)). Не случайно два правила образования множественного числа существительных из учебника Ю.Е. Ваулиной и др. «Английский в фокусе» мною были объединены в одно. Подчёркнутые согласная «l» и гласная «о» в словах «семья» («family») и «игрушка» («toy») в большинстве случаев, как показывает мой педагогический опыт, мгновенно напоминают учащимся третье правило образования множественного числа существительных. Ученики вспоминают о том, что если у английского существительного в единственном числе перед конечной гласной «-y» стоит согласная, то во множественном числе «y» заменяется на «i» и далее прибавляется окончание «-es», а если перед конечной «y» стоит гласная, то «y» остаётся во множественном числе и к ней прибавляется окончание «-s» («families» - «toys»). Взглянув на примеры четвёртого пункта темы (life – lives, shelf – shelves (Исключения: roofs, beliefs, chiefs, safes, still lifes)), учащиеся формулируют правило о том, что у существительных, имеющих на конце «-f» или «-fe» в единственном числе, во множественном числе происходит замена «-f» и «-fe» на букву «v» и далее прибавляется окончание «-es». Исключения во втором и четвёртом пунктах темы «Образование множественного числа существительных» даны без перевода на русский язык. Взглянув на эти исключения, учащиеся вспоминают их перевод на русский язык. Далее, благодаря зрительной памяти и компактному расположению правил в пособии, исключения постепенно запоминаются учащимися. В пятом пункте темы перечислены английские существительные, образующие множественное число не по правилам ( «man – men» («мужчина – мужчины»), «woman – women» («женщина – женщины»), «foot – feet» («ступня – ступни»), «tooth – teeth» («зуб – зубы»), «mouse – mice» («мышь – мыши»), «goose – geese» («гусь – гуси»), «child – children» («ребёнок – дети»), «fish – fish» («рыба – рыбы»), «sheep – sheep» («овца – овцы»)). Исключения даны, в отличие от учебника Ваулиной «Английский в фокусе», с переводом на русский язык, ибо, как подсказывает мой педагогический опыт, многие учащиеся забывают значения этих слов-исключений, изученных в третьем и четвёртом классах школы.
В созданном мною пособии-приложении «Английская грамматика для 5-6 классов: вспомни правила, используя примеры», в отличие от учебника «Английский в фокусе», притяжательные и указательные местоимения, абсолютная форма притяжательных местоимений и личные местоимения в объектном падеже даны в таблицах с переводом на русский язык, так как слабыми учащимися они могут быть не прочно усвоены. Кроме того, в учебниках разных классов линейки «Английский в фокусе» расположение грамматического материала изменяется, а использование одного и того же грамматического пособия-приложения включает зрительную память, грамматический материал запоминается легче и прочнее. В учебниках «Английский в фокусе» последующих классов, восьмого и девятого, такие элементарные темы, как личные притяжательные и указательные местоимения, вообще не напоминаются. Считается, что они прочно усвоены, но, как показывает практика, в ряде случаев может возникнуть необходимость освежить их в памяти учащихся и в восьмом, и даже в девятом классах. Так что грамматическое пособие «Английская грамматика для 5-6 классов: вспомни правила, используя примеры» должно оставаться настольной книгой, быть всегда под рукой учащихся вплоть до окончания девятого класса как необходимое приложение к линейке учебников «Английский в фокусе».
В пособие также включена тема «Вопросительные слова». Все вопросительные слова даны с переводом на русский язык («What?» - «Что?», «Who?» - «Кто?» и так далее), чтобы их легко могли повторить и слабые учащиеся.
Компактное и постоянное расположение вопросительных слов способствует работе зрительной памяти и облегчает усвоение учащимися данной темы.
Гораздо большее место, чем в учебнике «Английский в фокусе», отведено в пособии-приложении глаголу «to be» - «быть, находиться, являться». Глагол дан в настоящем простом времени в утвердительной (полной и краткой), отрицательной (полной и краткой)
и вопросительной формах. Под таблицей со спряжением глагола «быть» приведены фразы – примеры использования этого глагола в речи. (Например, «I`m happy» - «Я счастлив», «He isn`t happy» - «Он – несчастливый», «Are you happy?» - «Ты счастлив?»). Данный материал ещё раз напоминает учащимся об исключительно важной роли этого глагола в английском языке и его большей употребительности по сравнению с русским языком.
Таблица пособия с утвердительной, отрицательной и вопросительной формами конструкции «have got» - «иметь» также более подробно, с большим, чем в учебнике, количеством примеров со знакомой лексикой напоминает учащимся указанную тему. (Примеры: «I have got a friend» - «У меня есть друг (подруга)», «She hasn`t got a pet» - «У неё нет домашнего животного», «Have they got a car?» -«У них есть машина?»).
Тема «Артикли» представлена примерами на двух строчках. Первая строка напоминает учащимся, что неопределённый артикль употребляется в английском языке только с существительными в единственном числе («a pen» - «ручка», «an elephant» - «слон»). Примеры в пособии подобраны таким образом, что одновременно у детей всплывает в памяти правило о том, что если существительное начинается на согласную, то употребляется артикль «а», а если первая буква – гласная, нужен артикль «an». Из моей практики могу сделать вывод, что материал о неопределённом артикле вспоминается учащимися легче, чем об определённом. При формулировании правил употребления определённого артикля в речи, учителю необходимо обратить внимание учащихся на то, что определённый артикль употребляется без изменений как с существительными в единственном числе, так и во множественном, как с существительными, начинающимися с согласной, так и с гласной буквы (примеры из пособия: единственное число: «the pen» - «ручка», «the elephant» - «слон»; множественное число: «the pens» - «ручки», «the elephants» - «слоны»). Кроме того, на этой подборке примеров учителю легко напомнить учащимся о различии в произношении определённого артикля, в зависимости от того, начинается ли следующее за ним существительное с согласной или с гласной буквы («the pen» - произносим «the» со звуком /e/, «the elephant» - читаем «the» со звуком /i/).
Материал о неопределённых местоимениях «some» и «any» - «некоторое количество» и количественных местоимениях «much», «many» и «a lot of» - «много» в пособии объединён с темой «Конструкция «there is/ there are» - «имеется/ имеются». Это органичное объединение в примерах с переводом на русский язык позволяет учащимся одновременно освежить в памяти тот факт, что «some» употребляется с неисчисляемыми и исчисляемыми существительными в утвердительной форме («There is some cheese» - «Есть некоторое количество сыра», «There are some bananas» - «Есть некоторое количество бананов»), а «any» - в отрицательной и вопросительной формах (Например: «There isn`t any cheese» - «Нет сыра», «There aren`t any bananas» - «Нет бананов», «Is there any cheese?» - «Есть ли сыр?», « Are there any bananas?» - «Есть ли бананы?»). Предложение-пример «Can I have some cheese (bananas), please?» - «Можно мне сыра (бананов), пожалуйста?» напоминает ученикам о том, что в вопросах-просьбах и с исчисляемыми, и с неисчисляемыми существительными употребляется «some».
Примеры пособия на «much», «many» и «a lot of» подобраны так, чтобы вызывать в памяти учащихся информацию о том, что «a lot of» употребляется и с исчисляемыми, и с неисчисляемыми существительными в утверждениях (Например: «There is a lot of milk» - «Есть много молока», «There are a lot of apples» - «Есть много яблок»), тогда как «much» - с неисчисляемыми существительными в отрицаниях и вопросах («There isn`t much milk» - «Нет большого количества молока», «Is there much milk?» - «Есть много молока?»), а «many» - требуется для исчисляемых существительных в отрицаниях и вопросах («There aren`t many apples» - «Нет большого количества яблок», «Are there many apples?» -«Есть много яблок?»).
Для презентации темы о степенях сравнения прилагательных в пособии отобран только самый основной материал, к тому же при выборе примеров для таблицы предпочтение отдавалось наиболее знакомой учащимся лексике, чтобы всё своё внимание дети могли сосредоточить на грамматическом материале. Первая строка таблицы посвящена первому способу образования степеней сравнения прилагательных, когда к положительной степени прилагательного прибавляют в сравнительной степени окончание –er, а в превосходной – артикль the и окончание –est («tall – taller – the tallest»: «высокий – выше – самый высокий»). Далее примеры этой строки таблицы напоминают учащимся важные орфографические нюансы: если прилагательное в положительной степени имеет окончание –е, то в сравнительной и превосходной степенях эта буква перед окончанием опускается («nice – nicer – the nicest»: «приятный – приятнее – самый приятный»); в двусложных прилагательных с кратким гласным между двумя согласными, конечная согласная удваивается перед окончанием (пример из пособия: «big – bigger – the biggest»: «большой – больше – самый большой»). Следующие два примера наводят учащихся на мысль о том, что двусложные прилагательные с окончаниями «-y» и «-er» образуют степени сравнения тоже первым способом («happy – happier – the happiest»: «счастливый – счастливее – самый счастливый», «clever – cleverer – the cleverest»: «умный – умнее – самый умный»). При повторении этого материала учитель обращает внимание учащихся на изменение «y» на «i» при образовании степеней сравнения прилагательного «happy», напоминая ученикам, что так происходит потому, что «y» стоит после согласной буквы. Учащимся, твёрдо усвоившим данный способ образования степеней сравнения прилагательных, можно дать информацию по поводу прилагательного «clever» - «умный» сообщив, что оно может образовывать степени сравнения и по второму типу (способу). На второй способ образования степеней сравнения прилагательных в пособии дан один показательный пример – многосложное прилагательное «beautiful» - «красивый», «more beautiful» - «красивее», «the most beautiful» - «самый красивый». В третьей строке таблицы, посвящённой степеням сравнения прилагательных, даны четыре исключения. Ученики, глядя на эти примеры, вспоминают, что данные прилагательные образуют степени сравнения не по правилам («good – better – the best»: «хороший – лучше – самый лучший», «bad – worse – the worst»: «плохой – хуже – самый плохой», «little – less – the least»: «маленький – меньше – самый маленький», а также «much (many) – more – the most»: «много – больше – наибольший»).
Конструкция «be going to» - «собираться, намереваться что-то делать» дана в пособии с глаголом «swim» - «плавать». Она представлена в настоящем простом времени в утвердительной, отрицательной и вопросительной формах с переводом на русский язык. (Например: «I am going to swim» - «Я собираюсь (имею намерение) плавать», «You are going to swim» - « Ты собираешься (имеешь намерение) плавать» и так далее). Восстанавливая в памяти эту тему, учащиеся приходят к мысли, что это очень употребительная в разговорной речи конструкция. Далее идёт закрепление знаний, умений и навыков учащихся во время употребления во фразах этой конструкции с заменой глагола «плавать» на другие изученные глаголы («dance» - «танцевать», «draw» - «рисовать» и другие).
Модальные глаголы, которые в учебниках «Английский в фокусе» пятого и шестого классов даны разрозненно, в разработанном мною пособии-приложении представлены компактно. Учащимся напоминаются модальные глаголы «can» - «мочь, уметь», «have to (has to)» - «быть должным, вынужденным (согласно обстоятельствам)», «must» - «долженствовать (по закону)», «may» - «мочь (иметь разрешение)» и «should» - «следовать (о рекомендации, совете)». Для усиления эффективности работы зрительной памяти вышеперечисленные модальные глаголы с переводом на русский язык пронумерованы, выделены жирным шрифтом и подчёркнуты. Рядом в скобках даны примеры – предложения с модальными глаголами в утвердительной, отрицательной и вопросительной формах. Таким образом, на уроках учащиеся вспоминают, что следующий за модальным глаголом глагол употребляется в инфинитиве без частицы «to», что к модальным глаголам «can», «must», «may» и «should» в третьем лице единственного числа настоящего простого времени на конце не прибавляется «-s» и что в отрицательной и вопросительной формах модальных глаголов «can», «must», «may» и «should» не требуются вспомогательные глаголы.
В созданном мною пособии-приложении к учебнику включены материалы к четырём английским временам глаголов, предусмотренным государственной программой. Это настоящее простое время (Present Simple), настоящее продолженное (длительное) время (Present Continuous), будущее простое время (Future Simple) и прошедшее простое время (Past Simple). Для усиления работы зрительной памяти материалы об одном времени занимают не более одной страницы и расположены эти материалы по одному плану. В верхней части листа помещено название глагольного времени на английском языке с переводом на русский язык. (Например: Present Simple – Настоящее простое время). Далее следует таблица со спряжением глагола играть («play») в утвердительной, отрицательной и вопросительной формах (в полной и краткой (если такая имеется) формах). Затем рассматривается правописание (в третьем лице единственного числа – для настоящего простого времени, причастия настоящего времени – для настоящего продолженного времени, форм с окончанием «-ed» - для прошедшего простого времени правильных глаголов). Ниже расположены предложения-примеры на случаи употребления времён. Примеры пронумерованы и переведены на русский язык. Так, в материале для настоящего простого времени первый пример («He always works on Saturdays» - «Он всегда работает по субботам») подсказывает учащимся правило о том, что глаголы в настоящем простом времени обозначают регулярно повторяющиеся, повседневные действия. Второй пример
(«I live in Russia» - «Я живу в России») наводит учащихся на мысль о втором случае употребления глаголов в настоящем простом времени – для обозначения состояния или постоянного действия. Третий пример («The sun sets in the west» - «Солнце садится на западе») напоминает ученикам о том, что для обозначения непреложных истин и законов природы также используются глаголы в настоящем простом времени.
На странице пособия, посвящённой настоящему продолженному времени, первый пример («He`s playing now» - «Он сейчас играет») подсказывает учащимся, что глаголы употребляются в данном времени для обозначения действия, происходящего сейчас, в момент речи. Следующий пример («He`s writing a book» - «Он пишет книгу») напоминает о том, что настоящее продолженное время требуется для обозначения действий, происходящих в настоящий период времени, но не обязательно в момент речи. По моему опыту, этот второй случай употребления глаголов в настоящем продолженном времени вспоминается учащимися с наибольшим трудом и на первых порах учителю требуется помогать учащимся в формулировании данного правила. Третий пример («I`m playing tennis next Sunday» - «Я играю в теннис в следующее воскресенье») вызывает в памяти учащихся правило, согласно которому для обозначения запланированных действий в будущем также употребляют глаголы в настоящем продолженном времени.
Для будущего простого времени в разделе «Употребление» даны шесть примеров, напоминающих учащимся о шести случаях употребления данного времени в английском языке. Так, пример «I will see him tomorrow» - «Я увижу его завтра» говорит об употреблении будущего простого времени для обозначения единичных действий в будущем. Пример «We`ll go there every year» - «Мы будем ездить туда каждый год» требует будущего времени для обозначения повторяющихся действий в будущем. То, что для обозначения решений, принимаемых в момент речи, англичане употребляют глаголы в будущем простом времени, напоминает пример «It`s cold. I`ll close the window» -«Холодно. Я закрою окно». На примере «I think he will be a doctor» - «Я думаю, что он будет врачом» у учащихся всплывает в памяти правило, согласно которому для выражения предсказаний и предположений, основанных на том, во что мы верим, требуется будущее простое время. Пятый случай употребления будущего простого времени – для выражения просьбы – подсказывается учащимся примером «Will you open the window, please?» «Откройте окно, пожалуйста», в то время, как шестое значение данного времени (выражение обещаний) – предложением-опорой «I`ll buy you a new toy» - «Я куплю тебе новую игрушку».
В материале о прошедшем простом времени примером «He played yesterday» - «Он играл вчера» напоминается, что данное глагольное время употребляется для обозначения действий в прошлом (что является достаточной информацией для пяти и шестиклассников, поскольку это пока единственное известное для них английское прошедшее время).
Далее, на странице каждого из рассматриваемых в пособии времён перечислены сигналы – слова, указывающие на необходимость употребления того или иного времени глагола.
За страницей о простом прошедшем времени правильных глаголов в пособии следуют пять страниц о неправильных глаголах в Past Simple. Помимо таблицы спряжения глаголов «swim» - «плавать» и «be» - «быть» в утвердительной, отрицательной и вопросительной формах, в пособие включена таблица 103 неправильных глаголов, состоящая из пяти граф: номер по порядку, первая, вторая и третья глагольные формы и перевод на русский язык. В отличие от учебника «Английский в фокусе», в пособии неправильные глаголы пронумерованы (что позволяет быстрее находить их на уроках) и у каждой из трёх форм глагола в таблице оставлено достаточное количество свободного места для вписывания транскрипции учащимися (что даёт возможность и повторить транскрипционные знаки, и напоминает учащимся чтение глагольных форм).
В пособии даны примеры на каждое изученное правило (следующий пункт соответствует следующему правилу), подсказками также являются выделенные и подчеркнутые буквы. Для примеров выбрана наиболее знакомая учащимся лексика. Учащиеся под руководством учителя формулируют ранее изученные грамматические правила с опорой на примеры из пособия. Необходимо отметить, что в разработанном мною пособии на лицевой стороне листов даны примеры, будящие мысль учащихся и напоминающие им грамматические правила. Однако предусмотрен и способ преодолеть возможные проблемы с памятью у слабых учащихся. Для них на оборотной стороне листов даны подсказки – пронумерованные правила, которые необходимо сформулировать. Нумерация правил (на обороте) и примеров (на лицевой стороне листов) совпадают.
В заключение необходимо отметить, что работа учащихся по пособию «Английская грамматика: вспомни правила, используя примеры» подтверждает следующее: опора на примеры при усвоении грамматических правил играет важную роль в обучении иностранному языку, служит внешней опорой внутренних действий, то есть по мере усвоения учебного материала подсказка – языковой пример переходит во внутренний план, а затем вообще не требуется. В результате остаётся твёрдое знание грамматического материала английского языка.