Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Практика использования интерактивных образовательных
технологий на уроках английского языка

                                                    Иванова Светлана Степановна,
учитель английского языка
ГБОУ СОШ № 254
Кировского района Санкт-Петербурга

Глобальные изменения в социально-экономической политике нашей страны повлекли за собой  существенные изменения в различных сферах общественной жизни. Традиционные принципы и цели системы образования сменили новые государственные стандарты. А вслед за этим принципиально изменились цели и требования к условиям реализации основной образовательной программы. Смещение акцентов от традиционного обучения, основной целью которого является передача учащимся как можно больше знаний, к интерактивному и интегрированному обучению, формирующему ключевые компетенции личности, - вот основная тенденция развития  российского образования.

 

В контексте современных преобразований интерактивная технология обучения с использованием новых информационных технологий становится наиболее актуальной. Именно эта технология помогает достичь поставленные перед нами цели: успешное овладение материалом, формирование навыков применять данный материал на практике и, конечно, формирование социальной, социокультурной и коммуникативной компетенций учащихся.

Суть данной технологии обучения, в отличие от традиционных (репродуктивных) технологий, заключается в том, что образовательный процесс осуществляется в условиях активного взаимодействия всех обучающихся. В педагогике интерактивный метод интерпретируется как один из способов целенаправленного взаимодействия преподавателя и учащихся для решения педагогических и образовательных задач.[1]  При этом в рамках данной технологии учитель является организатором, а учащиеся активными участниками.

Итерактивные методики  способствуют активизации процесса обучения, повышению мотивации, вовлечению школьников в исследовательскую деятельность и проектную работу, помогают организации естественной коммуникативной среды в учебном процессе. Благодаря применению данной технологии, у учащихся появляется возможность приобрести бесценный опыт самостоятельного получения знаний и применения их на практике, что в дальнейшем способствует их успешному закреплению.  Ведь не секрет, что человек лучше и дольше помнит то, что узнал именно в процессе собственной деятельности, до чего дошел самостоятельно.

При использовании технологии интерактивного обучения может использоваться  как принцип гетерогенной (разнородной) организации учащихся, при которой сильные ученики помогают слабым, а старшие – младшим, так и гомогенный (однородный), когда участники образовательного процесса делятся по возрасту или уровню знаний, и в соответствие с этим получают различные задания для самостоятельной работы. Именно последний принцип дифференциации учащихся был взят за основу при разработке проекта “A Little House” в начальной школе.

Конечным продуктом данного проекта являлся интерактивный музыкальный спектакль на английском языке ”A Little House”, поставленный учениками четвертого класса для учеников вторых  классов. Для второклассников это был обобщающий урок-повторение, а также первый опыт использования английского языка в коммуникативных целях.

Выбор сюжета известной сказки был обусловлен языковым материалом, изученным учащимися вторых классов за первые пол  года обучения. Четвероклассники готовили не только представление, но и шили костюмы, рисовали декорации к спектаклю, украшали класс. Самым трудным для них стали подготовка и проведение конкурсов для малышей. Ведь здесь им пришлось проявить не только свои творческие и артистические способности, но и коммуникативные навыки, организаторские способности, умение правильно и быстро реагировать на иностранную речь. Они были вовлечены в такую коммуникативную ситуацию, где единственным возможным способом взаимодействия и общения стал английский язык.

Герои музыкальной сказки проводили различные конкурсы, которые  представляли собой выполнение грамматических заданий, общение в диалоге на заданную тему, чтение стихов, интерактивное исполнение песен. При этом ученики четвертого  класса с более высоким уровнем  английского языка вели конкурсы самостоятельно, в то время как слабые делали то же самое в парах, что помогло им чувствовать себя более уверенно. Этот принцип деления учащихся помог им успешно выполнить поставленные  задачи, так как в процессе представления у четвероклассников была возможность поддерживать друг друга. Учитель во время урока выступал организатором активного взаимодействия школьников разных возрастов и уровней владения иностранным языком. Основная его цель была заранее подготовить учеников вторых и четвертых классов к подобного рода взаимодействию  (подготовка музыкального интерактивного представления с учащимися четвертых классов, с тщательный подбор языкового материала и музыкального оформления для спектакля).

Данный урок способствовал актуализации и проверке знаний учащихся вторых классов в игровой форме дружеского диалога. Это позволило не только оценить уровень знаний второклассников, но и сфокусировать свое внимание на формировании их коммуникативных компетенций.

Кроме того, во время выполнения интерактивных заданий у учащихся появилась возможность самим оценить соответствуют ли их знания предъявляемым требованиям, ощутить на практике важность полученных знаний, выяснить свои ошибки, получить положительный опыт общения на английском языке в неформальном контексте интерактивного музыкального представления.

Метод драматизации, который был использован в проекте “A Little House” не случаен. Он является одним из ведущих в интерактивных технологиях обучения. Этот метод сейчас очень популярен в Великобритании, где его используют не только на уроках гуманитарного цикла (английский язык, литература, история и др.), но и в преподавании математики и природоведения, особенно в младшей школе. Этот метод дает возможность интенсифицировать процесс обучения посредством актуализации материала изучаемого на уроках. Например, на уроках природоведения школьники, изображая насекомых и птиц, которых они изучают, пытаются идентифицировать себя с ними, взглянуть на мир их глазами, решить насущные проблемы насекомых и птиц [2]. Это также один из видов процесса интерактивного обучения, в результате которого школьники получают не только знания, но и опыт их применения на практике. Такие знания, как правило,  не забываются.

На уроках английского языка и во внеклассной работе мы также применяем этот метод. Особенно он эффективен в младшей и средней школе. В начальной школе традиционна драматизация ситуативных диалогов и небольших литературных произведений английских и американских писателей.  Например, динамический перерыв может быть наполнен не только выполнением физических упражнений, но и интерактивным исполнением небольших поэтических произведений Майкла Розена или  Доктора Сьюза. Данный материал создает игровую атмосферу оригинальной языковой среды, в которой успешно формируются не только навыки владения иностранным языком, но и основные компетенции школьников. Кроме того,  часто используется и метод ролевых игр, который. несомненно, стимулирует рост познавательной активности и способствует приобретению позитивного коммуникативного опыта.

Интерактивная технология обучения и новые компьютерные технологии широко используются нами и в средней школе. Так в шестых классах был проведен проект “The Hermitage Masterpieces”, который  был не только интересен ученикам, но и имел общественно-значимый контекст (эстетический, художественный, социальный, нравственный).

На начальном этапе работа велась в тесном взаимодействии с родителями школьников. Им было предложено посетить Государственный Эрмитаж вместе со своими детьми, чтобы познакомиться с коллекциями музея, обсудить то, что понравилось или было интересно, выбрать темы для дальнейших исследований. Таким образом, были намечены три основные маршрута: «Итальянское искусство эпохи Возрождения», «Малые голландцы», «Импрессионисты и постимпрессионисты».

Далее был использован метод учебного турнира, подразумевающий конкуренцию и соревнование. Класс был поделен на три команды, которые на внеклассном занятии познакомились с основными чертами стилей живописи и именами известных художников обозначенных эпох. После этого учащиеся приступили к самостоятельным исследованиям на выбранные темы.

Во время повторного посещения музея с учителями английского языка команды сняли три фильма под названиями: “Some Masterpieces of  the Italian Renaissance”, “The Dutch Collection” и ”Charming Impressionists”. Фильмы были созданы в разных жанрах, что было обусловлено содержанием материала. Один фильм представлял собой экскурсию по музею, другой – презентацию на заданную тему, а третий – обмен впечатлениями учащихся о живописи импрессионистов.

Последним этапом проекта стал интерактивный урок под названием “The Masterpieces of the Hermitage”, на котором были широко использованы методы интерактивного обучения и инновационные мультимедийные технологии. 

Урок начался с просмотра и обсуждения фильмов. Далее были проведены викторины на тему истории создания Эрмитажа и его коллекций,  особенностей стилей и жанров живописи, творчества западноевропейских художников.

Так участникам проекта было предложено воссоздать архитектурный ансамбль музея, узнать по портретам архитекторов и художников и поделиться своими знаниями о них, определить жанр художественного произведения. Наибольший интерес вызвал конкурс, участвуя в котором нужно было узнать по репродукции картину из коллекции Эрмитажа и объяснить, что на ней не так, как в оригинале (лишний или недостающий предмет, животное, человек).

Картина Анри Матисса «Разговор» стала темой для еще одного творческого конкурса, где учащимся предложили придумать и разыграть диалог двух людей, изображенных на картине. Это задание было одним из самых трудных, так как при выполнении его школьники должны были продемонстрировать не только знание грамматического и лексического материала, пройденного ранее, но и свои коммуникативные навыки, социокультурные компетенции, умения применять полученные знания на практике, артистизм.

На уроке широко использовались технологии обучения в сотрудничестве и технология коммуникативного обучения, игровые и интерактивные технологии. Работа велась в группах, парах и индивидуально. Учитель на уроке выполнял функции организатора процесса взаимодействия учащихся и обеспечивал создание естественной коммуникативной среды.

Таким образом, у школьников появилась возможность не только успешно освоить новый материал и закрепить его на практике, но и получить реальные результаты своей творческой работы: фильмы на английском языке, снятые в Государственном Эрмитаже самими учащимися.  Кроме того, работа в рамках данного проекта помогла идентифицировать социокультурную и коммуникативную компетенции участников, усовершенствовать их коммуникативные навыки, навыки монологической и диалогической речи, повысить мотивацию.

Подобные проекты сегодня – это возможные пути достижения целей, поставленных перед современным учителем иностранного  языка, среди которых формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, детьми старшего и младшего возраста в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности [3]. И хотя некоторые исследователи критикуют интерактивное обучение за отсутствие четкой теоретической концепции и отмечают наличие определенных барьеров, препятствующих их использованию [4], данные методы становятся  неотъемлемой составляющей практики преподавания  иностранных языков. Именно интерактивная  технология вместе с традиционными формами и методами обучения и современными информационными средствами обеспечат эффективное изучение иностранных языков в школе.

                                                  Список литературы

1.      Жук А.И., Кошель Н.Н. Активные методы обученияв системе повышения квалификации педагогов. М.: Аверсэв, 2004.

2.      Grainger T., Pickard A. Drama: Reading, Writing and Talking our Way Forwards, UKLA, 2004.

3.      Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2010.

4.      Бонуэл Ч.К., Сазерленд Т.Е. Непрерывность активного обучения: выбор видов деятельности для активизации учебной работы студентов в аудитории. Пер. с англ. Л.Г.Кирилюк//Университетское образование от эффективного преподавания к эффективному учению. Сб. рефератов статей по  дидактике высшей школы/Белорусский гос.ун-т. Минск, 2001.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»