Развитие личности школьника в процессе обучения иностранным языкам
Синицкая Нино Резиковна
Современное общество предъявляет повышенные требования к образованию и общему развитию учащихся, эффективности усвоения программы. Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени получать, перерабатывать, оценивать и использовать в практической деятельности большой объем информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог самостоятельно их оценить.В настоящее время одной из важнейших задач в процессе обучения иностранным языкам является социокультурное и коммуникативное развитие личности школьника.
Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и делает разнообразным учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения.
Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.Участие в Интернет-проектах повышает уровень практического владения английским языком и компьютером, а главное формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.
Проекты, которые выполняют учащиеся, имеют межпредметные связи. Они могут объединять несколько предметов: историю, географию , экономику, литературу, биологию, информатику.
Для стимулирования интереса учащихся к изучению иностранного языка важную роль играет творческая составляющая, т.е. возможность учащихся показать свои организаторские способности, скрытые таланты, проявить свое умение владения английским языком в создании своих собственных проектов.
Одними из видов таких проектов, которые мы хотим представить вашему вниманию, являются видео-презентации на уроках по страноведению. Мы занимаемся страноведением на всех этапах обучения : в начальной, средней и старшей школе.
Чтобы сделать занятия интересными и увлекательными мы предлагаем учащимся (всегда по желанию, но как показала практика , почти все учащиеся с готовностью откликаются) подготовить видео-презентацию по той или иной теме. Это могут быть:
- видеоролики ( «Природа», «Животный мир», «Достопримечательности Великобритании», «Канада», «Австралия», «Знаменитые люди» и другие темы)
-викторины в форме слайд-шоу.
При проведении уроков по страноведению, часто декламируются стихи и исполняются национальные песни англо-говорящих стран. Учащиеся с удовольствием выполняют презентации к стихам и песням и исполняют их в режиме караоке.
На наш взгляд метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:
- повышение мотивации учащихся при изучении английского языка;
- наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы;
-простор для творческой и созидательной деятельности;
-повышение качественной успеваемости учащихся по английскому языку.
Учащиеся выполняют задания, выбирая актуальные темы современности.
В этом учебном году мы предложили учащимся нашей школы ответить на ряд вопросов, связанных с проектным методом. Цель опроса - выяснить, интересна ли такая форма работы, стоит или нет продолжать двигаться в этом направлении.
Анкетирование проводилось анонимно, все результаты были обработаны на компьютере и представлены статистически.
1. Какими источниками информации Вы обычно пользовались при подготовке проекта?
а) Книги – 25%
б) Периодическая печать – 5%
в) Интернет – 55%
г) Учитель - 10%
д) Другие - 5%
2. Достаточно ли было времени, отведённого для подготовки проектов?
а) Да - 89%
б) Нет – 11%
3. Подготовка проектов оторвала у Вас время от более важных и интересных дел?
а) Да – 19 %
б) Нет – 81%
4. Будет ли интересна работа над проектами следующим за Вами школьникам?
а) Да – 100%
б) Нет – 0%
Анализируя данную анкету, можно сделать вывод, что учащимся интересна работа над проектами и они хотели бы ее продолжать.
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что применение проектной методики на уроках английского языка показало, что учащиеся:
- достигают хороших результатов в изучении иностранного языка;
- имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики;
- понимают необходимость междисциплинарных связей.