Практика использования интерактивных образовательных
технологий на уроках английского языка
Иванова Светлана Степановна,
учитель английского языка
ГБОУ СОШ № 254
Кировского района Санкт-Петербурга
Глобальные изменения в социально-экономической политике нашей страны повлекли за собой существенные изменения в различных сферах общественной жизни. Традиционные принципы и цели системы образования сменили новые государственные стандарты. А вслед за этим принципиально изменились цели и требования к условиям реализации основной образовательной программы. Смещение акцентов от традиционного обучения, основной целью которого является передача учащимся как можно больше знаний, к интерактивному и интегрированному обучению, формирующему ключевые компетенции личности, - вот основная тенденция развития российского образования.
В контексте современных преобразований интерактивная технология обучения с использованием новых информационных технологий становится наиболее актуальной. Именно эта технология помогает достичь поставленные перед нами цели: успешное овладение материалом, формирование навыков применять данный материал на практике и, конечно, формирование социальной, социокультурной и коммуникативной компетенций учащихся.
Суть данной технологии обучения, в отличие от традиционных (репродуктивных) технологий, заключается в том, что образовательный процесс осуществляется в условиях активного взаимодействия всех обучающихся. В педагогике интерактивный метод интерпретируется как один из способов целенаправленного взаимодействия преподавателя и учащихся для решения педагогических и образовательных задач.[1] При этом в рамках данной технологии учитель является организатором, а учащиеся активными участниками.
Итерактивные методики способствуют активизации процесса обучения, повышению мотивации, вовлечению школьников в исследовательскую деятельность и проектную работу, помогают организации естественной коммуникативной среды в учебном процессе. Благодаря применению данной технологии, у учащихся появляется возможность приобрести бесценный опыт самостоятельного получения знаний и применения их на практике, что в дальнейшем способствует их успешному закреплению. Ведь не секрет, что человек лучше и дольше помнит то, что узнал именно в процессе собственной деятельности, до чего дошел самостоятельно.
При использовании технологии интерактивного обучения может использоваться как принцип гетерогенной (разнородной) организации учащихся, при которой сильные ученики помогают слабым, а старшие – младшим, так и гомогенный (однородный), когда участники образовательного процесса делятся по возрасту или уровню знаний, и в соответствие с этим получают различные задания для самостоятельной работы. Именно последний принцип дифференциации учащихся был взят за основу при разработке проекта “A Little House” в начальной школе.
Конечным продуктом данного проекта являлся интерактивный музыкальный спектакль на английском языке ”A Little House”, поставленный учениками четвертого класса для учеников вторых классов. Для второклассников это был обобщающий урок-повторение, а также первый опыт использования английского языка в коммуникативных целях.
Выбор сюжета известной сказки был обусловлен языковым материалом, изученным учащимися вторых классов за первые пол года обучения. Четвероклассники готовили не только представление, но и шили костюмы, рисовали декорации к спектаклю, украшали класс. Самым трудным для них стали подготовка и проведение конкурсов для малышей. Ведь здесь им пришлось проявить не только свои творческие и артистические способности, но и коммуникативные навыки, организаторские способности, умение правильно и быстро реагировать на иностранную речь. Они были вовлечены в такую коммуникативную ситуацию, где единственным возможным способом взаимодействия и общения стал английский язык.
Герои музыкальной сказки проводили различные конкурсы, которые представляли собой выполнение грамматических заданий, общение в диалоге на заданную тему, чтение стихов, интерактивное исполнение песен. При этом ученики четвертого класса с более высоким уровнем английского языка вели конкурсы самостоятельно, в то время как слабые делали то же самое в парах, что помогло им чувствовать себя более уверенно. Этот принцип деления учащихся помог им успешно выполнить поставленные задачи, так как в процессе представления у четвероклассников была возможность поддерживать друг друга. Учитель во время урока выступал организатором активного взаимодействия школьников разных возрастов и уровней владения иностранным языком. Основная его цель была заранее подготовить учеников вторых и четвертых классов к подобного рода взаимодействию (подготовка музыкального интерактивного представления с учащимися четвертых классов, с тщательный подбор языкового материала и музыкального оформления для спектакля).
Данный урок способствовал актуализации и проверке знаний учащихся вторых классов в игровой форме дружеского диалога. Это позволило не только оценить уровень знаний второклассников, но и сфокусировать свое внимание на формировании их коммуникативных компетенций.
Кроме того, во время выполнения интерактивных заданий у учащихся появилась возможность самим оценить соответствуют ли их знания предъявляемым требованиям, ощутить на практике важность полученных знаний, выяснить свои ошибки, получить положительный опыт общения на английском языке в неформальном контексте интерактивного музыкального представления.
Метод драматизации, который был использован в проекте “A Little House” не случаен. Он является одним из ведущих в интерактивных технологиях обучения. Этот метод сейчас очень популярен в Великобритании, где его используют не только на уроках гуманитарного цикла (английский язык, литература, история и др.), но и в преподавании математики и природоведения, особенно в младшей школе. Этот метод дает возможность интенсифицировать процесс обучения посредством актуализации материала изучаемого на уроках. Например, на уроках природоведения школьники, изображая насекомых и птиц, которых они изучают, пытаются идентифицировать себя с ними, взглянуть на мир их глазами, решить насущные проблемы насекомых и птиц [2]. Это также один из видов процесса интерактивного обучения, в результате которого школьники получают не только знания, но и опыт их применения на практике. Такие знания, как правило, не забываются.
На уроках английского языка и во внеклассной работе мы также применяем этот метод. Особенно он эффективен в младшей и средней школе. В начальной школе традиционна драматизация ситуативных диалогов и небольших литературных произведений английских и американских писателей. Например, динамический перерыв может быть наполнен не только выполнением физических упражнений, но и интерактивным исполнением небольших поэтических произведений Майкла Розена или Доктора Сьюза. Данный материал создает игровую атмосферу оригинальной языковой среды, в которой успешно формируются не только навыки владения иностранным языком, но и основные компетенции школьников. Кроме того, часто используется и метод ролевых игр, который. несомненно, стимулирует рост познавательной активности и способствует приобретению позитивного коммуникативного опыта.
Интерактивная технология обучения и новые компьютерные технологии широко используются нами и в средней школе. Так в шестых классах был проведен проект “The Hermitage Masterpieces”, который был не только интересен ученикам, но и имел общественно-значимый контекст (эстетический, художественный, социальный, нравственный).
На начальном этапе работа велась в тесном взаимодействии с родителями школьников. Им было предложено посетить Государственный Эрмитаж вместе со своими детьми, чтобы познакомиться с коллекциями музея, обсудить то, что понравилось или было интересно, выбрать темы для дальнейших исследований. Таким образом, были намечены три основные маршрута: «Итальянское искусство эпохи Возрождения», «Малые голландцы», «Импрессионисты и постимпрессионисты».
Далее был использован метод учебного турнира, подразумевающий конкуренцию и соревнование. Класс был поделен на три команды, которые на внеклассном занятии познакомились с основными чертами стилей живописи и именами известных художников обозначенных эпох. После этого учащиеся приступили к самостоятельным исследованиям на выбранные темы.
Во время повторного посещения музея с учителями английского языка команды сняли три фильма под названиями: “Some Masterpieces of the Italian Renaissance”, “The Dutch Collection” и ”Charming Impressionists”. Фильмы были созданы в разных жанрах, что было обусловлено содержанием материала. Один фильм представлял собой экскурсию по музею, другой – презентацию на заданную тему, а третий – обмен впечатлениями учащихся о живописи импрессионистов.
Последним этапом проекта стал интерактивный урок под названием “The Masterpieces of the Hermitage”, на котором были широко использованы методы интерактивного обучения и инновационные мультимедийные технологии.
Урок начался с просмотра и обсуждения фильмов. Далее были проведены викторины на тему истории создания Эрмитажа и его коллекций, особенностей стилей и жанров живописи, творчества западноевропейских художников.
Так участникам проекта было предложено воссоздать архитектурный ансамбль музея, узнать по портретам архитекторов и художников и поделиться своими знаниями о них, определить жанр художественного произведения. Наибольший интерес вызвал конкурс, участвуя в котором нужно было узнать по репродукции картину из коллекции Эрмитажа и объяснить, что на ней не так, как в оригинале (лишний или недостающий предмет, животное, человек).
Картина Анри Матисса «Разговор» стала темой для еще одного творческого конкурса, где учащимся предложили придумать и разыграть диалог двух людей, изображенных на картине. Это задание было одним из самых трудных, так как при выполнении его школьники должны были продемонстрировать не только знание грамматического и лексического материала, пройденного ранее, но и свои коммуникативные навыки, социокультурные компетенции, умения применять полученные знания на практике, артистизм.
На уроке широко использовались технологии обучения в сотрудничестве и технология коммуникативного обучения, игровые и интерактивные технологии. Работа велась в группах, парах и индивидуально. Учитель на уроке выполнял функции организатора процесса взаимодействия учащихся и обеспечивал создание естественной коммуникативной среды.
Таким образом, у школьников появилась возможность не только успешно освоить новый материал и закрепить его на практике, но и получить реальные результаты своей творческой работы: фильмы на английском языке, снятые в Государственном Эрмитаже самими учащимися. Кроме того, работа в рамках данного проекта помогла идентифицировать социокультурную и коммуникативную компетенции участников, усовершенствовать их коммуникативные навыки, навыки монологической и диалогической речи, повысить мотивацию.
Подобные проекты сегодня – это возможные пути достижения целей, поставленных перед современным учителем иностранного языка, среди которых формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, детьми старшего и младшего возраста в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности [3]. И хотя некоторые исследователи критикуют интерактивное обучение за отсутствие четкой теоретической концепции и отмечают наличие определенных барьеров, препятствующих их использованию [4], данные методы становятся неотъемлемой составляющей практики преподавания иностранных языков. Именно интерактивная технология вместе с традиционными формами и методами обучения и современными информационными средствами обеспечат эффективное изучение иностранных языков в школе.
Список литературы
1. Жук А.И., Кошель Н.Н. Активные методы обученияв системе повышения квалификации педагогов. М.: Аверсэв, 2004.
2. Grainger T., Pickard A. Drama: Reading, Writing and Talking our Way Forwards, UKLA, 2004.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2010.
4. Бонуэл Ч.К., Сазерленд Т.Е. Непрерывность активного обучения: выбор видов деятельности для активизации учебной работы студентов в аудитории. Пер. с англ. Л.Г.Кирилюк//Университетское образование от эффективного преподавания к эффективному учению. Сб. рефератов статей по дидактике высшей школы/Белорусский гос.ун-т. Минск, 2001.