Современный урок английского языка:
формирование положительной мотивации
(из опыта работы)
Шорохова Наталья Максимовна,
учитель английского языка ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга
учитель английского языка ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга
Каждый учитель, придя в школу, ставит перед собой определенную цель – научить. А научить – это дать учащемуся умения и навыки. Но мне кажется, что этого мало. Поэтому свое педагогическое кредо я сформировала с первых дней своей деятельности в школе. А именно – необходимость воспитать у учащегося потребность, мотив, положительное отношение к получению этих самых знаний, умений и навыков. Ни для кого не секрет, что в современных условиях сделать это сложно. История педагогики помнит те времена, когда на средней, а тем более старшей ступени продолжали учиться дети, так или иначе заинтересованные в завершении образования. Теперь, когда учиться должны все (и незаинтересованные тоже, по крайней мере, на средней ступени!), первостепенной задачей педагога должна быть – не только дать знания, но и воспитать тягу к ним, сформировать положительную мотивацию к их пополнению самим учащимся. Тем более это важно на современном этапе, когда уровень жизни далеко не всегда определяется уровнем образования.
В общеобразовательную программу школы всегда входило изучение одного иностранного языка. Однако, еще совсем недавно, несмотря на прохождение полного курса обучения иностранному языку в школе, а потом даже в институте или университете, люди, попав за границу, испытывали затруднения в общении. Почему? Потому что не было той самой потребности в изучении иностранного языка, не было мотивации. Теперь времена изменились. Учащиеся вполне осознают, что знание иностранного языка, а лучше двух, расширяют перед ним возможности в получении желаемого образования и достойной работы, а значит и заработка. Возможность бывать за границей также дает осознание необходимости овладения иностранным языком, в данном случае английским, как языком международного общения. Тем не менее, одно дело видеть действительность и понимать необходимость, другое – заставить себя получить эти знания и применить их на деле. Вот здесь мне кажется и должен помочь учитель. Учитель должен уметь построить каждый урок так, чтобы у учащего на уровне подсознания появлялась положительная мотивация к получению знаний и навыков.
На уроках перед собой я стараюсь поставить всегда несколько целей, основными из которых я считаю познавательную, развивающую, воспитательную и, конечно, учебную. Но самая главная – мотивационная, подчиняющая себе все остальные. Все эти цели должны органично сосуществовать.
Что я делаю для того, чтобы пробудить в ученике желание познавать что-то новое? Современные дети стали рассматривать любой предмет, а отсюда и любого рода знания с точки зрения выгоды, задавая себе вопрос «А зачем мне это надо?». Вот этим и должен, по-моему, пользоваться учитель. В любой теме учитель в первую очередь должен найти для учащегося выгоду её изучения. К примеру, какую можно найти выгоду в теме урока «Здоровый образ жизни»? Учащиеся знают и без нас, что такое быть здоровым и что для этого нужно делать, а также чего делать не рекомендуется. Однако, можно исподволь подвести учащихся к выводу, зачем все это им нужно. Достаточно задать наводящие вопросы. Что интересного происходит у вас в жизни? Что интересного происходит в кругу ваших друзей? Чего бы вы хотели добиться в будущем? Какой бы вы хотели видеть свою семью? А после того, как вы получите ответы на все эти вопросы, задать свой вопрос. Возможно ли все это, если человек болен? Конечно же нет. Современный ученик благодаря средствам массовой информации и условиям развития нашего общества ориентирован на успешное, благополучное будущее. Таким образом, на уроке учащийся приходит к выводу, что вести здоровый образ жизни выгодно. В результате появляется положительная мотивация в изучении этой темы.
Немаловажным в ходе урока я считаю развивающий аспект. Существуют общепринятые компоненты развития навыков и умений. Это развитие языковых способностей, культуры речевого общения, общеучебных умений, устойчивого интереса к изучению иностранного языка, развитие интеллектуальных процессов, традиционных свойств личности. Я бы хотела обратить внимание на развитие других, с моей точки зрения, важных на современном этапе развития нашего общества умений. Например, умение убедительно излагать свои мысли и идеи, развивать у учащихся уверенность в себе, умение проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях, умение презентовать свои навыки с лучшей стороны, умение психологически воздействовать на собеседника, а именно: правильное использование мимики и жестов в процессе говорения, интонационное воздействие речи, взгляд и т.д. С моей точки зрения, не надо бояться развивать у детей здоровые амбиции. Все это – необходимые составные успешного в будущем общения. Детям это нравится, так как они представляют себя взрослыми людьми, причем людьми успешными, умеющими достигать в своей жизни поставленных целей. Всего этого можно добиться путем использования ролевых игр. Они создают мощный мотив к иноязычному диалогическому общению. Кроме того, в ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность. Активно пользуясь опытом проведения ролевых игр профессора Г.А. Китайгородской, я стараюсь мотивировать учащихся на успешное практическое применение коммуникативных навыков в будущей жизни. Приведу небольшой пример на основе проведенного открытого урока в рамках нашего с вами конкурса. В речевой материал моего урока входила лексика по теме «Еда». Учебником предлагается как вариант закрепления лексического материала создание искусственной ситуации. В данном случае предлагается ролевая игра по теме «В ресторане». Я решила изменить задачу, поставленную перед учителем, и предложила учащимся представить себя администрацией ресторана и провести презентацию-рекламу данного заведения. Согласитесь, для детей приятнее и интереснее представить себя в качестве управляющего или менеджера, нежели просто посетителя ресторана. Перед учащимися ставилась задача не только презентовать меню и принцип работы ресторана, а также не забывать, что они являются лицом фирмы и очень много зависит от того, как они говорят и что они говорят, от правильного определения целевой группы потребителя, от того, какое название они дадут своему заведению и даже от слогана. Детям хочется заглянуть в будущее и им нравится, что перед ними ставятся взрослые задачи. Все это очень хорошо вуалирует учебный характер игры.
Хочу отметить, что да, действительно сейчас очень важно развивать в детях стремление к успеху, но нельзя также забывать, что мы должны вырастить не только успешных в будущем молодых людей, но также любящих свое Отечество граждан. И здесь непереоценима роль воспитательного аспекта. К сожалению, именно ему уделяется мало внимания на уроках. Я считаю это неприемлемым. Реформы в экономике, в системе образования уводят нас от воспитания гармонично развитой личности. Но какому обществу не нужны граждане, знающие и любящие свое Отечество, гордящиеся им и готовые защитить его? Сегодня стали возрождать забытые, к сожалению, за годы перестройки понятия патриотизма, любви к тому месту, где ты родился. Казалось бы, само изучение иностранного языка ориентирует учащихся на проявление любви ко всему иностранному, тем более, что в этом им «помогают» СМИ. На своих уроках я стараюсь любую тему приобщить к российской действительности, связать с общественной жизнью в родном городе. Своим учащимся я стараюсь внушать, что будущее нашей страны действительно зависит от них, молодых. Например, на своем открытом уроке, который был посвящен теме «Здоровый образ жизни» я дала дополнительную информацию о количестве ВИЧ-инфицированных, зараженных СПИДом и гепатитом в Санкт Петербурге и в России. А также требование президента Российской Федерации, адресованное Министерству здравоохранения, об уменьшении уровня заболеваемости в России. Перед учениками была поставлена задача представить себя организаторами молодежного движения за здоровый образ жизни и раскрыть основные направления их деятельности. Это очень серьезное задание, в ходе выполнения которого, учащиеся осознают свою возможную роль в общественной жизни не только города, но и страны.
При условии грамотной мотивации учебный процесс не будет восприниматься учащимися как неизбежная необходимость, а значит, будет проходить для них незаметно и приятно. В качестве учебной цели я ставлю перед собой задачу развития всех навыков речевой деятельности. Для достижения этой цели я стараюсь использовать все традиционные методы обучения. Наиболее важными из них я считаю использование современных компьютерных технологий. Дети уже привыкли к тому, что старшее поколение не так как они хорошо ориентируются в техническом прогрессе. Здесь мы часто находимся с ними на разных полюсах. Поэтому необходимо в первую очередь мобилизовать себя, чтобы идти в ногу с техническим прогрессом и использовать его в процессе обучения. Программа Power Point незаменима в этом отношении. С помощью этой программы можно эффективно давать новый материал, закреплять его и проводить контроль. Само использование информационных компьютерных технологий дает мощный мотивационный толчок к использованию всех умений и навыков коммуникативной деятельности. Яркая наглядность, интересный звуковой ряд, необычность оформления – все это живо интересует учащихся и мотивирует их на активную работу, а соответственно и на легкое усвоение материала.
Одним из действенных методов развития коммуникативной деятельности является использование видеоматериалов. Существуют целые программы, разработанные на основе использования видеоматериалов. Как правило это публицистические фильмы. На своих уроках я использую современные художественные фильмы. Работа над фильмом дает возможность практиковать разговорный английский язык, что очень важно в условиях нехватки языковой практики. Кроме того, организация такой деятельности, как озвучивание фильма активно мотивирует учащихся на развитие навыков говорения, диалогической речи, коммуникативной культуры. Мною разработаны материалы по изучению дополнительной лексики на основе таких фильмов как «Леон», «Телохранитель», «Правдивая ложь», «Эволюция».
Комплексное решение всех поставленных целей обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновение в их эмоциональную сферу.
Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьника по моему великому убеждению, и как показывает собственная практика, является музыка. Песня как один из видов речевой деятельности является средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, грамматических структур, совершенствования произношения, в конце концов, просто развития музыкального слуха. Применение песен активно практикуется в младших классах. Детские песни всегда воспринимаются учениками на ура. А вот в старших классах применять песни в качестве обучающего метода труднее, ввиду того, что современные песни недолговечны.
В своей практике я использую песни современных исполнителей. Дети с большим удовольствием работают с текстами песен, тем самым, повышая навыки аудирования. Причем, мои учащиеся привыкли к тому, что работать приходится с разными направлениями музыки, начиная от рока и хард-рока, заканчивая поп-музыкой. Делаю я это преднамеренно. Во-первых, у всех разные пристрастия, во-вторых, таким образом, я стараюсь воспитывать в детях чувство уважения к людям, увлекающимся другими направлениями. Эта работа касается готовых песен. Но, зачастую, песня нужна для усвоения какого-нибудь сложного материала. Вот тогда не обойтись без фантазии и смекалки. Для творческого учителя не составит труда сочинить текст на современную мелодию с целью решения различных учебных задач, будь то закрепление лексического материала или грамматического. Особый эффект на учащихся производит умение учителя самому аккомпанировать учащимся. При таком подходе учебный процесс проходит для учащихся легко и приятно, ибо в самой музыке заложена мощная мотивация к деятельности.
Конечно, все учителя разные: у каждого может быть своя философия, свое кредо, свое видение педагогической деятельности. Но одно качество должно быть неизменным в учителе. Это – человечность, это - умение не обозлиться, не отчаяться в наше непростое время и продолжать нести детям добро.