Статья на тему:
Пять уровней (блоков) работы на уроке учителя предметника
учитель английского языка, школа 468.
Учителю нужен учитель. Так сказал кто-то очень мудрый, опытный. Мне в свое время повезло с учителем, а вернее, наставником, Яновицкой Е.В. Она была очень интересным, глубоким человеком. Ее педагогический стаж составляет 60 лет! Собираясь с Еленой Васильевной вместе, мы часто обсуждали педагогические проблемы. В этой статье я хочу представить одну из них: пять блоков хорошего урока (как английского языка, так и других предметов).
Первое, в чём надо разобраться, это в понятии термина урок. Школьная практика, с лёгкой руки создателя - Великой Дидактики, смешала воедино два значения распространённого слова - урок. Первое значение в смысле «это тебе урок на будущее», вероятно, существовало давно. А значение, как академический час в 45 минут в отличие от астрономического в 60 минут, стал употребляться в учебном процессе с введением коллективного обучения, с формированием школьных классов, с написанием расписания уроков по годам обучения и по предметам, включённым в программу. По наблюдениям внимательных учителей, а потом, и по медицинским соображениям, обнаруживалось, что внимание обучающихся существ, обременённых сложными движениями растущего, развивающегося организма, не позволяет нервной системе детей и подростков быть напряжёнными, сосредоточенными непрерывно, длительнее этих 45 минут. Иначе, страдает здоровье, а знания – не приобретаются.
Понятие урок, как академическое время, равное 45 минутам, не может являться научной дидактической единицей, т.е. таким термином, в котором можно искать составляющие его величины, да ещё имеющие смыслы плохих или хороших. А методисты, зациклившись на 45 минутном отрезке времени, в течение которого удерживается внимание школьников, решили (почему-то втиснуть в этот промежуток тот, настоящий смысл термина урок, когда приобретаются какие-то знания, опыт, которые могут пригодиться в жизни.
От учителя стало требоваться, чтобы он, не зависимо от сложности изучаемого вопроса, укладывался в эти 45 минут.1 Он обязан проверить ДЗ (и в дневнике может даже написать «не готов к уроку» и под этим двусмысленным утверждением подписаться). Затем объяснить новое. Потом это новое закрепить. Под конец - дать очередное ДЗ. И обязательно, его разъяснить. Вокруг этих, предписанных четырёх, как основных этапов (позиций, ступенек, разделов) урока, можно накрутить дополнительных составляющих сколько угодно – на словах, на бумажном конспекте (они стерпят!). А что будет делать, в действительности, учитель с учениками – это совершенно другой вопрос.
1 Яновицкая Е.В. Большая дидактика и 1000 мелочей. СПб., 2000.
Например, проверка ДЗ. Что, собственно, может проверить учитель, глядя в открытые тетради, бегло проходя между рядами парт, столов? (Или, даже, взяв сделанные записи, рисунки, схемы, для дурной траты личного времени). Кто это ДЗ сделал? Даже, нередко, неизвестно, кто эти записи в тетрадь занёс?! Нередко, более или менее существенная проверка ДЗ вызывает такую бузу, шум, гам, неразбериху, что времени на объяснение и закрепление нового материала не остаётся. Такому учителю ничего другого не остаётся, как заявить учащимся – «Слушать не хотели, вот теперь и учите дома всё сами!» Пишет на доске новое ДЗ. При объяснении и закреплении нового материала, сложность которого невероятно отличается от темы к теме, даже в благополучном классе, за эти формальные кусочки времени ничего толком сделать не успеешь (в смысле для всех учеников класса). Крупной дидактической единицей может считаться ТЕМА, как часть любого курса, любой программы, любого предмета. Она может быть подвергнута такой методической обработке, которая позволит учителю сделать её доступной для усвоения всеми учениками соответствующего года обучения. Каждая тема (в школе – это учебный, т.е. известный, а не научный материал) содержит некоторые общие познавательные возможности. Их можно выделить как пять составляющих из дидактических блоков.
Первый блок – тема эта зачем-то нужна, интересна.
Второй блок – эта тема чем-то принципиальным отличается от других тем, хотя, такого отличия в учебных темах по конкретному предмету не может быть очень много.
Третий блок – усвоение этого, так называемого, базового минимума темы, есть главная забота учителя. Он обязан убедиться, что то, новое, что отличает новый, изучаемый материал от пройденного ранее, оказался доступным всем ученикам его класса. Что, все, применяемые им методы сработали. Тогда он может позволить себе переходить к более сложным и длительным действиям – установлению связей новых знаний, с теми, что уже были получены ранее. Но в этом должны убедиться и сами ученики. Их можно и нужно научить контролировать самих себя.
Четвёртый блок – позволяет обратиться к общей эрудированности учащихся. Прочные знания базового минимума пройденной темы достигаются закреплением, имеющим самые разные формы, связанные с конкретным содержанием изучаемого предмета. На уроке английского языка – это будут одни, а на физкультуре – другие. Но все они могут приобретаться с помощью различных видов повторений (говорили же, повторение – мать учения). Теперь убедились, что чем разнообразнее формы тренировки, тем сильнее эффект закрепления. Эрудированность в предмете есть свободное владение базовыми знаниями до такой степени, что связи между темами легко воспроизводятся не только внутри данного предмета, но и со всеми, ему сопутствующими. На этом пути осуществляется выход в творчество.
Пятый блок – предназначен в каждой теме для того, чтобы убедиться - работа сделана. Её следует оценить. Кратко, все эти дидактические шаги можно перечислить: А) Заинтересовать. Б) Взять главное. В) Проверить самостоятельно свою эрудированность. Г) Оттренировать слабые места. Д) Получить оценку за всё.2 На каждый из этих дидактических шагов может потребоваться, то часть урока, то целый урок, то, даже, несколько уроков. Домашняя работа имеет рекомендательный, а не обязательный характер. Вся учебная, школьная деятельность укладывается в отведённые для этого часы. Остальное время – на хобби. Так успех будет во всём классе!!!
2 Яновицкая Е.В. Как учить и учиться на уроке. М.-СПб., 2009
Список литературы.
- Яновицкая Е.В. Большая дидактика и 1000 мелочей. СПб., 2000.
- Яновицкая Е.В. Как учить и учиться на уроке. М.-СПб., 2009.