Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методика обучения говорению на старшем этапе обучения

Шляков Антон Сергеевич
Целью обучения говорению на уроке иностранного языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащемуся использовать их в неученой речевой практике на уровне общепринятого бытового общения. [1]
Реализация этой цели связана с формированием у учащихся следующих коммуникативных умений:
  1. понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением;
  2. осуществлять свое речевое и неречевое поведение, принимая во внимание правила общения и национально-культурные особенности страны изучаемого языка;
  3. пользоваться рациональными приемами овладения иностранным языком, самостоятельно совершенствоваться в нем.
Способность к общению на иностранном языке предполагает также формирование  у учащихся определенных качеств, делающих процесс овладения языком как средством межкультурной коммуникации наиболее эффективным.
Речь идет о воспитании в учащемся:
  1. интереса и положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке;
  2. понимания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, а также общечеловеческого сознания;
  3. понимания важности изучения иностранного языка;
  4. потребности в самообразовании.
Важным является также развитие у учащихся общеязыковых, интеллектуальных, познавательных способностей, психических процессов, лежащих в основе овладения иноязычным общением, а также эмоций, чувств учащихся, их готовности к общению, культуры общения в разных видах коллективного взаимодействия.
Реализация главной цели обучения иностранному языку в школе связана с расширением общеобразовательного кругозора учащихся. Наполнение со­держания обучения аутентичной информацией о стране изучаемого языка, последовательная опора на социокультурный и речевой опыт учащихся в родном языке и сопоставление этого опыта с приоб­ретаемыми на уроке иностранного языка званиями, навыками и умениями призваны сформировать у школьников широкое представление о достижениях культур собственного народа и народа страны изучаемого языка.
По окончании курса обучения иностранному языку у учащихся должны быть сформированы следующие коммуникативные умения в области говорения [2]:
- осуществлять диалогическое общение со взрослыми и со сверстниками, в том числе и с носителями изучаемого языка, в пределах сфер, тематики и ситуаций общения;
- делать высказывания о себе и об окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания.
При формировании навыков говорения на уроке иностранного языка  важно, чтобы процесс обучения проходил на изучаемом языке, но в тоже время он не должен концентрироваться только на языковых проблемах. В своей совокупности уроки ИЯ должны быть типологически разными, при этом приоритетная тема постоянно меняется в зависимости от конкретной цели текущего урока. На уроке решает одну главную задачу, при этом остальные являются сопутствующими. Отсюда и определение типов уроков развития того или иного вида речевой деятельности, уроков ознакомления, тренировки, контроля и т.д.
Однако навыки говорения, как и любые другие навыки, не формируются сами собой. Для их становления необходимо использовать специальные упражнения и задания, а значит, должны быть и уроки, направленные главным образом на развитие навыков говорения.
Процесс говорения может осуществляться в 2 формах: диалогической и монологической.
И.А. Зимняя считает, что монолог – это большая или меньшая часть диалога, всегда предполагающего наличие собеседника [3].
По определению Г.В. Роговой, монолог – это форма устного связного высказывания, изложение мыслей одним лицом [2].
Монолог состоит из ряда логически последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием или предметом высказывания [4].
Монологическая речь имеет ряд коммуникативных функций [4]:
  1. Информативная   сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояния.
  2. Воздейственная убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, побуждение к действию или предотвращение действия.
  3. Эмоционально-оценочная монологическая речь включает в себя монолог и монологическое высказывание.
Речевые монологические умения это умения правильно в языковом отношении логически, последовательно, связно, достаточно полно, коммуникативно-мотивировано и творчески пользоваться языковыми средствами языках [4].
При обучении монологу на старшем этапе особое внимание должно уделяться развитию умений аргументировать, домысливать, доказывать, высказать мысль в более развернутой форме. Упражнения: доказать справедливость данного утверждения, согласиться или опровергнуть какое-либо мнение; охарактеризовать обстановку, в которой происходит действие. Материалом для обсуждения могут быть тексты. Самое трудное добиться того, чтобы ученик научился экономно и творчески использовать активный языковой материал и умел выражать свои мысли.
В обучении монологической речи в методике приняты 2 пути:
  1. Путь сверху исходной единицей обучения является законченный текст:
  • снятие трудностей (предречевые упражнения – вопросы на предвосхищение сути текста, снятие лексических, фонетических и грамматических трудностей);
  • предъявление базового текста, отработка (составление плана текста и др.);
  • репродукция текста (подготовленное высказывание);
  • подстановка, расширение, комбинирование (подстановка лексики и грамматических структур);
  • подготовленная речь;
  • спонтанная речь;
  • творчество.
Грамотно подобранный текст имеет высокую степень информативности, при этом речевые высказывания учащихся способствуют реализации образовательных целей обучения. Текст очень хорошая речевая опора.
  1. Путь снизу в основе обучения лежит предложение, отражающее элементарное высказывание. Навыки развиваются без опоры на текст. Опора только на тематику и проблематику, на изученную лексику и грамматику и на речевые структуры. Используется на начальном этапе, когда ученики не могут хорошо читать; и учебный текст ещё слишком мал. На среднем и на старшем этапах обучения этот путь используется, если уровень знаний по проблеме достаточно высок:
  • отработка речевой структуры;
  • подстановка и расширение;
  • комбинирование с другими структурами;
  • управляемая речь;
  • спонтанная речь;
  • творческие виды работы.
Диалогическая речь процесс взаимодействия двух или более участников, поэтому диалогическое общение можно рассматривать как процесс совместного речетворчества, в котором поведение каждого из участников определяется речевым поведением другого; процесс формирования устного диалогического общения протекает спонтанно, в основном как реакция на мысль партнёра. Некоторые особенности диалогической речи [5]:
  1. Диалогическое общение с точки зрения инициативности его участников может быть двусторонне инициативным (в парном диалоге) и многоинициативным (в беседе). Может быть односторонне инициативным, когда активен лишь один из участников (задаёт вопросы), а другой реактивен (отвечает на вопросы).
  2. Главная психологическая особенность диалогической речи её ситуативность. Содержание диалогической речи иногда может быть понятно только с учётом ситуации, в которой она создаётся. Ситуации могут быть либо реальными, либо воображаемыми.
  3. Другая особенность диалогической речи состоит в контактности общающихся, в обращённости реплик, в которых выражается учёт речевого и неречевого поведения партнёров, знание обстоятельств.
  4. Эмоциональная окрашенность: в непосредственном общении люди выражают свои чувства, переживания, своё отношение. Выражением этих чувств могут быть реплики восклицания, одобрения, разочарования.
Согласно Программе обучения иностранным языкам цель обучения диалогической речи  формирование речевых диалогических умений. Это умение формулировать запрос информации, умение коммуникативно-мотивировано и ситуативно обосновано удовлетворить запрос информации; умение сообщить информацию в целях её дальнейшего обсуждения, умение выражать оценочное суждение по поводу полученной информации, реплики согласия, сомнения и т.д.
В обучении можно выделить два этапа:
  1. Формирование элементарных умений реплицирования (построение реплик).
  2. Совершенствование этих диалогических умений  в сложном  речевом общении (групповом диалоге, тематической беседе).
Cтарший этап обучения диалогической речи состоит в овладении учащимися различными речевыми действиями в их логической связи в виде диалогов-переспросов, расспросов, бесед, которые постепенно приобретают черты естественного диалогического общения [6].
Выделяют два пути обучения диалогической речи:
  1. Путь сверху: отталкиваясь от диалога-образца, учащиеся проходят через след этапы:
  • воспроизведение сначала на слух, а затем с графической опорой готового диалога с целью общего понимания его смысла, выявление действующих лиц и их позиций.
  • аналитический – выявление и «присвоение» особенностей данного диалога (речевых клише, эмоционально-модальных реплик, обращений).
  • воспроизведение по ролям – драматизация, предполагается полное «присвоение» данного диалога. Здесь кончается работа над подготовленным диалогом.
  • стимулирование диалогической речи на основе подобной, но новой ситуации.
  1. Путь «снизу»: от диалогического единства к целому диалогу. Используя этот путь, удобнее обучать разворачиванию реплики, вкраплению микро-монологов. В таких диалоговых единствах стимулирующая реплика строится так, что она вызывает развернутый ответ. Она выражена серией вопросов или вопросом типа «почему?» и «отчего?», «с какой целью?». Путь «снизу» предполагает выполнение заданий на восстановление одной из реплик. Овладение диалоговым общением путем «снизу» может происходить и в игре (игра-знаменитости).
Диалогическая речь помогает активизировать лексику и речевые образцы. Ведущим партнёром является учитель. Он управляет процессом усвоения и тренировки усвоения нужного речевого или языкового материала. Диалогические умения формируются в учебной диалогической речи, речевых упражнениях с опорой на ситуацию (реальную / воображаемую) ситуативная диалогическая речь и на контексте диалогическая контекстная речь.
Монологическая речь и диалогическая речь вырабатываются при помощи разнообразных тренировочных и речевых упражнений [6]:
  1. подготовительные (некоммуникативные): имитация без преобразования, с преобразованием (замена реплик в диалоге, сокращение, расширение предложений), составление ассоциограмм;
  2. речевые упражнения (2 группы: для обучения неподготовленной монологической речи или диалогической речи, подготовленной монологической речи или диалогической речи):
  • для обучения подготовленной диалогической речи: ответы на вопросы (краткие, полные), постановка узловых вопросов к  тексту; диалогизация прослушанного или прочитанного монолога; объединение разрозненных реплик в диалог;
  • для обучения подготовленной монологической речи: составление ситуаций, рассказа на тему (по ключевым словам, плану); объяснение реалий, заголовка; выделение в сообщении смысловых частей, озаглавливание их; пересказ (близкий, резюме);
  • для обучения неподготовленной диалогической речи: составление аргументированных ответов на вопросы; ролевые игры, викторины, беседа за круглым столом;
  • для обучения неподготовленной монологической речи: придумывание заголовка и его обоснование, описание картины, рисунка, не связанных с изученной темой, обоснование собственного суждения или отношения к фактам, характеристика действующих лиц.
Обучение диалогу предполагает решение следующих двух задач:
1) обучение реплицированию,
2) обучение умению разворачивать одну из реплик диалога в связное высказывание, в микромонолог.
При обучении диалогу возможен путь «сверху» и путь «снизу», то есть путь от целого диалога-образца или путь от элементарного диалогического единства (пара реплик, принадлежащих разным собеседникам и образующих органическое целое в содержательном и структурном отношении).
Успешность обучения говорению зависит [6]:
  • от сформированности технических навыков говорения на­личия фонетических и лексико-грамматических автоматизмов, ре­дукции внутренней речи, умения пользоваться эквивалентными за­менами и ассоциациями;
  • от создания мотивов учения;
  • от реализации ситуативной обусловленности;
  • от прогнозирования зон интерференции и переноса;
  • от индивидуально-воз­растных особенностей учащихся (наличие мотивов учения, внимания и интереса, умение пользоваться стратегиями устного общения, опираться на прежний речевой опыт и т. д.).

Список литературы

  1. Программа для общеобразовательных учреждений. Иностранные языки. – М.: Просвещение, 1997. – 212с.
  2. Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обу­чения иностранным языкам в средней школе. – М.:  Просвещение,  1991.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2004. – 20с.
  4. Леонтьев А.А. Исследование грамматики // Основы теории речевой деятельности. М., 1974, с.21
  5. Якубинский Л. П. О диалогической речи, в его кн.: Избранные работы. Язык и его функционирование. – М.: 1986.
  6. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку. – М., 2000.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»