Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка

Ахметова Екатерина Станиславовна,
учитель английского языка
ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга 
Информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью жизни общества в последние годы. Современное общество предъявляет высокие требования к человеку, который должен владеть иностранным языком и информационно-коммуникационными технологиями. К слову, сегодня две эти составляющие зачастую сливаются в единое целое. Поэтому ведущим аспектом образования сегодня является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации.
Современный учитель обязан учитывать тот факт, что ИКТ обучения прочно вошли в жизнь. Применение новых информационных технологий на уроке расширяет границы образовательного процесса, увеличивает его практическую направленность, повышает мотивацию обучаемых в образовательном процессе, развивает интеллектуальные, творческие способности учеников, их умения приобретать самостоятельно новые знания и обеспечивает создание условий для их успешной самореализации в будущем.
Использование ИКТ на уроках иностранного языка – это эффективное педагогическое средство, способствующее формированию коммуникативных навыков и изучению иноязычной культуры. ИКТ обеспечивает ускорение процесса обучения, рост интереса учеников к предмету, способствуют повышению качества усвоения материала, индивидуализации процесса обучения и делают возможным оценить знания, умения и навыки учащихся объективно.
Ресурсные возможности образовательной интернет-среды позволяют использовать новые интерактивные материалы и пособия, а также дают возможность учителю самостоятельно разработать слайд-презентацию с материалами с сайтов. Учителям иностранных языков необходимо владеть методикой применения средств ИКТ для организации личностно ориентированного образовательного процесса.
Для начала определим понятие “информационно-коммуникационные технологии”. Согласно словарю педагогического обихода (под ред. д.п.н. Л.М. Лузиной), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это «совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта)».
К средствам ИКТ, наиболее часто используемым в образовательном процессе, относят:
• электронные пособия и учебники с возможностью демонстрации с помощью мультимедийного проектора;
• электронные справочники и энциклопедии;
• программы тестирования и тренажеры;
• образовательные ресурсы Интернета;
• DVD и CD диски с изображениями и иллюстрациями,
• аудио- и видеотехника,
• научно-исследовательские работы и проекты.
В современных источниках информационно – коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).
Методистами выделяются несколько классификаций средств информационно-коммуникационных технологий. В соответствии с первой классификацией, все средства ИКТ, используемые в системе образования, делятся на два типа: аппаратные (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио– и видеомагнитофон и др.) и программные (электронные учебники, тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые системы Интернета и т.д.).
Вторая классификация средств ИКТ позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности:
1. для поиска литературы в интернете с применением браузеров типа InternetExplorer, Mozilla, Firefox и др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com и т.д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т.д.);
2. для работы с текстами используется пакет основных прикладных программ Microsoft Office: с помощью MicrosoftWord можно создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; MicrosoftPowerPoint позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; MicrosoftExcel выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; MicrosoftOfficePublisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.
3. для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);
4. для хранения и накопления информации(CD-, DVD-диски, Flash-диски);
5. для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype, MailAgentи т.д.);
6. для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели MicrosoftMediaPlayer, WinAmp, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др..
Перечисленные средства ИКТ обеспечивают создание благоприятных условий на уроках иностранного языка для организации и мотивации самостоятельной работы учащихся. Они могут применять компьютерные технологии как для изучения и закрепления отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. При этом компьютер является самым «терпеливым учителем», который способен сколь угодно раз воспроизводить любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизировать отрабатываемый навык.
Применение ИКТ бесспорно является перспективной формой коммуникации и обучения на уроках иностранного языка. Использование ИКТ на уроках иностранного языка – это потребность времени. Нередко на уроках иностранного языка процесс вовлечения учеников в устную речь по различным темам затруднен отсутствием интереса и желания у обучаемых говорить на иностранном языке. При использовании ИКТ это исключено, так как коммуникативные ситуации на интерактивной доске или мониторах компьютера вполне можно назвать реальными. В данном случае применение ИКТ создает все условия для иноязычного общения, обеспечивает доступ к неограниченной информации. Применение ИКТ на уроках дает истинную радость познания ученикам.
Помимо этого, ИКТ обладают рядом преимуществ: в них сочетаются аудио – и видеоинформация, текстовое содержание, возможность записи своей речи и коррекции и контроля собственных ошибок и произношения.  Информационно-коммуникационные технологии обеспечивают возможность проверки владения иностранным языков, зачастую даже без участия самого учителя, что сокращает время обработки результатов.
Всевозможные мультимедийные интерактивные игры позволяют расширить словарный запас, познакомить и отработать грамматические упражнения по иностранному языку. В повседневной работе учителя уроки с использованием ИКТ проходят на более высоком уровне, повышают заинтересованность учеников, а, следовательно, и эффективность работы преподавателя. Меняется и сама роль педагога: он уже не является единственным источником информации, а как-бы становится помощником-корректором. Образовательные отношения построены таким образом на основе совместного сотрудничества и творчества.
В таких условиях изменяется и организация урока: увеличивается самостоятельная творческая работа учащихся, она носит поисковый и научно-исследовательский характер. Зачастую учитель использует проектную форму деятельности. Данный вид совместной работы стимулирует развитие творческих, исследовательских способностей обучаемых, а также способствует их активности, обеспечивает приобретение навыков, которые весьма полезны во всех сферах жизни. ИКТ создают условия для самовыражения учащихся: плоды их самостоятельного творчества вполне могут стать востребованными, принести пользу другим ученикам. Такая перспектива способствует сильнейшей мотивации для их самостоятельной познавательной деятельности как индивидуально, так и в группах.
Информационно-коммуникационные технологии имеют очень важную роль в процессе обучения иностранному языку, поэтому применение ИКТ на уроках в наши дни составляют неотъемлемую часть профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка. Использование новых ИТ в обучении иностранному языку считается одним из важнейших аспектов оптимизации и совершенствования образовательного процесса, обогащения набора методических приемов и средств, способствующих разнообразию формы работы, они делают процесс обучения ярким, увлекательным, содержательным и запоминающимся для обучаемых.
Таким образом, результатами использования ИКТ на уроках иностранного языка являются повышение качества обучения, индивидуализация обучения, высокая познавательная активность обучаемых, стимулирование творческого подхода при выполнении учебных задач. Информационно-коммуникационные технологии сегодня считаются тем эффективным способом передачи знаний, который полностью соответствует качественно новому содержанию обучения и развития подрастающего поколения. Применяя ИКТ в образовательном процессе, учитель должен непрерывно развивать и совершенствовать свою профессиональную компетентность, что положительно сказывается на процессе обучения и на качестве образования.
В заключение следует сделать вывод, что информационно-коммуникационные технологии являются мощнейшим средством повышения интереса и увеличения мотивации учащихся к обучению. Применение ИКТ в образовательном процессе способствует значительной эффективности усвоения материала обучаемых. В то же время необходимо не перегружать урок «эффектами», а исходить из целесообразности использования ИКТ на конкретном этапе обучения.
Информационно-коммуникационные средства изменяются, совершенствуются и становятся все более доступными. Всегда есть что-то новое, что может привнести учитель в своей занятие для увлечения детей процессом обучения. Применение современных информационных технологий обеспечивает раскрытие, сохранение и развитие личностных качеств обучающихся. Использование информационных технологий позволяет сделать урок высокопродуктивным, эмоциональным и современным.


Литература:
        1. Мурадова Н. Т., Эрданова С. А. Интерактивные средства обучения иностранному языку // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 833-835.
2. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – Москва: Педагогика, 1988. – С. 191.
3. Расулова М. Ж. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка// Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 91-92.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»