Подготовка к ОГЭ на уроках английского языка
Звонцова Валерия Николаевна
В наше время многие пишут о подготовке к экзаменам, выпускается бесчисленное множество различных методических пособий и тестов, готовящих к успешной сдаче. Хочу поделиться своими мыслями об их использовании и работе с ними на уроках, об их практическом применении. Не буду говорить о конкретных изданиях и авторах из этических и рекламных соображений, обо всем в общем и целом на основе опыта собственных уроков.Первое задание на экзамене – прочитать отрывок текста за определенное время, 2 минуты и дается 1,5 минуты на подготовку.
Учащиеся в основном успевают текст прочитать за данное время, сложность для них состоит в неправильном чтении отдельных слов, несоблюдении интонации и пауз, большинство читают как роботы монотонно, не понижая и не повышая голос. Хочу сказать большое спасибо тем авторам, которые включили в свои пособия аудио отрывков, начитанные носителями языка. Те учащиеся, которые не много времени посвящали развитию и закреплению навыков чтения, могут в ускоренном темпе наверстать упущенное. Конечно это не сравнится с плановой подготовкой в школе, когда в течение нескольких лет закрепляются эти навыки различными способами – прослушиваются аудио, начитываются бесчисленные лексические единицы и тексты, проводятся контроли по чтению и разбираются сложные для чтения слова.
Второе задание – ответить на 6 вопросов телефонного опроса. На каждый ответ дается 40 секунд. Учащиеся хуже справляются с этим заданием. Им сложно перевести вопрос, понять его смысл, сформулировать ответ даже по-русски и успеть все это сделать вовремя. Авторы пособий дают набор из 6 вопросов, записанных с паузами для ответа и учащиеся могут потренироваться отвечать на время. Работа учителя состоит в том, чтобы заранее готовить их к этому простому заданию для начала без привязки ко времени. На мой взгляд надо расширять межпредметные связи, кругозор учащихся, а это значит, что изучая определенную тему надо не только проходить лексику и выражения по теме, а углублять программу, готовя их к ответу на вопросы – какой твой любимый автор, какие книги ты читаешь, какие театры есть в твоем городе, как ты проводишь каникулы и т.д. Любые вопросы представляют для них сложность, так как книг они почти не читают, только по предмету, в театр они не ходят, только может быть с классом раз в год, много времени проводят в интернете. Для решения этих сложностей надо, как мне кажется, больше давать проектных работ по теме, потому что только так они сами, исследуя и изучая материал смогут его обобщить и запомнить. Например, можно дать учащимся задание составить презентацию или доклад на интересную тему. Надо учить их слушать друг друга, составлять диалоги, учить их задавать вопросы и отвечать на них.
Третье задание – составить связное монологическое высказывание по заданной теме, используя пункты плана в качестве опоры. Пособия предлагают обучающимся только текст заданий, не давая примерный образец, который можно использовать в качестве подготовки к экзамену. Задача учителя на уроке дать этот образец, научить построению высказывания по теме. Должны быть выстроены подготовительные этапы, проведена дополнительная работа. На основании уровня знаний своих учеников я предлагаю им следующий план подготовки:
- Выучить лексику и лексические выражения по теме
- Прочитать текст (по теме), выделить ключевые моменты, научиться сокращать его, оставив необходимую информацию
- Ответить на вопросы к тексту, задать свои
- Дать задание, приближенное к экзаменационному и план подготовки ответа. Разобрать вместе это задание, и оставить учащихся самостоятельно выполнять следующее.
- Если необходимо, можно добавить упражнения для работы с текстом и запоминания лексики и выражений по теме, а именно: подставить пропущенное слово, выбрать нужный вариант, найти синоним или антоним и т.д.