Формирование творческих способностей на уроках английского языка
Соловьева Татьяна Владимировна,
учитель английского языка
ГБОУ СОШ № 653 с углубленным изучением
хинди и английского языков
Калининского района Санкт-Петербурга
имени Рабиндраната Тагора
учитель английского языка
ГБОУ СОШ № 653 с углубленным изучением
хинди и английского языков
Калининского района Санкт-Петербурга
имени Рабиндраната Тагора
- Введение
- Основная часть
Глава 2. Обучение грамматике
Глава 3. Обучение говорению
Глава 4. Развитие навыков диалогической речи
Глава 5. Развитие навыков письменной речи
- Заключение
- Список литературы
- Приложение
Цели: Развитие навыков языкового общения учащихся и раскрытие их индивидуальных творческих способностей посредством ролевых игр и проектных методик.
Задачи: Стимулировать интересы учащихся через творческие задачи, требующие работы воображения: « Скажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я научусь».Введение У каждого учителя за годы работы накопилось множество приёмов, которые делают урок не только интересным, но и насыщенным, чётким, обучающим. Так начинается и постоянно пополняется методическая копилка, а время убирает лишнее, оставляя только то, что необходимо. В данной работе хочется обобщить свой опыт и поделиться некоторыми методами и приёмами по развитию творческих способностей учащихся на уроках английского языка.
Актуальность темы заключается в том, что востребованность иностранного языка, как языка общения, очевидна, а это увеличивает необходимость совершенствования методов обучения.
Овладение иностранным языком на коммуникативном уровне – это осмысление всех этапов процесса обучения. Осмысленное овладение основами иностранного языка (а не только зубрёжка по образцу) является основным лейтмотивом формирования неподготовленной речи.
Целью моей методической работы является «Развитие навыков языкового общения учащихся и раскрытие их индивидуальных творческих способностей посредством ролевых игр и проектных методик».
Для достижения вышепоставленной цели, я в своей работе отдаю предпочтение именно этим методам, которые помогают мне в развитии любого вида речевой деятельности, и я считаю, что именно эти методы являются самыми креативными. Мы все знаем, что одной из основных и, наверное, самой сложной задачей в школе является развитие творческих способностей. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, стремление развивать эти качества и движет нами при работе с детьми.
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы ( технологию). Разработка должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Эпиграфом к проектному обучению может служить следующая китайская пословица:
« Скажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня - и я научусь».
Это созвучно с принципами современной прогрессивной школы:
- Стимулировать интересы учащихся через творческие задачи, требующие работы воображения;
- Учащиеся должны уметь применять и интерпретировать ( т.е. толковать) информацию, а не просто заучивать ее.
Следует помнить:
Чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями.
К ним можно отнести умение работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным материалом. В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Во время работы над проектом строятся новые отношения учителя и учащегося. Работа над проектом помогает детям проявить себя совершенно неожиданно. Метод проектов – это технология, относящаяся к технологиям 21 века. Многое в проектах идет от мечты, от фантазии.
Проекты могут быть разнообразны по форме, например: видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми, создание постера, брошюры – путеводителя для туристов. Опыт работы показывает, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен. Использование метода проектов очень помогает в работе по формированию лексических и грамматических навыков, по развитию навыков диалогической и письменной речи…
II. Основная часть.
Глава 1. Работа с лексикой
Работа по формированию лексических навыков включает в себя несколько этапов.
Остановимся на некоторых из них:
а) некоторые учителя для запоминания английских слов на начальном этапе обучения предлагают рифмовки, в которых «пересекаются» русские и английские слова;
б) кроме работы над каждым отдельным словом, работа с лексикой должна содержать упражнения по включению этих слов во фразовые и сверхфразовые единства. Очень хорошо «прижилось» на уроках в начальной школе такое задание: составь загадку в рисунке, причём загадки могут быть самыми простыми, в зависимости от возрастной группы. ( Приложение 1.)
Для учащихся средней школы можно предложить такие темы проектов, как:
- составьте план работы нового клуба или развлекательного учреждения в вашем районе или городе. Выберите председателя собрания и докладчика, который огласил бы повестку дня, включающую:
- the theme, if any, location
- the type of music you want
- the opening hours
- the age limit & other rules
- the cost of entry
(принести всё необходимое – цветные карандаши, рисунки, вырезки для создания интересного, яркого постера).(Приложение2.)
- Счастливы ли вы в школе?
- the school of the future
Задания: Describe the school (a picture is needed)
Make a time- table, the size of classes,
Speak about your homework, the school rules for students & teachers, the choice of subjects, the school uniform, school equipment & facilities.
Обозначить ответственных за подборку, изготовление иллюстрированного материала, текста. ( Приложение 3.)
- Создать город будущего.
План разработки проекта :
- Название и местонахождение города;
- Прошлое нашего города;
- Настоящее города;
- Будущее города.
Проект создавался поэтапно, в нём ярко проявляется творчество ребят: на альбомном листе ребята рисовали свой город, находящийся на нашей планете, но невидимый другим. Они придумывали форму города, располагали городские объекты.
(Приложение 4.)
Так, я пробовала провести зачет на основе методики проекта в седьмом классе. На задний план была отодвинута привычная для нас форма зачета – монолог. « My Country» была взята темой зачета.
- Fact file:
Nationalities
Languages
Cities: capital
the largest city
the second largest city
Climate
Scenery
- Wild life:
- Choose an animal or a bird & say where it lives, if it is an endangered species.
- Sport:
- who are the popular sporting people at the moment?
- what are the important sports events in your country? When do they take place in the year?
- what are the largest stadiums in your country?
- Famous people:
- Places to visit:
- why are they good places to visit?
В 10 классе предлагалась тема – « Чудеса света» - в виде видео - ролика, брошюры: путеводитель для туристов, проспекты, фото, картинки, рисунки ( каждый отвечает за свой фронт работы).
(Приложение 7.)
Глава 2. Обучение грамматике.
Для учащихся начальных классов все грамматические формы, по сути своей, абстрактные понятия. Поэтому на начальном этапе обучения важны игровые формы и приёмы, но обязательно связанные с развитием РМД.
Изучая грамматические структуры на начальном этапе, мы от тренировочных упражнений и упражнений по развитию логического мышления, переходим к творческим заданиям, которые позволяют учащимся использовать полученные знания в ситуативном общении, большое значение уделяем проектам (т.е. переход непосредственно на коммуникативный уровень). Наши контрольные работы, кроме обычного стандартного уровня, также содержат творческие задания. (Приложение 5.)
Другим творческим и одновременно контрольным заданием является грамматическое сочинение – самопрезентация «About myself» по следующему плану:
1) моё прошлое
(4-5 предложений, среди которых должны быть как утвердительные, так и отрицательные и вопросительные предложения, причём как в Past Simple, так и в Past Perfect;
2) каков я сегодня (что я люблю, что нет, моё хобби и т.п.)
(5-6 предложений в Present Simple);
3) мои результаты на сегодняшний день (т.е. чего я достиг)
(2-3 предложения в Present Perfect);
4) мои мечты о будущем
(3-4 предложения с использованием Future Simple, Future Perfect).
(При этом следует иметь в виду, что в случае, если условные предложения уже изучены, целесообразно включить практику их использования при выполнении задания).
Цель данного задания: дать возможность учащимся «прочувствовать» грамматические явления в реальной речи, показать, что грамматика – основа любого высказывания, позволяющая выразить свои мысли наиболее точно.
Фрагмент рабочего урока.
… после проведения подготовительной работы, т.е. накопления определенного лексического материала и повторении уже известных грамматических времен английского глагола учащиеся подходят к выполнению самого задания, т.е. « грамматическое сочинение – самопрезентация», где они могут показать уровень усвоения пройденного материала. Например:
Speak: Talking about an experience in some detail, describing feelings & reactions, giving views about something and reasons why.
The teacher can: 1. ask students to prepare a short talk to give to the class. They should choose one of the two models or join them into one story and write notes.
2. ask two students who have each chosen different models to give their talk to the class, preferably without reading it.
3. if time allows, students can work in groups: each member of the group giving a short talk to the others.
USED TO |
Tell the class about your experience. Use these questions to help you prepare: Where did you use to live? How long had you lived there before you moved? What was it like? What did you like about it? What didn't you like about it?... |
I’d lived in Kiev since I was born and I didn’t want to leave. But my dad, who’s a bank manager, got a new job in St. Petersburg and we had to go. I didn’t want to leave my school friends, especially my best friend. I had known him all my life.
We moved 2 years ago and I didn’t see anyone my own age for a month.
I still miss my old mates. But l think my new friendships will be just as strong as my old ones.
Would I go back to Kiev if I had the chance? That’s a difficult question. If you’d asked me when I first arrived, I would have said: “yes” straight away.
But I think I’d miss my life here now. Today I often dream with my new friends about future. “if I were a millionaire, I would…, “
“If I had been in Cambridge, I would… “
Другая группа могут воспользоваться другой таблицей.
Write a paragraph giving your views.
I prefer living in the country. It’s safer then the city, and the people are friendlier…
TODAY | |
What are the advantages of living in a city? What are the advantages of living in the country? Prepare a few sentences to give your views. Use these notes to help you: | |
I prefer living in the city/in the country. | |
it's … | there is… |
more exciting | nothing to do |
Boring | more traffic |
Safer | there are… |
Quieter | fields and forests |
Friendly | cinemas |
easier to meet your friends… | under - 18s clubs |
( Приложение 6).