Формы и методы активизации познавательной деятельности
на уроках английского языка
Иванова Наталия Владимировна,
учитель английского языка
ГБОУ СОШ № 158 Санкт-Петербург
учитель английского языка
ГБОУ СОШ № 158 Санкт-Петербург
Что значит преподавать? – Это систематически
побуждать учащихся к собственным открытиям.
Герберт Спенсер
Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Ни для кого не секрет, что все чаще и чаще в школу приходят дети с заниженным интересом к учению, они не хотят учиться, мало читают. Круг их интересов давно сомкнулся вокруг технологических средств коммуникации. Книгу им, к сожалению, заменили компьютер и телевидение. Дети в этом не виноваты. Просто мы живем в век постоянного и стремительного технологического прогресса.побуждать учащихся к собственным открытиям.
Герберт Спенсер
В настоящее время встает вопрос об усилении мотивации учебной деятельности, так как заинтересованность и интерес, даже если они очень сильны, далеко не всегда приводят к активной деятельности. Высокая мотивация учебной деятельности означает, что заинтересованность в ней учащихся способствует проявлению волевых усилий. Степень мотивации — это степень заинтересованности, вызывающая активность. В основе мотивации лежит осознание учеником полезности и необходимости своих действий или деятельности в целом, а также предвосхищение чувства удовлетворения, получаемого от самого процесса деятельности или достижения ее цели.
Для того чтобы урок достиг предполагаемого результата, учитель должен четко выделять, помимо темы урока, его цель и три основные задачи (обучающая, развивающая, воспитательная). Формулируя цель урока, необходимо предвидеть возможный результат урока, наметить программу своих действий и действий учащихся, направленных на получение желаемого результата урока. Воспитательная задача, так же как и другие задачи урока очень важна для создания обстановки сотрудничества, взаимопомощи и самостоятельного решения поставленных задач.
Сочетание различных форм обучения помогает повысить активность учащихся и развить каждого в соответствии с его способностями. Фронтальная форма обучения помогает общаться со всем классом, где общая цель достигается за счет индивидуальных умений каждого. Групповая форма обучения помогает породить взаимную ответственность за выполнение задачи, поставленной перед группой учащихся. Парная форма хороша тем, что каждый опрашивает и отвечает.
Выполнение психологической задачи также важно. Учитель должен установить с учащимися доброжелательные отношения на уроке, организовать их внимание, установить взаимообратную связь (учитель - ученик).
Для того, чтобы выполнить поставленные задачи обучения необходимо обнаружить и предупредить отставание учащихся путем наблюдении за их работой на уроке, поведением, степенью заинтересованности материалом урока, уровнем способностей и уровнем языковой подготовки, выявлять пробелы в фактических знаниях, и навыках учебно-познавательной деятельности, определять степень развития и воспитанности личностных качеств. Если уровень развития и языковой подготовки недостаточный, то ученику трудно проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения. В целях оказания помощи слабоуспевающим учащимся, учитель поможет им в организации и планировании их учебной деятельности (выполнение минимума упражнений для ликвидации пробелов, анализ и устранение типичных ошибок). Необходимо дополнительно инструктировать учащихся в ходе их учебной деятельности, стимулировать, поощрять, создались ситуацию успеха, побуждать к активному труду и т. д. Следует больше внимания уделять контролю за учебной деятельностью: более чаще опрашивать ученика, проверять все домашнее задание, проводить дополнительные занятия.
Как известно, обучение иностранному языку нацелено на формирование и развитие личности, способной и желающей участвовать в общении на изучаемом языке. Очевидно, что достижение этой цели становится возможным, если созданы мотивы и условия, в которых учащиеся могут проявлять познавательную активность и испытывать желание реально пользоваться приобретенными знаниями и сформированными речевыми навыками и умениями. Одним из методов способствующих этому, а также развивающим активное самостоятельное мышление ребенка, обучающим его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые ему дает школа, а уметь применять их на практике, является проектная форма работы, которая приобретает все больше сторонников. Работа над проектом предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников: развивает их воображение, фантазию, мышление. При этом формируется внутренний мотив говорения, возникает необходимость что-то сказать, которая диктуется желанием принять участие в общении. Обычно учащиеся с удовольствием принимают участие в подготовке очередного проекта, так как коллективная форма работы дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам; для каждого в проекте находится дело по душе и по силам. В группе, работающей над проектом, есть сильные ученики, которые при необходимости оказывают помощь другим учащимся. При подготовке проекта ребята часто пользуются словарями и справочниками, узнают и запоминают много новой лексики по той или иной теме. Использование метода проектов реально превращает учащегося из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Учитель же выступает в роли помощника и консультанта. Проектная методика помогает разнообразить урок, развивает способность к общению, укрепляет межличностные отношения, обеспечивает условия для развития всех речевых умений, так как учащиеся поставлены в условия, когда они вынуждены пользоваться иностранным языком как средством общения.
Практическая деятельность убеждает нас в том, что разнообразные активные формы обучения иностранному языку вызывают интерес у школьников, способствуя росту мотивации к изучению языка, следовательно, помогают достижению целей обучения, намеченных современной программой.
Особое внимание современного образования направлено сейчас на разгрузку школьников с целью улучшения их психического и физического здоровья. Существенный вклад в разгрузку учащихся вносят игровые технологии. Одна из несомненных положительных сторон данного метода обучения – приобретение опыта речевой деятельности на английском языке, реализуемого через коммуникативные умения в говорении и восприятии иностранной речи на слух. Участие в игре развивает такие навыки как умение переспрашивать, перефразировать в ходе устного общения, а также догадываться о значении незнакомых языковых единиц. А это впоследствии будет способствовать готовности использовать английский язык в повседневной жизни.
Обновление образования на современном этапе требует от учителя индивидуально-ориентированного подхода к обучению, что наилучшим образом позволяют игровые технологии. Игра как средство интерактивного обучения позволяет с наибольшей эффективностью реализовать учебные задачи на уроках английского языка. В процессе игры учащийся сталкивается с проблемами выбора, решая которые он проявляет свою индивидуальность. Идея свободы выбора задания и формы деятельности – одна из важнейших идей современной педагогики. И именно в игре она получает наибольшие возможности для своей реализации. Сложностью, но в то же время и преимуществом игровых технологий является высокая творческая активность, как учителя, так и ученика. Преподаватель привлекает детей к творческому участию в образовательном процессе. Дети незаметно для себя усваивают сложные грамматические темы, получая при этом заряд положительных эмоций.
Подавляющее большинство современных школьников обожают компьютерные игры. Умный педагог обязательно воспользуется этим фактом. Наиболее хорошо себя зарекомендовали такие компьютерные программы: «Animals», «A Detective Story», «Curious Elephant», «Typingland». Наглядность, вызывающие интерес сюжеты создают благоприятные условия для быстрого и эффективного усвоения материала урока.
Урок с применением компьютерных технологий не только стимулирует учебный процесс, что особенно важно для школьника, но и повышает мотивацию в обучении. Подготовка уроков с использованием ИКТ требует более тщательной подготовки, чем в обычном режиме.
Если говорить об иностранных языках, можно отметить, что Интернет дает уникальные возможности для тех, кто обучает английскому языку и тех, кто его изучает. Одна из этих возможностей - извлечение и использование информации. Умение работать с огромным потоком информации является сегодня совершено необходимым для специалистов в любой области.
Формирование этого качества напрямую зависит от характера заданий, которые получают учащиеся. Например, создание проекта по заданной теме. Необходимо найти необходимый материал в сети Интернет, прочитать его, выбрать необходимое, скачать найденную информацию и сохранить в папках. Дети легко справляются с этой задачей. Создавая проекты, ученики используют эту информацию, музыку, фотографии.
Другая, на мой взгляд, очень эффективная возможность использования Интернет - публикация творческих работ учащихся. Естественно, сам факт публикации приводит к повышению мотивации, осознанию важности изучения языка.
Другим примером применения компьютера является контроль полученных знаний. Компьютерное тестирование само по себе нетрадиционно, т.к. все мы привыкли к тестам, выполненным на бумаге. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:
- быстрое получение результатов;
- объективность в оценке знаний;
- позволяет получить достоверную информацию о владении учащимися определенными умениями и навыками;
- дает возможность учителю соотнести эти данные с поставленными на данном этапе задачами обучения и провести своевременную коррекцию процесса усвоения новых знаний;
- компьютерное тестирование более интересно по сравнению с традиционными формами, что влияет на повышение познавательной активности учащихся и создает у них положительную мотивацию.
Большие преимущества в активизации познавательной деятельности учащихся играет интерактивная доска. В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования.
Повышение активности учащихся на уроках английского языка достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными методами обучения. Они способствуют развитию творческого мышления и учат ясно излагать свои мысли, активизируют процесс обучения учащихся.
В заключение хочется привести слова Л. С. Выготского: «Если мы делаем что-либо с радостью, …мы и впредь будем стремиться делать то же самое. Если мы сделаем что-либо с отвращением, это означает, что мы будем всячески стремиться к прекращению этих занятий». Жизнь доказывает, что высокий уровень иноязычной грамотности неизбежно ведёт к повышению интеллектуального, нравственного, экономического, политического потенциала общества, поскольку обеспечивает доступ к мировым общечеловеческим ценностям. Каждый человек, знающий иностранный язык, в определённой мере увеличивает потенциал страны. Языковая компетентность является показателем цивилизованности общества.
Список литературы:
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1999.
2.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1989.
3. Маркова А. К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2004.
4. Скаткин М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1995.
5. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение 2010
6. Леонтьев А. А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранными языками// Иностранные языки в школе. — 1985. № 5
7.Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка // Издательство «Вышейшая школа», 2004