Использование игровых технологий как средство развития
познавательных и коммуникативных навыков обучающихся
познавательных и коммуникативных навыков обучающихся
Тихомирова Екатерина Юрьевна,
учитель английского языка,
педагог-организатор ГБОУ школы №217
учитель английского языка,
педагог-организатор ГБОУ школы №217
В реалиях сегодняшнего дня школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы не только развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, но и внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям. Другими словами, школа чрезвычайно заинтересована в знаниях об особенностях психического развития обучающихся,а также о том,как повысить мотивацию к обучению и сформировать важнейшие компетенции у обучающихся.Одной из важных технологий,которая удовлетворяет всем указанным выше требованиям,является игровая технология.Примечательно,что данные технологии известны человечеству еще с давних времен,но они не утратили своей значимости и важности в процессе обучения и воспитания и поныне.
Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Так,например,в древних Афинах дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь, и оттачивая свои лучшие качества. В средние века в школах среди методов обучения также популярны были состязания школьников, в частности, в риторике.
Игра очень многогранна, так как она развивает, воспитывает, социализирует, развлекает обучающихся. Однако, исторически одна из первых и основных её задач – обучение. Безусловно, наиболее важной целью игры, является то, что она выступает как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Игра – это искусственно создаваемое жизненная или проблемная ситуация, которую мы воспроизводим тем самым, перенося реальную жизненную проблему в игровую деятельность. По мнению психологов - игра, на сегодняшний день, является одним из главнейших средств развития коммуникативных способностей.(1)
Игра представляет собой важный стимул в обучении. Использование игровых технологий позволяет быстро возбуждать познавательный интерес,это происходит из-за того,что человеку по своей природе нравится играть. В процессе игры ребёнку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно.
Важно также отметить,что в ходе игры у обучающихся активизируются внимание, воображение, память, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. Игра позволяет вовлечь каждого в активную работу, в ней реализуется интерес к перевоплощению и импровизациям, создаются особые условия, при которых обучающиеся могут осуществлять самостоятельный поиск знаний. Игровые моменты и игры активизируют стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создают условия равенства в речевом партнерстве. (2)
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. (1)
По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:
1. Обучающие, треннинговые, контролирующие, обобщающие.
2. Познавательные, воспитательные, развивающие.
3. Репродуктивные, продуктивные, творческие.
4. Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психологические и др.
Кроме представленной классификации, существуют и другие основания для нее, например:
По характеру игровой методики игры бывают:
1. Предметные.
2. Сюжетные.
3. Ролевые.
4. Деловые.
5. Имитационные.
6. Игры – драматизации.
И, наконец, специфику игровой технологии в значимой степени определяет среда: различают игры с предметами, и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, и с ТСО, а так же с различными средствами передвижения. Но в первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на следующие группы: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые и социально-психологические.(1)
При правильном подборе и организации игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации обучающихся. Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе.
Источники:
1.http://pandia.ru/text/78/281/15336.php
2.http://www.pomochnik- vsem.ru/load/publikacii_pedagogov/nachalnye_klassy/igrovye_tekhnologii_kak_sredstvo_razvitija_kommunikativnykh_universalnykh_uchebnykh_dejstvij/38-1-0-3023
3.Кларин М.В. Игра в учебном процессе. // Сов. Пед., 1985, № 6 — с.57 - 61.
Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Так,например,в древних Афинах дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь, и оттачивая свои лучшие качества. В средние века в школах среди методов обучения также популярны были состязания школьников, в частности, в риторике.
Игра очень многогранна, так как она развивает, воспитывает, социализирует, развлекает обучающихся. Однако, исторически одна из первых и основных её задач – обучение. Безусловно, наиболее важной целью игры, является то, что она выступает как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Игра – это искусственно создаваемое жизненная или проблемная ситуация, которую мы воспроизводим тем самым, перенося реальную жизненную проблему в игровую деятельность. По мнению психологов - игра, на сегодняшний день, является одним из главнейших средств развития коммуникативных способностей.(1)
Игра представляет собой важный стимул в обучении. Использование игровых технологий позволяет быстро возбуждать познавательный интерес,это происходит из-за того,что человеку по своей природе нравится играть. В процессе игры ребёнку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно.
Важно также отметить,что в ходе игры у обучающихся активизируются внимание, воображение, память, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. Игра позволяет вовлечь каждого в активную работу, в ней реализуется интерес к перевоплощению и импровизациям, создаются особые условия, при которых обучающиеся могут осуществлять самостоятельный поиск знаний. Игровые моменты и игры активизируют стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создают условия равенства в речевом партнерстве. (2)
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. (1)
По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:
1. Обучающие, треннинговые, контролирующие, обобщающие.
2. Познавательные, воспитательные, развивающие.
3. Репродуктивные, продуктивные, творческие.
4. Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психологические и др.
Кроме представленной классификации, существуют и другие основания для нее, например:
По характеру игровой методики игры бывают:
1. Предметные.
2. Сюжетные.
3. Ролевые.
4. Деловые.
5. Имитационные.
6. Игры – драматизации.
И, наконец, специфику игровой технологии в значимой степени определяет среда: различают игры с предметами, и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, и с ТСО, а так же с различными средствами передвижения. Но в первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на следующие группы: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые и социально-психологические.(1)
При правильном подборе и организации игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации обучающихся. Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе.
Источники:
1.http://pandia.ru/text/78/281/15336.php
2.http://www.pomochnik- vsem.ru/load/publikacii_pedagogov/nachalnye_klassy/igrovye_tekhnologii_kak_sredstvo_razvitija_kommunikativnykh_universalnykh_uchebnykh_dejstvij/38-1-0-3023
3.Кларин М.В. Игра в учебном процессе. // Сов. Пед., 1985, № 6 — с.57 - 61.