Потенциал экологического воспитания
в социально-личностном развитии школьников
Лебедева А.Н., Федеёва С.М.,
учителя английского языка ГОУ СОШ № 558
учителя английского языка ГОУ СОШ № 558
Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле ее эксплуататора,
а как ее понимающий и несущий нравственную ответственность
за сохранение и совершенствование в ней (а, следовательно, и в себе)
всего живого и прекрасного.
А.С. Арсеньев
Все мы: и люди, и животные, и птицы живём на удивительной, прекрасной, щедрой и доброй планете Земля. Долгие годы люди жили в гармонии с окружающим миром. Но за последнюю сотню лет, с развитием промышленности, ситуация на нашей планете кардинально изменилась и стала критической. Результаты насилия над природой потрясают. Это и тысячи гектаров вырубленных лесов (лёгких планеты), и загрязнение водоёмов, в которых не могут больше жить животные, рыба и растения, исчезновение многих видов флоры и фауны, горы гниющего и отравляющего планету мусора.а как ее понимающий и несущий нравственную ответственность
за сохранение и совершенствование в ней (а, следовательно, и в себе)
всего живого и прекрасного.
А.С. Арсеньев
В связи с этим экологическое воспитание учащихся приобретает сейчас особо актуальное значение в процессе воспитания подрастающего поколения. Оно вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое, ответственное отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой, во всех видах его деятельности.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
- формирование системы знаний об экологических проблемах и пути их решения;
- вовлечение учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем в местах проживания;
- активизация практической деятельности учащихся экологической направленности.
Для того чтобы экологическое образование принесло свои плоды, в школе у детей необходимо сформировать экологическое сознание. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия человека, формирует к ним своё личное отношение и решает для себя вопрос об их правомерности. Экологически образованный человек не позволит себе и окружающим причинить вред природе.
Школьный предмет «Английский язык» является замечательным инструментом для формирования и развития экологического сознания школьников, их экологической культуры. Тема экологического воспитания включена в программы обучения иностранным языкам многими авторами учебных комплексов. Возможность включения элементов экологического образования и воспитания в учебный процесс по английскому языку появляется у педагога уже на начальном этапе обучения. Но на этом этапе возможности крайне ограничены. В средней школе возможности расширяются. На данном этапе возможно более осознанное и продуктивное использование проектных технологий, которые наряду с другими технологиями способствуют развитию экологической культуры школьников. В примерной программе по иностранным языкам для 5-9 классов ФГОС проектная и исследовательская формы учебной деятельности определены как ведущие. Разработчики Примерной программы считают их механизмом развития познавательных исследовательских действий: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
ФГОС и Примерные программы по учебным предметам характеризуются высокой степенью практической направленности и интегрированного подхода к изучению иностранного языка. Примерные Программы обеспечивают преемственность в изучении большинства лексических тем, в том числе и тем, связанных с экологическим воспитанием. Во многих УМК по английскому языку изучение тем заканчивается творческим заданием - проектной работой. Выполнение экологических проектов в процессе изучения английского языка решает следующие задачи:
- воспитание экологической культуры и патриотизма школьников;
- формирование и развитие коммуникативных навыков по английскому языку в реальной жизни, вне школы;
- социализация учащихся;
- повышение мотивации и интереса к изучению английского языка как средству международного общения;
- формирование и развитие навыков публичного выступления.
В 5 классе целый модуль посвящен жизни животных. Изучение модуля начинается с показа презентации о животных из Красной Книги. Дети узнают о том, что «благодаря» неблагоприятным условиям окружающей среды и деятельности человека, многие животные уже исчезли, а многие находятся не грани исчезновения. Детям предлагается ближе познакомиться с животными из Красной Книги Ленинградской области и подготовить листовки на английском языке об одном из животных для создания альбома исчезающих животных Ленинградской области. Более сильные ученики работают над проектом “Endangered Animals of Russia”. Результатом их работы становятся презентации об одном из исчезающих животных нашей страны.
Работая над темой “Amazing creatures” дети готовят сообщения на доступном им уровне об одном из животных, живущих на территории России, рисуют их небольшие изображения и размещают на карте России. Во время работы над темой “At the zoo” дети узнают о том, как животные попадают в зоопарки, почему они живут там, хорошо ли им живётся в замкнутом пространстве и, что должен делать человек, чтобы помочь животным. При работе над темой “It’s an insect’s life” дети узнают о том, сколько видов насекомых существуют в мире, где они живут, о способе их существования (ночном/дневном), об их необходимости и важности для земной жизни. Итог этой работы - составление атласа насекомых нашего региона. Таким образом, был задействован и краеведческий образовательный, и воспитательный аспект, что также способствует повышению мотивации в изучении английского языка.
Воспитанию экологической культуры, расширению знаний школьников об окружающем мире и природе помогает и модуль УМК “In all weathers”. Учащиеся продолжают работать над расширением своего лексического запаса такими словами как: freezing, awful, fabulous, terrible, foggy, rainy и другими, необходимыми при описании погоды, сезонов. Кроме этого, при работе над темой “Alaska” дети учились делать прогноз погоды и давать рекомендации по поводу одежды, необходимой предполагаемым посетителям Санкт-Петербурга в тот или иной сезон.
Экологическое воспитание школьников продолжается и в последующих классах, но уже, естественно, на другом более продвинутом уровне, с изучением новой лексики, в новых устных темах. В 6 классе экологическому воспитанию содействует изучение темы “My favourite day outdoors”, результатом которой явилось написание правил поведения на природе, во время отдыха. Во время изучения темы “Dachas” дети рассказывают о том, какие растения они выращивают на своих дачах, как ухаживают за ними, каким свежим воздухом дышат. При работе над темой “Is your neighbourhood neat and tidy?” детям было предложено ответить на вопросы анкеты с тем, чтобы выявить являются ли они друзьями природы или им стоит задуматься о своём поведении, а также решить, как они сами могут помочь в благоустройстве их микрорайона. Работая над темой "Mushrooms" дети выясняют, что природа даёт человеку не только грибы, но и много других необходимых человеку плодов и растений, без которых мы не мыслим своей жизни. Продолжается изучение жизни животных в устной теме “Moscow Zoo”, где происходит дальнейшее расширение словарного запаса учащихся. Они учатся рассказывать о любимых диких животных, местах их реального обитания, привычках.
С возрастом меняется тематика изучаемого материала. В 7 классе уже не отдельные уроки, а целый модуль посвящён вопросам экологии и окружающей среды: “Save the Earth – Acid Rain”, “Eco – helpers”, “Born Free”, “Scotland’s natural world”, “Donating money for a WWF”, “The food chain”, “Ecology camps in Russia”. С 8 класса появляется раздел “Going Green”. В 8 классе дети решают проблему, что полезнее: бумажный пакет или пластиковый, синтетическая одежда или сделанная из экологических материалов. Дети учатся говорить о природных катаклизмах, причинах их возникновения и последствиях для человечества и земли, о воздействии на человека, путях решения таких проблем как войны, загрязнение окружающей среды, вымирание флоры и фауны, бедность, голод, перенасыщенность транспорта в городах, переработка мусора. В 9 классе ученики рассматривают вопросы сохранения сред обитания живых организмов, обитающих в пределах населённых пунктов, вопросы правильной утилизации электронного мусора, создания экологически чистых видов транспорта. Дети изучают влияние выхлопных газов на окружающую среду, способы снижения загрязнения воздуха, включая разумное планирование дорог и зелёных зон.
Благодаря проводимой работе, у учеников повышается мотивация к изучению иностранного языка, возникает желание участвовать в акциях по охране природы, благоустраивать школьные и придомовые участки, сажать деревья и цветы, ухаживать за животными и птицами. Кроме того, решаются языковые проблемы, так как изучается новая лексика. Школьникам интересно говорить о том, что их окружает, волнует. Это формирует личностное отношение к происходящему и окружающей среде.
Сегодня мир находится на грани исчезновения. Воспитание экологически культурного поколения – потребность общества. Учебный предмет «Английский язык» вносит свой вклад в решение этой проблемы. Результатом экологического воспитания является экологическая культура и активная жизненная позиция, проявляющаяся в желании сделать мир лучше и красивее.
Большим потенциалом по воспитанию экологической культуры обладает и внеклассная работа. Так в рамках недели английского языка между командами 5 классов была проведена игра – соревнование «Путешествие по парку сафари». Дети ходили по условному маршруту: от одного животного к другому, описывая животных при встрече и выполняя весёлые задания на английском языке во время своего путешествия. В ходе этой игры дети узнали о том, что люди заботятся о животных в таких парках, берегут и охраняют их. В конце мероприятия внимание было уделено животным из Красной Книги. Детям была показана презентация, из которой они узнали, почему появилась Красная Книга, какие животные уже навсегда исчезли, каких удалось сохранить благодаря вовремя предпринятым мерам, какие животные России находятся на грани вымирания и им требуется помощь человека.
В прошлом году, 12 ноября, для пятиклассников было проведено внеклассное мероприятие «Синичкин день». Этот праздник стал общегосударственным лишь несколько лет назад. Предварительно в каждом 5 классе прошли классные часы, на которых дети больше узнали о зимующих птицах, приняли решение сделать кормушки, развесить их на территории школы и подкармливать птиц. Детям также было дано задание нарисовать зимующих птиц и разместить на своих рисунках интересную информацию о птицах. Рисунки детей были размещены в коридоре школы утром, а после уроков пятиклассники собрались в актовом зале. Дети принесли с собой кормушки, сделанные дома и разместили их на сцене. Участникам была показана презентация об истории праздника, его названии, о пользе синиц, о том, как им трудно приходится в зимнее время. Тот факт, что из 10 синичек к весне выживает лишь 1 – 2 птицы, произвёл на детей огромное впечатление. А затем мы обратилась к ребятам со словами, что не только зимой, и не только синички нуждаются в нашей помощи. В нашем внимательном и заботливом отношении нуждается вся окружающая природа ежечасно и ежеминутно. Очень кстати пришёлся старый добрый мультфильм «Сказка старого дуба». По завершении мероприятия дети вывесили кормушки и теперь уже второй год подкармливают птиц.
Таким образом, проводимая в школе на уроках и внеурочное время работа, способствует развитию творческих способностей учащихся, воспитывает в них экологическую культуру, что позволяет детям воспринимать себя как часть мира, окружающей среды, учит доброте, отзывчивости, внимательному и бережному отношению к окружающему мир.
Предлагаем вашему вниманию разработку урока в 10 классе «Экологический суд»
План-конспект урока в 10 классе по теме «Проблемы экологии»
По УМК Spotlight-10
Разработали Лебедева А.Н.,Федеёва С.М.
Учителя английского языка ГОУ СОШ № 558
Работа над проектом «Экологический суд»
10 класс
Цель работы: совершенствование речевых умений учащихся в процессе проектной деятельности, обобщение материала модуля 4 «Земля в опасности» учебника «Английский в фокусе» для 10 класса, организация и проведение ролевой игры.
Этапы работы:
1. Введение в тему: этапы судебного заседания, действующие персонажи в зале суда.
2.Планирование проекта: распределение ролей, формирование микрогрупп или индивидуальная работа.
3. Составление тезисов для каждой роли. Поиск информации с использованием материала учебника, интернета, прессы, справочников.
4. Индивидуальная подготовка текстов каждой роли и составление сценария.
5. Проведение репетиций. Изготовление эмблем, подбор костюмов.
6. Итоговое представление для параллельного класса с записью на видео.
Использование видеофильмов
Портал «EPA United States Environmental Protection Agency». Сайт правительства США по защите окружающей среды.
URL: http://www.epa.gov/, свободный.
Видеофильмы по всем аспектам глобального потепления и изменения климата
Американский сайт
https://www.epa.gov/environmental-topics
Тип урока: урок повторения и систематизации
Практическая цель урока:
Формирование лексических навыков по теме «Проблемы экологии как компонента языковой составляющей коммуникативной компетенции.
Задачи урока:
- Активизировать употребление ранее изученной лексики по теме «Проблемы экологии» в речи учащихся.
- Организовать обсуждение проблем экологии и проведение ролевой игры по теме «экологический суд».
- Провести чтение и выполнение анкеты и обмен мнениями по теме «Мой вклад в экологию».
- Организовать просмотр видеофильма «Может ли каждый изменить свою жизнь и помочь в решении проблем экологии?»
Формирование коммуникативных навыков и умений межличностного общения
Воспитательная цель урока:
- Воспитание у учащихся чувства ответственности за решение экологических проблем современной жизни.
- Воспитание интереса к изучению иностранного языка средствами коммуникации.
- Ознакомить учащихся с возможностями процесса переработки отходов и его результатами.
- Формирование лингвострановедческой компетенции (Проведение суда)
Учебник, ноутбук, видеопроектор, видеофильм, мультимедийные презентации, экран, классная доска, раздаточный материал (карточки с анкетой)
Языковой материал: лексика по теме «Проблемы экологии».
Ход урока
1. Формирование цели и задач урока
Good morning, students. Let’s begin our lesson. The topic of our lesson is ”How can everyone make a difference in the environment?”. Our plans for the lesson are:
- to describe ecological problems on our planet;
- to role-play the session of a court to discuss these problems and listen to our Greenpeace experts;
- to talk about recycling and watch a presentation about it;
- to find out who is the greenest in this group and watch a video about “Dudley-Do-Wrong” a young man who doesn’t think about the environment;
- to answer the question in the topic of our lesson.
You all had different home tasks for this lesson to revise all the material we have studied on this topic.
2. Активизация ранее изученной лексики по теме в устных высказываниях
Listen to some definitions and tell what words and phrases they describe.
Let’s look at some photos of our planet.
How can you comment on them?
3. Ролевая игра:
Проведение экологического суда и признание виновности человечества. Сценарий ролевой игры в Приложении №1.
The problems are really great. It’s time to discuss them in a court session. There are some experts of Greenpeace organization here. They will help us in our work.
What should we do? Let’s listen to a Greenpeace expert “3 Rs”
4. Обсуждение необходимости переработки отходов и просмотр мультимедийной презентации.
Let’s listen to a short lesson of our Greenpeace expert on the topic “Recycling”. Welcome, please.
Now I want to show you my presentation on this topic. Have you started recycling?
5. Просмотр видеофильма «Он делал все не так…»
5.1 Предваряющее упражнение: Работа с анкетой «Ты зеленый или нет?»
Before watching the film about Dudley-Do-wrong I want you to do this questionary and find out how green you are.
New vocabulary:
-compost heap is a place in your garden where you put fruit and vegetables peels to decompose and become a fertilizer.
- a tumble dryer is a machine you use to make your clothes dry after you have washed them. Dry is opposite to wet. By the way you’ll see it in the film.
- a tap is in your bathroom and you turn it on to let hot or cold water run.
The key to the questionary is on the other side of the paper. Count your points, please. How many have you got? Who is the greenest?
5.2 Просмотр видеофильма.
Now let’s watch a video film. It’s about Dudley Do-Wrong. Your task is to make notes what wrong things he does, and to answer the question ”What is the main idea of the film?”.
5.3 Обсуждение содержания фильма
What wrong things does he do? Discuss it in groups/with your desk mates.
He leaves the taps and the shower running when he doesn’t use them. He doesn’t save (waste)energy because he doesn’t’ turn off the light when he leaves the rooms and when he goes out, drives a short distance, uses his washing machine for only one jumper, uses his tumble dryer when it’s nor rainy. He doesn’t recycle and doesn’t tidy his room.
What changes his life? A program on TV that shows ecological problems, he knows that the situation is terrible.
What does he change in his life?
He starts recycling, tidies his room, turns off the taps, switches off the light, gets interested in eco problems, etc.
What is the main idea of the film?
It’s time to solve these problems. Everyone can make a difference in the environment.
And what can everyone personally do?
Let’s listen to our expert.
6. Подведение итогов урока
Let’s sum up our lesson. Is it time for action? Should we wait for our government actions and do nothing? No, we shouldn’t.
Everyone must do something.
Everyone must change his/her life.
Приложение №1. Сценарий ролевой игры «Экологический суд».
Judge:
Silence in court, please! Everybody stands up! The case to be heard today is against the humanity, destroying life on our planet. The humanity is represented by the counsel for the defense.
Be seated! This court is now in session. The prosecutor give your speech to the court.
Prosecutor:
Your Honour, about two hundred years ago Man lived in harmony with nature. But now it’s a dramatic situation. We have got a lot of problems.Industry produces dangerous toxic chemicals. Automobiles and other new inventions make the situation worse. Polluted air can cause illness, and even death. It is dangerous for our health, life of animals, birds and plants.
Coal –burning factories produce sulfates which mix with water in the atmosphere, and acid rains fall on the ground and destroy nature. Many scientists speak about serious changes in the climate because of Global warming or Green house effect.
We have become dangerous to the planet and to ourselves. Man has caused the extinction of 500 species of animals. With the help of modern technology a man is effectively destroying life on our planet.
Judge: Counsel for the defense, what will you tell to defend the human?
Counsel for the defense:
Your Honour, we can say in our defense that the development of science and modern technologies brings more good than harm. For the last century we have changed our lifestyles completely. We have made a lot of useful inventions so now we can’t imagine our life without television, computers, mobile phones and other electric gadgets and machines. We live longer because we have invented new medicines that are helping to save millions of lives. We can travel to all parts of our planet and can’t live without our cars.
A: We need more and more energy. We have to build new power stations because they provide electricity for our modern lifestyles.
B: The main drawback is that power stations increase CO2 emissions, which cause global warming and climate change.
A: We have to build new homes, make new roads, and produce new furniture, books and newspapers. Cutting down trees provides wood and paper and creates space for new roads and buildings
B: I see your point, but deforestation destroys wildlife habitats and increases the amount of pollution in the air.
A: We can’t imagine our life without transport. Modern transport (e.g. cars, planes) saves our time and effort.
B: On the other hand, modern transport congests and pollutes our towns and cities.
A: We need more and more food. Genetically modified crops improve the quality of food.
B: The worst thing about it is that they may have negative effect on our health
Prosecutor: Your Honour, we have got a witness for the prosecution.
Judge: The first witness for the prosecution, please.
Representative of Greenpeace 1:
Your Honor, our planet is in real danger. Polluted water kills fish and destroys marine life. Let’s take, for example the Great Barrier Reef…
The situation in Russia is the very much the same. Let’s take Lake Baikal in Eastern Siberia, our national treasure. It’s the deepest lake in the world. It’s the oldest – 25 million years old. It has a rich wildlife and most of these animals and plants can be found only here. The lake is also the only breeding ground for the Baikal seal and the Omul fish. Today Baikal is in danger because of the industry around its shores.
Prosecutor: Your Honour, we have got another witness for the prosecution.
Judge: The second witness for the prosecution, please.
Representative of Greenpeace 2:
Your Honor, we want to tell you about another problem – deforestation. As a result of human activity 50 million acres of forest disappear each year. Let’s take tropical forests….
In Russia we have the same problem with taiga in Siberia.
Judge: It’s the end of the trial. Listen to the verdict.
People are quilted of not doing enough to save nature and the guilt has been proved. If we want to survive we must solve these problems quickly.
What should we do now?
Expert of Greenpeace 1:
“Everyone should remember three Rs: reduce, reuse, and recycle.”