Развитие навыков письменной речи на уроках иностранного языка в 9 классе
Зарипова Наталья Салимзяновна
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка предполагает развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо).Наряду с говорением письмо является продуктивными видом речевой деятельности. В рамках этой речевой деятельности учащийся записывает свою речь в виде текста, который предназначен для прочтения другими. В методике письмо — объект овладения учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением, так как письмо с ними тесно связано.[1] На начальной ступени обучения учащийся овладевает графикой и орфографией нового и незнакомого для него языка. Дальше письмо помогает закрепить изученный лексико-грамматический материал. Оно также становится вспомогательным средством для развития навыков чтения и устной речи, помогая учащемуся научиться четко и правильно формулировать свои мысли.
Минимум содержания основных образовательных программ направлен на развитие у учащегося следующих умений: делать выписки из текста, писать короткие поздравления и пожелания, заполнять формуляр с указанием личной информации, писать личное письмо по образцу, используя материал тем, усвоенных в устной речи, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.[2] Далее, согласно федерального компонента ФГОС учащийся должен уметь заполнять анкеты и формуляры, писать поздравления и личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.[3] Основное общее образование завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников, которая среди прочих экзаменационных заданий предлагает написание личного письма в ответ на письмо-стимул. В данном разделе проверяются навыки использования языковых единиц в коммуникативно-значимом контексте.[4] Рекомендуемое время для выполнения задания 30 минут. Это задание имеет максимальный балл 10 и оценивается по 4 критериям (решение коммуникативной задачи, организация текста, лексико-грамматическое оформление текста, орфография и пунктуация). На уроках иностранного языка 9 класса должно проводиться последовательное и систематическое развитие навыков письменной речи учащихся, одним из направлений которого является умение написать личное письмо. Прежде всего, эта работа предполагает ознакомление учащихся со структурой письма. На данном этапе учащимся предлагается следующее задание:
Задание 1: выстроить в правильном порядке части личного письма: BODY OF THE LETTER, ADDRESS, INTRODUCTION, CONCLUSION, SIGNATURE, GREETING, ENDING, BEGINNING. Так, учащиеся осваивают план написания личного письма. На следующем этапе происходит их ознакомление с содержанием, т.е. с правилами оформления личного письма:
Задание 2: Выберите правильный вариант написания адреса и даты из следующих примеров:
St.Petersburg Russia 03.26.2017 |
Saint Petersburg, Russia, 26/03/2017 |
St-Petersburg Russia March 26 2017 |
St Petersburg Russia 26th of March 2017 |
Sankt Peterburg Russia 03.26.2017 |
beginning | body of the letter | ending | conclusion |
Письмо-стимул: You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ben.
… I had to change school because we had moved to a new house. My new school is right next to it. It is very convenient but everything is so strange here: new rules, a new uniform, new people. I haven’t made any friends yet…
… How long does it take you to get to your school? What clothes do you wear to school? How do you spend time with your school friends?...
Write him a letter and answer his 3 questions.
Письмо-пример:
St.Petersburg Russia 14/12/2016
Dear Ben
Thank you for your letter. Im sorry I havent written for so long I was busy with my exam. First of all it takes about two hours to get my school. I live in Peterhof and my school in the city center. Therefore I have to spend a lot of time to get my school. In our school everyone must wear a special millitary uniform. On the weekend we often go to the cinema. In addition we can go to the restraunt together.
Sorry I have to finish my homework now. Hope to hear from you soon.
Write me back
Slava
Задание 4: Заменить фразы, не подходящие к неформальному стилю личного письма.
Задание 5: Найти лексические и грамматические ошибки, исправить их.
Задание 6: Расставить запятые в тексте. Разделить текст письма на абзацы.
Задание 7: Заменить подчеркнутые слова и выражения своими возможными вариантами.
Эти задания направлены на развитие понимания учащимися различий между формальным и неформальным стилями. При выполнении задания на подбор синонимов учащиеся должны стремиться к разнообразию используемых ими слов и выражений. При выполнении лексико-грамматических заданий они работают над развитием грамотности и внимательности при оформлении письма.
На следующем этапе подготовки начинается собственно работа над созданием продукта. Учащиеся получают письмо-стимул и самостоятельно пишут письмо-ответ. В методическом плане, здесь важно обратить их внимание на формулировку вопросов в письме-стимуле. При написании писем также происходит их знакомство с критериями оценивания личного письма, при этом необходимо указать на важность деления текста на абзацы и использование средств логической связи. На этом этапе также сохраняется необходимость дальнейшей работы над правильным написанием слов, выбором слов и словосочетаний, грамматическим построением предложений. После того, как учащиеся уже твердо освоили правила написания личного письма: структуру, фразы-клише, составление ответов на вопросы адресата, весьма полезным является выполнение заданий в форме взаимоконтроля.
Задание 8: Написать письмо с использованием предложенного письма-стимула с сайта fipi.ru. Обменяться письмами с партнером и оценить письмо партнера с использованием сетки эксперта и описания критериев оценивания. Выставить балл.
Задание 9: Проанализировать свои письма и заполнить таблицу для самоконтроля. Сделать выводы.
structure | cliches | vocabulary | grammar | spelling | punctuation |
Анализ подготовки учащихся к разделу "Личное письмо" для сдачи ОГЭ с использованием вышеприведенных заданий позволил сформулировать следующие рекомендации: 1) внимательно читать письмо-стимул, обращая особое внимание на формулировку вопросов; 2) при составлении письма помнить о правильном оформлении адреса и даты, о правильном использовании фраз-клише во вступительной и заключительной части письма; 3) помнить о разделении текста на абзацы и правильном употреблении средств логической связи (вводных слов); 4) при составлении ответов на вопросы стремиться к правильному и разнообразному лексико-грамматическому оформлению, избегая таких слов и выражений как "good, bad, interesting"; 5) при окончательной проверке письма обращать внимание на правописание и пунктуацию; 6) писать разборчивым почерком; 7) соблюдать заданный объем письма (100-120 слов); 8) работать в пределах установленного времени (30 минут).
Список используемой литературы
Сборник нормативных документов: иностранный язык. М., 2004
Бим И.Л., Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени образовательной школы. М., 2007
Никитина Л.К., Технологии подготовки к аттестации по иностранному языку. СПб, 2009
Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е., Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1991
Гудкова Л.М., Терентьева О.В., Английский язык: 30 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ОГЭ. М., 2016
[1] Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е., Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1991. стр.99
[2] Сборник нормативных документов: иностранный язык. Дрофа, М., 2004. стр. 20-23
[3] Сборник нормативных документов: иностранный язык. Дрофа, М., 2004. стр. 26
[4] Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по иностранному языку, стр.5