Методическая разработка интерактивного урока немецкого языка
Города Германии
Мушкина Марина Николаевна,учитель ГБОУ СОШ № 110
Выборгского района Санкт-Петербурга
Контактный телефон: +79312090811
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Контактный телефон: +79312090811
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Аннотация. Материал представляет собой методическую разработку урока немецкого языка для 7 класса (шестой год обучения) по теме «Немецкие города», которая является частью рабочей программы, составленной на основе УМК «Немецкий язык» И.Л.Бим и другие. Материал содержит элементы проектной технологии и может быть использован в качестве урока, посвящённого самостоятельному знакомству с немецкими городами в ходе изучения лексического блока «Лицо города – визитная карточка страны». Данный урок соответствует деятельностному подходу к обучению, который лежит в основе новых ФГОСов и позволяет учащимся перейти от теории к практике и от одиночной работы к групповой.
«Самое главное – учитель должен
помочь ученику осознать себя
личностью, пробудить интерес
познаний себя, жизни, мира…»
В.Ф.Шаталов
помочь ученику осознать себя
личностью, пробудить интерес
познаний себя, жизни, мира…»
В.Ф.Шаталов
«Для повышения качества обучения, для повышения интеллектуального уровня учащихся необходимо внедрять в учебно-воспитательный процесс интерактивные методы обучения. Задача учителя – предоставить условия для того, чтобы каждый ученик имел при этом шанс на успех». [2, 152].
Под интерактивным методом обучения понимаются все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика. И среди других видов деятельности на первое место выступает проектная деятельность. Так как именно проектная деятельность учащихся позволяет «реализовать их интересы и способности, приучает к ответственности за результат своего труда, формирует убеждение, что результат дела зависит от личного вклада каждого»[3].
Проектная деятельность интересна ещё и тем, что позволяет организовать групповую работу на уроке. «Цель групповой работы – эффективное учение всех. В группе каждый обучает каждого, подавая идеи, развивая их. Необходимо при этом, чтобы в работе группы активно и открыто участвовал каждый её член. Дети должны понимать, что от их усилий зависит решение проблемы, выполнение заданий. Это стимулирует деятельность всех, заставляя работать с максимальной отдачей, повышая ответственность каждого в процессе получения и освоения знаний». [1, 137]
Опираясь на всё вышесказанное, хочу представить свою методическую разработку, которую я активно использую в учебном процессе. Поскольку урок имеет временные рамки и ограничен 45 минутами, нельзя говорить о том, что это настоящий полноценный проект, но, тем не менее, основные элементы проектной технологии на уроке присутствуют и доставляют детям радость. Дети ощущают себя творцами и исследователями.
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Педагогические технологии:
Под интерактивным методом обучения понимаются все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика. И среди других видов деятельности на первое место выступает проектная деятельность. Так как именно проектная деятельность учащихся позволяет «реализовать их интересы и способности, приучает к ответственности за результат своего труда, формирует убеждение, что результат дела зависит от личного вклада каждого»[3].
Проектная деятельность интересна ещё и тем, что позволяет организовать групповую работу на уроке. «Цель групповой работы – эффективное учение всех. В группе каждый обучает каждого, подавая идеи, развивая их. Необходимо при этом, чтобы в работе группы активно и открыто участвовал каждый её член. Дети должны понимать, что от их усилий зависит решение проблемы, выполнение заданий. Это стимулирует деятельность всех, заставляя работать с максимальной отдачей, повышая ответственность каждого в процессе получения и освоения знаний». [1, 137]
Опираясь на всё вышесказанное, хочу представить свою методическую разработку, которую я активно использую в учебном процессе. Поскольку урок имеет временные рамки и ограничен 45 минутами, нельзя говорить о том, что это настоящий полноценный проект, но, тем не менее, основные элементы проектной технологии на уроке присутствуют и доставляют детям радость. Дети ощущают себя творцами и исследователями.
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Педагогические технологии:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- коммуникативное обучение;
- технология активных методов обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- проектные технологии.
Формировать и развивать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по обобщению и углублению знаний по теме "Города Германии".
Задачи:
Образовательная - активизация ранее изученной лексики; знакомство с историей и достопримечательностями городов Германии по данной теме; знакомство с новой лексикой и самостоятельное снятие возникающих лексических трудностей.
Коррекционно-развивающая - развивать умение планировать предстоящую деятельность для достижения цели; развивать умение использовать справочный материал, в том числе, интернет-ресурсы.
Воспитательная - обучение работе в малых группах, взаимовыручке и взаимоконтролю; вызвать интерес к предмету; повысить самооценку учащихся.
Оборудование и материалы:
Коррекционно-развивающая - развивать умение планировать предстоящую деятельность для достижения цели; развивать умение использовать справочный материал, в том числе, интернет-ресурсы.
Воспитательная - обучение работе в малых группах, взаимовыручке и взаимоконтролю; вызвать интерес к предмету; повысить самооценку учащихся.
- сдвинутые попарно столы,
- листы ватмана, на которых написано по-немецки название одного из предложенных немецких городов,
- фломастеры,
- клей-карандаши,
- картинки с изображением разных достопримечательностей,
- карточки, на которых написано слово или словосочетание, относящееся к одному из трёх предложенных для исследования немецких городов,
- список вопросов, на которые надо было найти ответы в ходе урока,
- магнитная доска и магниты,
- словари и учебники «Немецкий язык. 7 класс» И.Л.Бим.
Этап № 1. Организационный
Учитель здоровается с детьми, спрашивает, какое сегодня число, месяц, день недели, кто отсутствует и объясняет порядок протекания урока. После этого ставит перед ними цель и учитель предлагает учащимся при помощи наводящих вопросов выявить цель урока и обсуждает вместе с детьми, как к этой цели лучше и быстрее можно прийти.
Этап № 2. Формирование групп
Учитель раздаёт детям карточки, на которых написано слово или словосочетание, относящиеся к одному из трёх предложенных для изучения немецких городов. Каждый ученик получает одну такую карточку и должен понять содержание написанного, а затем найти стол, на котором лежит ватман с соответствующим городом. Таким образом формируются три команды и одновременно проверяется насколько хорошо учащиеся выполнили домашнее задание (прочитать в учебнике краткие описания, посвящённые данным городам, выписать в тетрадь и перевести на русский язык незнакомые слова, выучить основные достопримечательности данных городов). Быстрее сформируется та команда, члены которой лучше подготовили домашнее задание.
Этап № 3. Поиск необходимого материала
После того как группы сформированы, идёт распределение заданий между участниками (они это делают самостоятельно, без помощи учителя). Кто-то ищет картинки, кто-тонеобходимую информаци. В учебнике, в интернете, в словаре, кто-то работает со справочным материалом, кто-то продумывает подписи к картинкам.
Этап № 4. Оформление результата
Результат совместной работы оформляется в виде плаката-коллажа. Данная работа также проделывается совместно. Кто-то приклеивает картинки, кто-то оформляет подписи под ними, кто-то выписывает найденную информацию, кто-то оформляет их перевод.
Этап № 5. Презентация работы
Коллажи по очереди прикрепляются к магнитной доске, и каждая группа по очереди представляет свой город. Каждый участник группы обязательно что-то должен сказать. Кроме того, первое, с чего начинается презентация своего города каждой группой, это показ на географической карте, где этот город находится. Ключевые слова, как старые, так и новые, найденные в процессе работы на уроке, предлагаются слушающим для перевода. Поэтому в презентации участвуют не только те, кто непосредственно что-то рассказывают, но и те, кому они рассказывают. Все команды получают раздаточный материал в виде листа с таблицей, в которую необходимо вписать как информацию о своём городе, так и информацию о тех городах, которые представляют другие группы.
Этап № 6. Оценка работы
Оценкой работы, во-первых, являются дружные аплодисменты той группе, чьё выступление и чей коллаж особенно понравились. И во-вторых, каждая команда проверяет заполненные таблицы других команд, относящиеся к их городу, исправляет ошибки, если они есть и оценивает выполненную работу по пятибалльной шкале.
Этап № 7. Рефлексия
Учащиеся заполняют оценочный лист, в котором есть следующие вопросы:
- что ты узнал нового на уроке;
- что оказалось наиболее трудным;
- что было особенно интересным;
- что бы ты хотел ещё раз повторить.
После окончания урока ребята могут на магнитной доске прикрепить весёлого человечка - очень понравилось, серьёзного человечка - не очень понравилось и грустного человечка - совсем не понравилось.
Этап № 8. Домашнее задание:
- Оформить работу урока на листе формата А-4.
- Подготовить устный рассказ о том городе, над которым работал на уроке.
- Сделать презентацию о каком либо другом городе Германии по плану, по которому работал на уроке.
Данная организация урока соответствует деятельностному подходу к обучению, который лежит в основе нового ФГОС и позволяет учащимся перейти от теории к практике и от одиночной работы к групповой. Учитель в процессе данного урока выполняет скорее роль наблюдателя и следит за тем, чтобы все необходимые средства для добывания и оформления знаний учащимися присутствовали в необходимом количестве.
Такой вид работы подходит для завершения или ввода лексической темы, которая предполагает изучение многих одинаковых объектов. Данный вид работы тприучает учащихся к самостоятельным действиям, позволяет им планировать и контролировать свои действия и действия товарищей по группе, даёт им возможность полностью реализовать свои способности и возможности во время изготовления конечного продукта (коллажа) и его презентации.
Источники:
Такой вид работы подходит для завершения или ввода лексической темы, которая предполагает изучение многих одинаковых объектов. Данный вид работы тприучает учащихся к самостоятельным действиям, позволяет им планировать и контролировать свои действия и действия товарищей по группе, даёт им возможность полностью реализовать свои способности и возможности во время изготовления конечного продукта (коллажа) и его презентации.
- Батырханова З.А.Использование интерактивного метода на уроках русского языка и литературы// Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016.
- Канищева Г.В.«Организация проектной деятельности в рамках ФГОС второго поколения» - доклад. Социальная сеть работников образования. nsportal.ru//14.06.2013.
- Касмурзаева Г.А. Развитие познавательного интереса к предмету обществознание// Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016.