Обучение диалогической речи в игровых ситуациях на уроках французского языка
Колпакова Ираида Геннадьевна,
учитель французского языка ГБОУ СОШ № 347
с углубленным изучением английского языка
Невского района Санкт-Петербурга
Школьный курс иностранного языка призван обеспечить практическое владение разговорной речью. Эта цель требует от учителя с первых же шагов учить детей умению общаться на изучаемом языке. Тем самым учитель закладывает основу для дальнейшего развития коммуникативных навыков.учитель французского языка ГБОУ СОШ № 347
с углубленным изучением английского языка
Невского района Санкт-Петербурга
Одним из наиболее эффективных приемов в достижении этой цели является игра. Она помогает обучению диалогической речи, а также расширенному монологическому высказыванию. Игра на уроке активизирует речемыслительную деятельность школьников, формирует у них навыки и умения самостоятельно выражать свои мысли. В основе игры лежит организованное речевое общение учащихся в соответствии с игровым сюжетом и их ролями. Игровая ситуация позволяет ученикам проявлять инициативу и самостоятельность, реализует их стремление к самоутверждению. Применение игры на начальном и среднем этапах способствует усилению мотивации к изучению иностранного языка.
Игра дает возможность:
- оправдать в действительности необоснованное для ученика требование общаться с учителем или товарищами на чужом ему языке, в то время, как его коммуникативные проблемы могут быть решены на родном языке;
- психологически оправдать и сделать эмоционально привлекательным повторение одних и тех же речевых моделей и стандартных диалогов.
Игра, введенная в учебный процесс на занятиях по иностранному языку, в качестве одного из приемов обучения, должна быть интересной, несложной и оживленной. Она должна способствовать накоплению нового языкового материал и актуализации ранее полученных знаний.
Для учителя игра = аналог упражнения, действие, в котором дети учатся артикулировать звуки, понимать слова, составлять фразу по модели, подобранной для данной ситуации.
Для ученика игра – интересное, увлекательное взаимодействие с учителем и товарищами по группе (классу), в котором создание высказывания определенного типа диктуется правилами игры
Не всякая игра годится для этой цели. Необходимо соблюдение следующих требований:
- наличие воображаемой ситуации, в которой будут действовать ученик, а также связанных с этим других компонентов: роли, игровых предметов;
- обязательное осознание учениками игрового результата;
- осознание учениками правил, соблюдение которых позволит достичь данного результата;
- использование лексических единиц и выражений, которые помогают проведению игры.
- образовательную (обучение);
- развлекательную (основная функция любой игры);
- коммуникативную (освоение диалектики общения);
- функцию самореализации (ученик – полноправный участник процесса коммуникации);
- терапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
- диагностическую (самопознание в процессе игры, выявление отклонения от нормативного поведения);
- функцию коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
- функцию межнациональной коммуникации (усвоение общих социально-культурных ценностей);
- социализации (включение в систему общественных отношений).
На начальном этапе обучения иностранному языку речь не идет о собственно диалоге, но элементы игры на уроке способствуют лучшему запоминанию и употреблению речевых образцов. Приведу ряд примеров использования игровых ситуаций на начальном этапе обучения французскому языку.
При изучении глаголов широко использую следующие игры:
- «Послушная Люси и Упрямый Фома».
- «Что ты любишь делать?» или как вариант «Что нужно иметь, чтобы…».
- «Что можно делать?» - игра на активизацию употребления местоимения “on”.
- Когда изучается тема «Профессии», я раздаю учащимся карточки с символами профессий, которые они никому не показывают. Задача учащихся – отгадать профессию на карточке, задавая вопросы с названиями разных профессий.
- Игра на отработку речевого образца “Кто это?”. Учащиеся встают в круг. Водящему завязываются глаза. Один из учеников дотрагивается до водящего. Последний должен угадать кто это. Если водящий угадал, его место занимает другой ученик. Эта игра также может служить физической разминкой на уроке.
- При изучении притяжательных и указательных прилагательных я провожу игру «Жадная Варвара». Ученик, выполняющий роль Варвары (имя можно заменить на мужское) проходит по классу и берет вещи (школьные принадлежности) учеников. Учащиеся протестуют, используя отрицательную форму повелительного наклонения.
- Игра «Составь диалог». Учащиеся получают набор карточек с репликами. Их задача составить диалог и прочитать. Работа проводится в парах.
- Игра «Телефонный разговор». Для создания более естественной ситуации я использую игрушечный телефон. Заранее обговариваем с учениками какую информацию нужно получить.
- Лексическая игра «Угадай». Ведущий загадывает название животного (одежды, продуктов и тому подобное). Учащиеся, пытаясь отгадать, могут задать наводящие вопросы о размере, цвете и прочее.
- При изучении предлогов проводится игра «Где предмет?».
- Для тренировки различных вопросительных конструкций я провожу игру «Начнем с глагола». Водящий ученик произносит неопределенную форму глагола. Один из учеников формулирует предложение с заданным глаголом и отвечает затем на вопросы учащихся к этому предложению.
- Игра «Кто я?». Одному из учеников на спину крепится изображение животного/ предмета/ человека. Задавая вопросы, он пытается отгадать кто он. Ответы учащихся могут быть только «да» или «нет».
Материал для игр я беру изкнигК.Грет «Давайте поиграем» и
Н. М. Касаткиной, А. Б. Выражейкина «В лабиринте игр».
На среднем этапе обучения французскому языку я перехожу к проведению ситуативных - ролевых игр. Изучение тем, таких как: «Семья», «Квартира», «Досуг», «Кино», «Театр», «Спорт», «Магазин» обязательно завершаются ролевой игрой. Знакомые с тематической лексикой и речевыми клише, учащиеся готовы к проведению игры.
Работа над ролевой игрой проводится поэтапно:
- чтение образца;
- фонетическая и интонационная отработка слов и предложений;
- работа по карточкам с пргопущенными словами и целыми репликами;
- чтение по ролям;
- составление диалога с опорой на ключевые слова в рамках предложенной ситуации;
- составление аналогичного диалога или полилога в другой ситуации;
По любой из тем я провожу игру –«интервью». Работа проводится в парах. Учащиеся-журналисты выбирают, у кого они возьмут интервью. Собрав информацию, «журналисты» составляют рассказ. Получается несколько сообщений.
Использование игровых приемов и ролевых игр способствует речевой инициативе учащихся и усиливает коммуникативную направленность урока. В условиях игры осуществляется непроизвольное запоминание лексического и грамматического материала, развивается и совершенствуется речемыслительная деятельность. Кроме того, игры часто помогают решать воспитательные задачи (например, вопросы этикета).
Уроки с применением игр проходят живо, эмоционально, с большой активностью учащихся. Обучение иностранному языку с применением игровых моментов дает возможность повысить интерес к языку, создает положительное отношение к его изучению, а также позволяет со стороны учителя более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении каждого ученика.
Литература:
- Береговская Э. М. и Белосельская Т. В. «Французский язык. Второй иностранный язык». 5 класс. М.: Просвещение, 2001;
- Карина Грет «Давайте поиграем» СПб.: КАРО, 2002;
- Касаткина Н. М. и А. Б. Выражейкин «В лабиринте игр». М.: «Просвещение», 1993;
- Колкова М. К. «Методика обучения иностранным языкам в средней школе». СПб.: КАРО, 2008;
- Селиванова Н. А. и Шашурина А. Ю. «Французский язык. Второй иностранный язык». 6 класс. М.: Просвещение, 2013;
- Селиванова Н. А. и Шашурина А. Ю. «Французский язык. Второй иностранный язык». 7 класс. М.: Просвещение, 2013.