Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Формирование навыков чтения на уроках английского языка

 
Зарипова Наталья Салимзяновна,
преподаватель английского языка СПб СВУ
 
Иноязычное образование в современной школе реализуется посредством четырех аспектов: познавательного, развивающего, воспитательного и учебного. При одинаковой важности и тесной взаимосвязи всех четырех аспектов цель обучения иностранному языку, в общем, сводится к обучению следующим практическим умениям: говорение, письмо, чтение и аудирование. Иными словами, учебный аспект иноязычного образования составляет «овладение умениями говорить, аудировать, читать и писать как средствами общения.»[1] Что касается предметной стороны обучения иностранному языку, она «отражает типичные для учащихся сферы общения: бытовую, социально-культурную, учебную и профессиональную».[2] При выборе тематики и коммуникативных ситуаций используются два принципа – традиционный и антропологический, причем последний является более перспективным, поскольку предлагает выбор тем с ориентацией на учащегося. То есть здесь учитываются интересы и потребности учащегося, а также конструируются такие условия использования иностранного языка, которые максимально приближены к реальным. Важным при этом является то, что ориентация на интересы учащегося способствует повышению его мотивации в изучении иностранного языка. Поскольку «целью обучения иностранного языка является формирование у учащегося способности использовать изучаемый язык как инструмент реального общения в диалоге культур современного поликультурного общественного пространства»[3], то тексты, используемые в ходе учебного процесса, должны быть аутентичными. Существуют разные виды текстов и приемы работы с ними, но на современном уроке иностранного языка все большую популярность и значимость приобретают активные методы обучения при формировании навыков чтения. В отличие от традиционных, эти методические приемы облегчают работу с тестом, делают учебный процесс более интересным и повышают мотивацию учащихся в изучении иностранного языка в целом. При большом разнообразии таких методических приемов одними из наиболее эффективных являются следующие приемы в рамках технологии развития критического мышления:
- FISHBONE (рыбий скелет). Суть данного приема сводится к установлению причинно-следственных связей между объектом анализа и факторами, влияющими на ситуацию. При работе с текстом, в котором представлена определенная проблема, аргументы и причины представлены в виде схемы, напоминающей рыбий скелет. Такая схема позволяет выделить основные моменты поставленной проблемы и представить пути ее решения. Например, в программе 9 класса (учебник «Английский в фокусе») вниманию учащихся предлагается текст «Where are the robots?», в котором обсуждается проблема ограниченного присутствия роботов или роботоподобных устройств, помогающих человеку по домашнему хозяйству, и отсутствия человекоподобных роботов в современном обществе. Учащимся предлагается прочитать текст на стр.58-58 учебника и проанализировать представленную информацию в виде схемы (см. рис.1 в приложении). В части рыбьей головы сформулирована проблема: «Where are the robots?» Далее учащиеся заполняют схему об использовании роботов в домашнем хозяйстве: predicted by science fiction, used for vacuuming and mowing, will be used for cooking/ironing etc. Следующим этапом является заполнение нижней части схемы: creating human-like companions, mobility (ASIMO robot) and appearance (Frubber skin), intelligence/power of reasoning and figurative speech. В конце схемы на месте предполагаемого рыбьего хвоста учащиеся самостоятельно формулируют возможное решение представленной проблемы. Завершает работу с текстом обсуждение и подведение итогов по данной проблеме. В зависимости от уровня учащихся работа ведется самостоятельно или с помощью учителя, в форме фронтальной работы или в виде парной или групповой работы;
- INSERT (название данного приема представляет собой аббревиатуру: I – innovative, N – noting, S – system for, E – effective, R – reading and T – thinking). Как видно из названия приема, он предназначен для эффективного чтения и дальнейшего осмысления прочитанного текста. В рамках этого приема учащиеся читают текст и заполняют таблицу из четырех колонок, отмеченных следующими символами: v (здесь учащиеся записывают то, что они уже знали до чтения текста), + (в этой колонке они записывают новую информацию), - (данная часть таблицы предназначена для противоречий, которые идут вразрез со знаниями учащихся), ? (эти моменты являются для них непонятными и требуют разъяснения). Учащиеся 7 класса работают с текстом “The national sport of England” на стр.71 учебника «Английский в фокусе» (см. рис.2 в приложении) и записывают фразы из текста в соответствующие колонки таблицы. Затем происходит чтение вслух заполненных таблиц, после чего учащиеся читают текст заново и осмысливают содержащуюся в нем информацию. На данном этапе возможна редакция таблицы: некоторые фразы исчезнут, перейдут в другую часть таблицы или появятся новые. В завершение работы над текстом, проводится рефлексия, во время которой происходит обсуждение изученного материала и его анализ. Данный методический прием помогает более глубокому и эффективному освоению новых знаний учащимися, при этом можно сократить количество колонок в таблице и тезисы проговаривать устно. Сначала учащиеся могут выписывать тезисы из текста, но при более уверенном овладении данным приемом многие из них сокращают или передают своими словами фразы из текста;
- СИНКВЕЙН (составление стихотворения из пяти строк). Данный методический прием позволяет не только развивать навыки чтения и письма на иностранном языке, но и умения анализировать пройденный материал, делать выводы и передавать информацию в сжатом виде, при этом пользуясь определенной поэтической формой. Правила составления синквейна следующие: 1 строка – существительное (тема синквейна), 2 строка – два прилагательных (описывают тему), 3 строка – три глагола (описывают действия, связанные с темой синквейна), 4 строка – фраза (показывает отношение к теме синквейна), 5 строка – существительное (представляет собой резюме темы синквейна и/или является синонимом существительного в первой строке). Написание синквейна помогает учащимся развивать навыка анализа и синтеза изученного материала. Так как написание синквейна представляет собой творческое задание, это разнообразит и делает более увлекательным учебный процесс. Синквейн можно также использовать в конце пройденной темы для подведения итогов и рефлексии, чтобы понять степень освоения изученного материала учащимися. На рис. 3 приложения представлен синквейн, составленный учащимися 6 класса по тексту об А.С.Пушкине на стр.9 раздела Spotlight on Russia учебника «Английский в фокусе».
В заключение хотелось бы отметить, что вышеприведенные методические приемы позволяют не только развивать навыки чтения на иностранном языке, но формировать личностные и метапредметные УУД в формате ФГОС, например: проявлять интерес к учебной теме и творчество при выполнении задания, анализировать и обобщать информацию, переводить ее в разные формы предъявления и предъявлять ее в различных языковых формах, а также работать в парах/группах и участвовать в диалоге, корректно отстаивая свое мнение. Не менее важным является то, что использование этих педагогических приемов при формировании навыков чтения способствует развитию мотивации и заинтересованности учащихся в рамках учебного процесса.
 
Литература:
Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка, Москва «Глосса пресс» Ростов-на-Дону «Феникс» 2010
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам, Москва «Аркти» 2003
Ваулина Ю.Е. и др. Английский в фокусе. Английский язык 6 класс (учебник), Москва «Просвещение» 2013
Ваулина Ю.Е. и др. Английский в фокусе. Английский язык 7 класс (учебник), Москва «Просвещение» 2013
Ваулина Ю.Е. и др. Английский в фокусе. Английский язык 9 класс (учебник), Москва «Просвещение» 2015
http://pedsovet.su/metodika/priemy/5714
http://pedsovet.su/metodika/priemy/6007
http://pedsovet.su/publ/42-1-0-5767
 
[1] Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка, Москва «Глосса пресс» Ростов-на-Дону «Феникс» 2010. Стр.9
[2] Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам, Москва «Аркти» 2003. Стр.86
[3] Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам, Москва «Аркти» 2003. Стр.90

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»