Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Самооценка учащихся в рамках урока английского языка

Илатовская Надежда Васильевна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ № 585
Кировского района Санкт-Петербурга

Мы можем говорить, что ребенок станет полноценным субъектом своей учебной деятельности только тогда, когда он сам будет управлять ею, способствуя развитию своих способностей. Для этого необходимо помочь ему осознать её мотивы и цели, обучить способам её осуществления, регулирования и контроля, активизировать его познавательную деятельность. 
Самоконтроль является составной частью всех видов учебной и трудовой деятельности. Неумение контролировать свою деятельность, оценить уровень своих возможностей и роста – типичный барьер, встречающийся на пути даже у успешно занимающихся школьников. 
Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать иностранный язык, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают ему «возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик». (А.Г. Асмолов). 
Чтобы учащиеся умели работать самостоятельно, их нужно этому научить. 
Существуют современные педагогические технологии, которые способны формировать навыки самостоятельной работы. Это индивидуальная работа учащихся (модульное обучение) и парная или групповая работа (обучение в сотрудничестве). 
Модульное обучение – это одна из современных технологий самообразования, которая на данный момент широко используется. 
Модуль – это законченный блок информации, разработанная учителем программа действий и советов. Уроки типа “модуль” учат школьников самостоятельному изучению материала, умению контролировать время, умению ставить цель и анализировать результат. Это хороший способ обобщения материала; учитель выстраивает материал в модуле используя упражнения (учебные элементы), которые дают больший эффект в поиске знаний. 
Урок-модуль предполагает работу индивидуальную, парную и в группах. Эта форма работы снимает неуверенность детей в себе, страх ошибиться; на таких уроках можно воспользоваться подсказкой товарища по парте, либо обратиться за помощью к учителю, так как учитель является консультантом, он сотрудничает с детьми. 
Например, для повторения и систематизации грамматического материала перед контрольной работой отводится один урок – выполнение одного модуля по теме. Учащиеся работают самостоятельно. Выполнив каждое упражнение, они проверяют правильность выполнения по листку контроля, выставляя себе баллы. Если и после проверки остаются вопросы, учащиеся консультируются с учителем. Каждый работает в своем режиме и в конце работы видят свой результат и понимают, что конкретно ему нужно повторить. Модуль позволяет внедрять дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения. Возрастает творческая самостоятельность школьников и объем усваиваемого материала. Не остается учеников, не работающих на уроке. 
Парная и групповая работа (обучение в сотрудничестве) обладает большим потенциалом самостоятельной работы. Главная его идея – работать вместе. Каждый член группы несет ответственность за успех всей группы, увеличивается «плотность» общения, так как в процессе обучения они обмениваются идеями, мнениями, информацией, учатся друг у друга. 
На таких уроках работают все учащиеся. Они учатся слушать и слышать. Каждый чувствует себя раскованно. Работая в малых группах, каждый получает возможность реализовываться в том, что является его сильной стороной, и получать помощь в том, в чём он слабее других. Сотрудничая, ученики учатся работать без контроля со стороны учителя, совместно с товарищами, стремясь к поставленной цели. Моя работа в этом направлении и наблюдения показали, что групповая форма организации учебного труда обладает рядом достоинств: 
-она способствует повышению мотивации к учению; 
-учит объективно оценивать себя и других; 
-повышает деловой статус ученика в коллективе; 
- разнообразит урок. 
Парная и групповая формы работы позволяют решать следующие задачи: 
-активизировать работу каждого ученика, включив его в процесс усвоения учебного материала; 
-повысить познавательную мотивацию; 
-обучить навыкам успешного общения, умения слушать и слышать друг друга; 
выстраивать диалог, задавать вопросы; 
-научить работать с командой и в команде: 
-принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата. 
Одним из важных качеств в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью и развитием своих мыслительных способностей, является развитие у учащихся потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий. 
Сформированная потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий будет подталкивать ученика и требовать от него тщательного анализа, обобщения, обоснования и самопроверки каждого шага своих действий. Она позволяет яснее осознать, что известно в данной ситуации и что неизвестно, что ещё требуется узнать и изучить. 
Самоконтроль - важная составляющая развития ученика. Ребенок видит свои успехи и проблемы, но при этом он не зависит от оценки учителя. Это помогает сделать процесс обучения более сознательным и развивает мотивацию к учению. Если учащиеся понимают стоящие перед ним задачи, то включается не только самоконтроль но и самокоррекция, что является важнейшим завершающим контролем, умением ученика исправить совершенную и осознанную ошибку. 
Ошибка это не чрезвычайное происшествие в учебном процессе. В ней есть помимо отрицательного момента еще и положительный опыт, т.к. исправляя ошибку, учащиеся корректируют собственную учебную деятельность. Наступает такой период в обучении, когда учащиеся сами могут его воспроизвести. В качестве такого образца могут выступать и ключи. 
У школьника рождается чувство недовольства самим собой, своими имеющимися знаниями, умениями и навыками, появляется необходимость в приобретении дополнительных знаний и умений. Таким образом, потребность в самоконтроле и критической самооценке вызывает познавательную активность ученика, заставляет его активно и самостоятельно мыслить. 
Ученик будет анализировать свои действия не только после или в ходе непосредственного её совершения, но и заранее до её совершения. Возникшее в ходе рассуждения противоречия будут толчком к самостоятельному пересмотру своих действий, а если это необходимо, то и к её корректировке, к выявлению причин своих ошибок и неудач. 
Потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности. Сформировавшись, она становится неотъемлемой чертой его характера, которая в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию мыслительных способностей учащегося. 
Практический опыт анализа развития самооценки учащихся.  
Объективно себя оценить - это труд, которому мы, учителя, должны научить каждого ребенка.  
Каким же образом самооценка, оценвание своего труда и работы вписывается в урок английского языка ? 
1. Проводя любой урок английского языка, я применяю разнообразные традиционные приемы рефлексии эмоционального состояния: «смайлики», «солнышко и тучка», «букет чувств», «дерево чувств», «светофор», «построим город» . Эти приемы рефлексии актуальны в сегодняшней педагогической практике. 
Каким образом они могут помочь ребенку?  
Дети не воспринимают эту систему как “оценку”, они могут без боязни посмотреть на свои недочеты и честно себе в них признаться, а это верный путь к их исправлению.  
EX.  Упражнение для 5 класса (вставь there is или there are ) 
по итогам выполнения и совместной проверки дети сами ставят себе отметку:  
9 из 10 правильно выполненных заданий -  5 (солнышко) 
7-8 - 4 (солныщко с тучкой - переменная облачность) 
5-6 - 3 (тучка с дожиком) 
Итоговый вопрос: how's the weather today in our class?  
is it rainy?  
Sunny?
Cloudy?  
 2. Рефлексия и самооценка учебной деятельности может осуществляться ребенком не только по итогам изучения темы (прохождения того или иного модуля). Учащийся осуществляет рефлексию учебной деятельности на каждом уроке. Структура современного урока в рамках ФГОС включает обязательный этап - рефлексию учебной деятельности. Преимущественное отличие от традиционной формы организации рефлексии на уроке является то, что внимание уделяется не столько сумме полученных знаний, сколько самому процессу учения, т.е. способы выполнения учебной задачи, осознание возникших затруднений в ходе ее выполнения. В своей практике я использую такие приемы как «Точка зрения» и «Обратная связь» , которые могут проводиться  в письменной или  устной формах. 
Например, в конце урока устно задаются вопросы:  
какое упражнение показалось самым слрожным?  
Что не получилось?  
Что удавалось легко и с удовольствием? и т.д. 
3. Система самооценки в работе со слабоуспевающими детьми.  
Слабоуспевающие дети ставят перед собой барьер при  изучении английского языка. Преобладают отрицательные установки и ребенок занимает позицию “ничегонеделания, все равно не получится”. В данном случае, дифференцированный подход, разноуровневое обучение и гибкая система оценки и самооценки помогают вернуть уверенность в себе и интерес к предмету.  
Очень важно и у таких детей (я бы сказала, тем более у таких детей) создавать ситуацию успеха.  
Задание: выпиши слова из текста в тетрадь, переведи те, которые тебе знакомы и проверь себя с помощью Word List.  
Ребенок работает и в качестве самопроверки выполняет предложенное задание с помощью словаря.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»