Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Высокий балл на ЕГЭ по английскому языку
как гарантия успеха при сдаче FCE?

Халльштайн Анна Викторовна,
к.ф.н. , учитель ГБОУ СОШ №506
         Как известно, достижение уровняВ2 по шкале CEFR (Общеевропейских компетенций владения иностранным языком) по окончании школы является солидным достижением учащихся общеобразовательных школ – как языковых, так и неязыковых. Однако, если ЕГЭ по английскому языку представляет собой экзамен, разработанный специально для выпускников российских школ и ориентированный на соответствие их знаний и приобретенных языковых компетенций общероссийским образовательным стандартам, бессрочный международный диплом FCE (First Certificate in English) выводит юных знатоков английского языка на мировой уровень, подтверждая владение языком на уровне B2 (Upper-Intermediate). Многие выпускники средних общеобразовательных школ и гимназий с углубленным изучением английского языка сдают ЕГЭ по английскому языку и параллельно с этим готовятся к сдаче FCE.  Диплом FCE признается многими работодателями и образовательными учреждениями (курсами, подготовительными колледжами и др.) как подтверждение уровня владения английским языком, позволяющим непринужденно общаться в большинстве ситуаций повседневной жизни и работать в англоязычной среде.  Ввиду того, что формат и содержание ЕГЭ разрабатывались с учетом соответствия международным стандартам, в первую очередь CEFR, предъявляемым к оцениванию языковых компетенций на данном уровне, логично предположить, что успешная сдача ЕГЭ является предпосылкой для подготовки к не менее успешной сдаче FCE.  Однако насколько точным является это предположение? Является ли высокий балл на ЕГЭ по английскому залогом получения высокой оценки при сдаче FCE? На эти вопросы мы постараемся ответить в настоящей статье.
      Для того, чтобы установить соответствие ЕГЭ по английскому языку кембриджскому экзамену FCE, достаточно сравнить их формат и содержание.  Общая продолжительность выполнения экзаменационных заданий составляет 3 часа 15 минут для ЕГЭ и около 3,5 часов для FCE. Каждый экзамен состоит из письменной и устной частей.
      Обратимся к устной части экзаменов, в которой проверяются и оцениваются навыки говорения (и параллельно с этим навыки произношения, а также коммуникативные компетенции). Устная часть ЕГЭ включает в себя 4 задания, и общее время ответа составляет 15 минут. По сравнению с FCE задания устной части ЕГЭ по английскому языку имеют более узконаправленный, специализированный, «школьный» характер. В первом задании проверяются навыки чтения и произношения - экзаменующимся предлагается прочитать небольшой текст вслух. Такого задания в FCE, экзамена, которые могут сдавать не только школьники, но и взрослые люди, нет. Во втором задании устной части ЕГЭ по английскому языку делается акцент на проверку уровня развития грамматических навыков экзаменующегося, в частности, построения вопросов на основе визуальных материалов (предложенной картинки). Третье задание предполагает описание картинки с учетом предложенных опорных пунктов. Четвертое задание снова подразумевает монологическую речь – сравнение двух картинок. Третье и четвертое задания отчасти приближены ко второму заданию устной части FCE, однако в сокращенном виде. Аналитическая и коммуникативная составляющие соответствующего задания FCE, о которых речь пойдет ниже, отсутствуют.
      Устная часть FCE также состоит из 4 частей. Принципиальным отличием устной части FCE от ЕГЭ является одновременное задействование 2 кандидатов в этой части испытания с целью выявления у них способности к интеракции не только с экзаменатором, но и друг с другом, а также умения решать проблемные вопросы и задачи в группе и приходить к общему выводу/умозаключению.  Первое задание устной части FCE представляет собой ряд вопросов, которые задает экзаменатор, и на которые экзаменующиеся отвечают по очереди. Далее экзаменатор уходит на задний план. Во втором задании каждый из экзаменующихся описывает и сравнивает предложенные фотографии в течение минуты, а также отвечает на вопрос, связанный с фотографией их партнера. В третьей части экзаменующиеся начинают работать в паре – им предлагается задание для обсуждения с целью принятия совместного решения, разрешения непростой ситуации и т.д. На данном этапе помимо степени овладения лексическими и грамматическими навыками, необходимыми для уровня В2, выявляются и проверяются такие коммуникативные компетенции, как умение вести диалог, участвовать в беседе, логично представлять свои доводы, а также способность выслушать собеседника, отстоять свою точку зрения, пойти на компромисс. Четвертое задание устной части FCE является логическим продолжением 3 части, так как в ней экзаменующиеся задают друг другу вопросы, тематически связанные с предыдущим заданием, и отвечают на них.
     Анализ заданий устных частей рассматриваемых экзаменов и выводы, сделанные в процессе этого анализа, полностью соответствую целям обоих экзаменов: если ЕГЭ – выпускной экзамен и направлен на выявление и проверку компетенций и навыков, которыми должен обладать школьник по окончании 11 класса, то FCE – экзамен для гораздо более широкой аудитории. FCE проверяет не только владение определенным набором лексических единиц, но и способностью вести диалог, беседу, участвовать в дискуссии. Все эти навыки важны не только во время учебы, но и на работе. Таким образом, можно сделать вывод о том, что FCE несколько более приближен к реальной жизни. В дополнение к вышесказанному хотелось бы отметить, что Кембриджский университет в рамках дифференцированного подхода специально разработал 2 варианта экзаменов FCE – FCE «для всех» и FCE for schools, задания в котором тематически нацелены именно на школьную аудиторию. При этом характер выполняемых заданий в обоих случаях остается единым.
       Далее обратимся к рассмотрению структуры и содержания письменных частей ЕГЭ по английскому языку и FCE. Письменной части ЕГЭ по английскому языку отводится 180 минут, и она включает себя выполнение заданий из разделов «Аудирование» (рекомендуемое время выполнения - 30 минут), «Чтение» (30 минут), «Грамматика и лексика» (40 минут) и «Письмо» (80 минут). Эти разделы письменной части экзамена соответствуют разделам письменной части FCE по содержанию, но не по структуре, так как в FCE части «Чтение» и «Грамматика и лексика» совмещены: «Reading and Use of English» (75 минут), «Writing» (80 минут), «Listening» (40 минут). Раздел «Listening» в структуре FCE по продолжительности длиннее «Аудирования» в формате ЕГЭ на 10 минут. Обращаясь к содержанию каждого из обозначенных разделов, можно выделить следующие различия:
  1. Раздел «Аудирование» в формате ЕГЭ/раздел «Listening» в FCE
     Раздел «Аудирование» в рамках ЕГЭ по английскому языку содержит 9 заданий, к которым относятся: 1. Соотнесение услышанного высказывания с говорящим; 2. Задание верно/неверно (true/false) на основе услышанного диалога; 3-9. Выбор правильного ответа из предложенных вариантов на основе прослушанного дважды интервью.
     Раздел «Listening» в структуре FCE состоит из 4 частей. В первой части экзаменующимся предлагается прослушать 8 различных ситуаций и выбрать правильный ответ (из 3 вариантов) на вопрос к каждой из них. Во второй части необходимо заполнить пропуски в тексте словами или словосочетаниями во время прослушивания записи текста. В третьей части экзаменующиеся прослушивают ряд коротких звуковых отрывков на определенную тему и соотносят высказывания с говорящими (speakers). В четвертой части предлагается прослушать монолог или беседу на определенную тему и ответить на вопросы, подразумевающие выбор правильного варианта ответа из нескольких опций.
      Сравнение структуры и содержания разделов «Аудирование» в формате ЕГЭ и раздела «Listening» в рамках FCE позволяет установить ряд соответствий. Так, например, задание 1 в ЕГЭ соответствует заданию в третьей части FCE, а задания 3-9 соответствуют четвертой части  раздела «Listening». При этом в разделе «Аудирование» отсутствует задание на заполнение пропусков в тексте словами или словосочетаниями во время прослушивания записи текста, по сути являющееся одним из самых сложных в структуре соответствующей части раздела «Listening» FCE, будучи нацеленным на проверку не только навыков аудирования, но и правописания. В связи с этим можно сделать вывод о том, что раздел «Listening» является более комплексным с точки зрения своей структуры и содержания, нежели раздел «Аудирование», представляющий собой в некоторой степени упрощенный и укороченный вариант раздела «Listening» FCE. Это наблюдение подтверждает и общая продолжительность испытаний – раздел «Listening» на 10 минут длиннее раздела «Аудирование».
2. Разделы «Чтение» и «Грамматика и лексика» / «Reading and Use of English»
Как уже отмечалось выше, разделы «Чтение» и «Грамматика и лексика» в рамках ЕГЭ по английскому языку в целом сопоставимы с разделом «Reading and Use of English», по своей общей длительности превосходящим суммарную продолжительность выполнения разделов «Чтение» и «Грамматика и лексика» всего на 5 минут.
Так, в разделе «Чтение» экзаменующимся предлагается:
1. Установить соответствие между текстами и заголовками. В разделе «Reading and Use of English» FCE аналога данному заданию нет.
 2. Прочитать текст и заполнить пропуски частями предложений из предложенного списка. Данное задание напоминает задание части 6 раздела «Reading and Use of English» FCE, однако в англоязычной версии экзамена на подтверждения уровня В2 пропуски заполняются не частями предложений, а целыми абзацами (кусками текста).
3. Прочитать текст и выбрать из нескольких опций правильный вариант ответа на каждый из вопросов к нему. Данное задание является аналогичным заданию пятой части  раздела «Reading and Use of English» FCE.
     В разделе «Грамматика и лексика» экзаменующиеся читают короткие тексты с пропусками слов. С правой стороны от текста, на полях в конце каждой строчки, представлены слова. Задание состоит в том, чтобы преобразовать эти слова так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текстов и вписывались в пропуски. Это задание является аналогичным заданию третьей части (Part 3) в разделе «Reading and Use of English» FCE. И, наконец, следующее задание представляет собой тест с пропусками и вариантами ответов, который ученик выбирает для заполнения этих пропусков. Данное задание полностью соответствует заданию в части 1 раздела «Reading and Use of English» FCE.
       В структуре совмещенного раздела «Reading and Use of English» FCE выделяются 7 частей. Основным отличием от разделов «Чтение» и «Грамматика и лексика» в структуре ЕГЭ является включение таких заданий, как задание части 2 – заполнить пропуски в тексте подходящими по смыслу словами (без вариантов ответа!) и задание части 4 - завершить второе предложение с использованием предложенного слова так, чтобы оно по смыслу не отличалось от первого предложения. Оба задания предполагают автономную работу экзаменующегося, проверяют его не только на знание лексики и грамматики, но и на способность логически, нестандартно мыслить на изучаемом языке. Задание, представленное в 7 части (прочитать разделенную на абзацы (параграфы) статью и на ее основе выявить, в каком из абзацев представлена информация - ответ на тот или иной вопрос по тексту) проверяет экзаменующихся на внимательность, а также на умение быстро извлекать нужную информацию из текстов.
      На основе анализа содержания разделов «Чтение» и «Грамматика и лексика» в структуре ЕГЭ и «Reading and Use of English» в рамках FCE можно сделать вывод о том, что в данном случае русскоязычный вариант экзамена на подтверждение уровня В2 по большей части дублирует англоязычный экзамен FCE. При этом в рамках FCE предлагаются несколько более нестандартные задания, требующие высокого уровня подготовленности учащихся и навыка эффективной работы с текстами на автономном уровне.
  1. Разделы «Письмо» и «Writing»
Раздел «Письмо» в рамках ЕГЭ по английскому языку состоит из 2 частей, на которые в целом отводится 80 минут.  Первое задание заключается в написании письма другу (100-140 слов) на заданную тему, причем в письме необходимо отразить все пункты, представленные в описании задания. Это задание отчасти напоминает задание в первой части раздела «Writing» экзамена FCE. Однако в рамках кембриджского экзамена перед экзаменующимися стоит несколько более сложная задача, а именно написание эссе в 140-190 слов на предложенную тему.  Основное сходство заданий состоит в том, что в эссе, как и в письме, должны освещаться все пункты предложенного в задании плана.
    Второе задание раздела «Письмо» состоит в изложении собственного мнения (написании комментария длиной в 200-250 слов) по конкретной теме. Что касается второй части раздела «Writing», то экзаменующемуся предоставляется выбор из нескольких (как правило трех) вариантов задания: например, отзыв или статья на тему объявления, опубликованного в газете или на сайте, письмо другу по заданной теме и др. Необходимое количество слов в письменной работе как и в первом задании составляет 140-190 слов.
    Таким образом, cтруктура и содержание разделов «Письмо» и «Writing» в целом совпадают. При этом следует отметить, что формат FCE предусматривает возможность самостоятельного выбора второго задания в разделе, что в свою очередь обладает вспомогательной, мотивирующей функцией, помогая экзаменующемуся реализовать свой творческий и лингвистический потенциал в ходе выполнения того задания, которое ему ближе и понятнее.
    Сопоставительный анализ формата и содержания экзаменационных материалов в рамках ЕГЭ по английскому языку и First Certificate in Advanced English позволяет сделать вывод о том, что ЕГЭ по английскому языку во многом дублирует FCE, при этом являясь его упрощенным вариантом, адаптированным к школьной среде и образовательным стандартам, принятым в нашей стране. По этой причине вне зависимости от результата на ЕГЭ по английскому языку учащемуся понадобится дополнительная подготовка для успешной сдачи FCE. Экзамен FCE является экзаменом более широкого плана в силу своего международного статуса и мировой известности не только в сфере образования, но и сфере трудоустройства. По этой причине ряд заданий, включенных в формат FCE, направлены на проверку не только сугубо академического, но и творческого потенциала экзаменующихся, их способности решать нестандартные задачи. Над этим и необходимо поработать всем тем, кто собирается сдавать FCE как одновременно с ЕГЭ, так и независимо от сдачи ЕГЭ.
    Учитывая тот факт, что структура и содержание ЕГЭ по английскому языку полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к устным и письменным испытаниям уровня В2 по шкале Общеевропейских компетенций владения иностранным языком, для учащихся школ, желающих сдавать FCE, сдача ЕГЭ по английскому языку является возможностью проверить  уровень их общей подготовленности к сдаче экзамена уровня В2. Успешная сдача Единого Государственного Экзамена по английскому языку представляет собой солидную базу для дальнейшей подготовки к FCE, которая по сути может проходить параллельно с подготовкой к ЕГЭ.
 
     Источники:
  1. http://www.ege.edu.ru/common/upload/docs/2017/in.yaz_.zip
  2. http://www.cambridgeenglish.org/exams/first/

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»