Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Урок-путешествие и его особенности на уроках английского языка

Корнилова Дарья Дмитриевна,
учитель иностранного языка
ГБОУ Гимназия 166
Центрального района Санкт-Петербурга

Классно-урочная система постоянно развивается. Однако урок остается одной из самых распространенных форм обучения в школьном образовании многих стран мира. В рамках данного исследования считаем необходимым рассмотреть несколько определений урока. 

Урок — форма организации обучения, которая активную и плановую учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста уровня подготовки (класса), направленную на решение поставленных учебно-познавательных задач (по Ю.К. Бабанскому). Именно это определение мы берем за основу в своем исследовании. В свою очередь, Ш.А. Амонашвили считает, что «урок - это процесс сотрудничества и сотворчества учителя и учеников». Самой важной составляющей педагогического общения являются взаимоотношения учителя и ученика. Хорошие взаимоотношения способствуют как успешному усвоению знаний детьми, так и их личностному развитию. Сотрудничество педагога и ученика можно охарактеризовать как совместную деятельность в процессе образования, направленную на освоение знаний, умение учеников и повышение их мотивации к обучению.

 М.И. Махмутов пишет, что «урок – многовариантная форма организации целенаправленного взаимодействия преподавателя и учащихся». Для успешного сотрудничества важно наличие положительных эмоций. В такой благоприятной  атмосфере передача опыта и знаний от учителя происходит более плодотворно.
Урок иностранного языка – звено процесса обучения, способствующее овладению учащимися коммуникативными навыками и умениями во всех видах речевой деятельности и развивающее способность  использовать ими иностранный язык как инструмент в реализации диалога культур (Г.В. Сороковых, Т.И. Жаркова).
Современный урок иностранного языка должен отвечать следующим требованиям:
- четкое формулирование методически обоснованных целей, принятых и осознанных учащимися;
- коммуникативная направленность ребенка;
- иноязычная речь служит целью, и средством обучения;
- создание атмосферы общения, взаимодействия учителя и учащихся как речевых партнеров для достижения частичной, но завершенной цели;
- создание информационно-образовательной среды;
- развитие мотивационной сферы;
- приобщение к культурным ценностям другого народа;
- создание возможностей для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности для реализации личности;
- познавательно-развивающая направленность содержания обучения и нго зависимость от цели урока;
- творческий подход к формированию структуры урока;
- оптимальное сочетание индивидуальных, парных, групповых и коллективных организационных форм обучения. ( Трубицина, 2016)
Урок иностранного языка должен быть спланирован с учетом дидактических принцип (сознательность, активность, прочность, наглядность, доступность, посильность, индивидуализация), лингвистических (системность, связь языка и культуры), психологических (учет возрастных особенностей, повышение мотивации, поэтапное формирование навыков и умений), методических (коммуникативная направленность, ситуативность, функциональность, комплексность, учет родного языка). (О.И. Трубициной)
Уроки могут проводиться в традиционной и нетрадиционной формах. Несмотря на широкое использование традиционной формы проведения уроков, такая модель обладает незначительным количеством положительных сторон, среди которых можно отметить логически упорядоченную подачу учебного материала и организационную систематичность.
Современные педагоги иностранных языков находятся в постоянном поиске различных форм процесса объяснения материала и налаживанию обратной связи. Среди таких форм особое внимание следует уделить нетрадиционным урокам.
Нетрадиционные уроки – занятия, имеющие нетрадиционную структуру, обеспечивающие быстроту понимания, запоминания и усвоения учебного материала, интеграцию межпредметных связей, направленные на активизацию учебно-познавательной деятельности, привитие интереса к предмету, развитие творческих способностей и личностных качеств учащихся (по О.И. Трубициной). Такие занятия строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на эксперименте свободного совместного поиска новых приемов усваивания информации с целью повышения эффективности образовательного процесса.
Нестандартные уроки на младшей ступени являются важным средством обучения, так как они формируют у детей устойчивый интерес к обучению, снимают усталость, помогают формировать навыки учебного процесса, оказывают эмоциональное влияние, благодаря чему у них формируются более глубокие и прочные знания. Урок, который по своей структуре многократно повторяется и выполняет умственные операции, притупляет внимание, надоедает, вызывает отрицательное воздействие на эмоции, снижает эффективность трудового процесса.  Из этого следует, что необходимо нарушить монотонность, разбавлять скуку яркими, необычными событиями, которые смогли позитивно влиять на процесс обучения.
В рамках данного исследования стоит говорить о двух схожих между собой формах проведения нетрадиционных уроков: урок-экскурсия и урок-путешествие. Многие исследователи отождествляют эти две формы проведения уроков (А.В. Конышева, Н.А. Горлова). Однако мы считаем, что кроме общих черт, есть и принципиально отличительные черты. Цель этих форм проведения  - практическое обучение школьников иностранному языку. В ходе таких уроков решаются образовательные и воспитательные задачи: ученики получают новую информацию, расширяется их кругозор. В отличие от урока-экскурсии урок-путешествие имеет сходство со сказкой, её развитием и чудесами, для него характерно использование игровых методов и приемов обучения. А также в отличие от урока-экскурсии урок-путешествие проводится в учебной аудитории.
Урок-путешествие понимается как процесс виртуального (воображаемого) путешествия, перемещения по учебному пространству с целью приобретения новых знаний, речевых навыков, а также познания иноязычной культуры.
В названии игры-путешествия, в формулировке игровой задачи присутствуют, как правило, изобразительно-выразительные средства или языковая игра, вызывающие у учеников интерес, активную игровую деятельность.
Цель такого урока – усилить впечатления ребенка путем отражения обыденных событий и фактов через необычное, необходимые знания через игровые элементы.
Урок-путешествие имеет следующие характеристики:
- межпредметный характер;
- наличие сюжета;
- ситуативность;
- сказочность;
- частая смена видов деятельности;
- совместная деятельность;
- коммуникативная направленность;
- познавательная и развивающая направленность;
 - цельность и завершенность;
- приобщение к ценностям другого народа;
- возможности для творчества и самореализации.
В уроке-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью:
- постановка задач,
- пояснение способов их решения,
- разработка маршрутов путешествия,
- радость от её решения и отдых.
Основными функциями урока-путешествия являются:
- путешествие способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает живой интерес и помогает им усвоить учебный материал благодаря понятности ситуации.
- игровые технологии развивают познавательные процессы у младших школьников, закрепляют их знания, умения и навыки;
- урок-путешествие является формой организации коллективной учебной деятельности класса, при которой задействованы все участники процесса в равной степени, а также находится под контролем учителя;
- урок-путешествие развивает у младших школьников находчивость, сообразительность, благодаря постоянно меняющим условиям игры.
Основными преимуществами урока-путешествия по сравнению с традиционным уроком для формирования социокультурной компетенции это активное включение в процесс познания  и полное погружение в иноязычную культуру, а также применение речевых навыков в различных речевых ситуациях. Урок-путешествие развивает у ребенка воображение, внимательность, восприятие и осознание культурных различий, умение сотрудничать и совместно решать задачи.
Структура урока-путешествия:
- мотивационный этап (постановка игровой цели);
- решение отдельных учебных и игровых задач (последовательность заданий);
- завершающий этап (обмен впечатлениями).
Можно выделить следующие профессионально важные качества педагога в отношении игровой деятельности детей младшего школьного возраста, которые позволяют говорить об уникальном подходе данной формы урока, так как его может проводить только педагог, в отличие от урока-экскурсии:
- умение наблюдать, анализировать игру;
- планировать приёмы, направленные на её развитие;
- обогащать впечатления детей;
- уметь организовывать начало игры;
- создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;
- уметь устанавливать игровые отношения в процессе игры;
- учить детей оценивать игру и обсуждать её результаты и т.п. (Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Н. С. Новоселова)
Сложность руководства уроком-путешествием связана с тем, что она является свободной деятельностью детей, и учителю важно сохранить эту свободу и непринуждённость. При использовании игровых ситуаций путешествия учитель не наделяет детей четкими границами ролей, которые свойственны ролевым играм. Путешествие предполагает гибкость условных ролей, относительную свободу действия детей, порой отхождения от намеченного заранее плана урока.
Таким образом, можно сказать, что урок-путешествие является более сложной формой организации учебного процесса. Такая сложность обусловлена отсутствием границ условных ролей участников такой игры, а также постоянной меняющемуся сюжету. Однако, несмотря на трудоемкость подготовки и проведения урока, форма урока-путешествия имеет ряд неоспоримых преимуществ. Ученики получают опыт общения и возможность выражения личностного отношения к фактам иноязычной культуры. Урок-путешествие не только способствует улучшению эмоционального фона учащихся младших классов, но и лучшему усвоению нового материала.

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. – М., 2010.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.,1985.
3. Горлова Н.А. Методика обучения иностранному языку. – М., 2013.
4. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. М.: Педагогика;1975,- 111с.
5. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. - М., 2014.
6. Махмутов М.И. Современный урок.- М., 1981.
7. Менджерицкая Д.В. Игра как средство воспитания, /в кн.: Воспитание детей в игре. М.,1958, - с.3-29.
8. Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. – М., 1978.
9. Трубицина О.И. Методика обучения иностранному языку: учебник и практикум для академического бакалавриата. –М., 2016.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»