Методика обучения говорению на старшем этапе обучения
Шляков Антон Сергеевич
Целью обучения говорению на уроке иностранного языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащемуся использовать их в неученой речевой практике на уровне общепринятого бытового общения. [1]Реализация этой цели связана с формированием у учащихся следующих коммуникативных умений:
- понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением;
- осуществлять свое речевое и неречевое поведение, принимая во внимание правила общения и национально-культурные особенности страны изучаемого языка;
- пользоваться рациональными приемами овладения иностранным языком, самостоятельно совершенствоваться в нем.
Речь идет о воспитании в учащемся:
- интереса и положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке;
- понимания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, а также общечеловеческого сознания;
- понимания важности изучения иностранного языка;
- потребности в самообразовании.
Реализация главной цели обучения иностранному языку в школе связана с расширением общеобразовательного кругозора учащихся. Наполнение содержания обучения аутентичной информацией о стране изучаемого языка, последовательная опора на социокультурный и речевой опыт учащихся в родном языке и сопоставление этого опыта с приобретаемыми на уроке иностранного языка званиями, навыками и умениями призваны сформировать у школьников широкое представление о достижениях культур собственного народа и народа страны изучаемого языка.
По окончании курса обучения иностранному языку у учащихся должны быть сформированы следующие коммуникативные умения в области говорения [2]:
- осуществлять диалогическое общение со взрослыми и со сверстниками, в том числе и с носителями изучаемого языка, в пределах сфер, тематики и ситуаций общения;
- делать высказывания о себе и об окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания.
При формировании навыков говорения на уроке иностранного языка важно, чтобы процесс обучения проходил на изучаемом языке, но в тоже время он не должен концентрироваться только на языковых проблемах. В своей совокупности уроки ИЯ должны быть типологически разными, при этом приоритетная тема постоянно меняется в зависимости от конкретной цели текущего урока. На уроке решает одну главную задачу, при этом остальные являются сопутствующими. Отсюда и определение типов уроков развития того или иного вида речевой деятельности, уроков ознакомления, тренировки, контроля и т.д.
Однако навыки говорения, как и любые другие навыки, не формируются сами собой. Для их становления необходимо использовать специальные упражнения и задания, а значит, должны быть и уроки, направленные главным образом на развитие навыков говорения.
Процесс говорения может осуществляться в 2 формах: диалогической и монологической.
И.А. Зимняя считает, что монолог – это большая или меньшая часть диалога, всегда предполагающего наличие собеседника [3].
По определению Г.В. Роговой, монолог – это форма устного связного высказывания, изложение мыслей одним лицом [2].
Монолог состоит из ряда логически последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием или предметом высказывания [4].
Монологическая речь имеет ряд коммуникативных функций [4]:
- Информативная – сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояния.
- Воздейственная – убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, побуждение к действию или предотвращение действия.
- Эмоционально-оценочная – монологическая речь включает в себя монолог и монологическое высказывание.
При обучении монологу на старшем этапе особое внимание должно уделяться развитию умений аргументировать, домысливать, доказывать, высказать мысль в более развернутой форме. Упражнения: доказать справедливость данного утверждения, согласиться или опровергнуть какое-либо мнение; охарактеризовать обстановку, в которой происходит действие. Материалом для обсуждения могут быть тексты. Самое трудное – добиться того, чтобы ученик научился экономно и творчески использовать активный языковой материал и умел выражать свои мысли.
В обучении монологической речи в методике приняты 2 пути:
- Путь сверху – исходной единицей обучения является законченный текст:
- снятие трудностей (предречевые упражнения – вопросы на предвосхищение сути текста, снятие лексических, фонетических и грамматических трудностей);
- предъявление базового текста, отработка (составление плана текста и др.);
- репродукция текста (подготовленное высказывание);
- подстановка, расширение, комбинирование (подстановка лексики и грамматических структур);
- подготовленная речь;
- спонтанная речь;
- творчество.
- Путь снизу – в основе обучения лежит предложение, отражающее элементарное высказывание. Навыки развиваются без опоры на текст. Опора только на тематику и проблематику, на изученную лексику и грамматику и на речевые структуры. Используется на начальном этапе, когда ученики не могут хорошо читать; и учебный текст ещё слишком мал. На среднем и на старшем этапах обучения этот путь используется, если уровень знаний по проблеме достаточно высок:
- отработка речевой структуры;
- подстановка и расширение;
- комбинирование с другими структурами;
- управляемая речь;
- спонтанная речь;
- творческие виды работы.
- Диалогическое общение с точки зрения инициативности его участников может быть двусторонне инициативным (в парном диалоге) и многоинициативным (в беседе). Может быть односторонне инициативным, когда активен лишь один из участников (задаёт вопросы), а другой реактивен (отвечает на вопросы).
- Главная психологическая особенность диалогической речи – её ситуативность. Содержание диалогической речи иногда может быть понятно только с учётом ситуации, в которой она создаётся. Ситуации могут быть либо реальными, либо воображаемыми.
- Другая особенность диалогической речи состоит в контактности общающихся, в обращённости реплик, в которых выражается учёт речевого и неречевого поведения партнёров, знание обстоятельств.
- Эмоциональная окрашенность: в непосредственном общении люди выражают свои чувства, переживания, своё отношение. Выражением этих чувств могут быть реплики восклицания, одобрения, разочарования.
В обучении можно выделить два этапа:
- Формирование элементарных умений реплицирования (построение реплик).
- Совершенствование этих диалогических умений в сложном речевом общении (групповом диалоге, тематической беседе).
Выделяют два пути обучения диалогической речи:
- Путь сверху: отталкиваясь от диалога-образца, учащиеся проходят через след этапы:
- воспроизведение сначала на слух, а затем с графической опорой готового диалога с целью общего понимания его смысла, выявление действующих лиц и их позиций.
- аналитический – выявление и «присвоение» особенностей данного диалога (речевых клише, эмоционально-модальных реплик, обращений).
- воспроизведение по ролям – драматизация, предполагается полное «присвоение» данного диалога. Здесь кончается работа над подготовленным диалогом.
- стимулирование диалогической речи на основе подобной, но новой ситуации.
- Путь «снизу»: от диалогического единства к целому диалогу. Используя этот путь, удобнее обучать разворачиванию реплики, вкраплению микро-монологов. В таких диалоговых единствах стимулирующая реплика строится так, что она вызывает развернутый ответ. Она выражена серией вопросов или вопросом типа «почему?» и «отчего?», «с какой целью?». Путь «снизу» предполагает выполнение заданий на восстановление одной из реплик. Овладение диалоговым общением путем «снизу» может происходить и в игре (игра-знаменитости).
Монологическая речь и диалогическая речь вырабатываются при помощи разнообразных тренировочных и речевых упражнений [6]:
- подготовительные (некоммуникативные): имитация без преобразования, с преобразованием (замена реплик в диалоге, сокращение, расширение предложений), составление ассоциограмм;
- речевые упражнения (2 группы: для обучения неподготовленной монологической речи или диалогической речи, подготовленной монологической речи или диалогической речи):
- для обучения подготовленной диалогической речи: ответы на вопросы (краткие, полные), постановка узловых вопросов к тексту; диалогизация прослушанного или прочитанного монолога; объединение разрозненных реплик в диалог;
- для обучения подготовленной монологической речи: составление ситуаций, рассказа на тему (по ключевым словам, плану); объяснение реалий, заголовка; выделение в сообщении смысловых частей, озаглавливание их; пересказ (близкий, резюме);
- для обучения неподготовленной диалогической речи: составление аргументированных ответов на вопросы; ролевые игры, викторины, беседа за круглым столом;
- для обучения неподготовленной монологической речи: придумывание заголовка и его обоснование, описание картины, рисунка, не связанных с изученной темой, обоснование собственного суждения или отношения к фактам, характеристика действующих лиц.
1) обучение реплицированию,
2) обучение умению разворачивать одну из реплик диалога в связное высказывание, в микромонолог.
При обучении диалогу возможен путь «сверху» и путь «снизу», то есть путь от целого диалога-образца или путь от элементарного диалогического единства (пара реплик, принадлежащих разным собеседникам и образующих органическое целое в содержательном и структурном отношении).
Успешность обучения говорению зависит [6]:
- от сформированности технических навыков говорения – наличия фонетических и лексико-грамматических автоматизмов, редукции внутренней речи, умения пользоваться эквивалентными заменами и ассоциациями;
- от создания мотивов учения;
- от реализации ситуативной обусловленности;
- от прогнозирования зон интерференции и переноса;
- от индивидуально-возрастных особенностей учащихся (наличие мотивов учения, внимания и интереса, умение пользоваться стратегиями устного общения, опираться на прежний речевой опыт и т. д.).
Список литературы
- Программа для общеобразовательных учреждений. Иностранные языки. – М.: Просвещение, 1997. – 212с.
- Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2004. – 20с.
- Леонтьев А.А. Исследование грамматики // Основы теории речевой деятельности. М., 1974, с.21
- Якубинский Л. П. О диалогической речи, в его кн.: Избранные работы. Язык и его функционирование. – М.: 1986.
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку. – М., 2000.