Когнитивный подход в обучении иностранным языкам
Патанькина Анна Николаевна
В современных условиях жизни иностранный язык необходим для успешного карьерного роста, путешествий, социализации в жизни. Знание иностранных языков востребовано и необходимо для передачи информации среди людей всего земного шара. Все это знают и хорошо понимают. Однако в нашей стране встречается довольно большое количество выпускников общеобразовательных школ, изучавших иностранный язык в течение 8-10 лет, которые так и остались на начальном (нулевом) уровне.Среди причин можно отметить отсутствие волевых качеств учащегося, таких как трудолюбие, плохую память, а также отсутствие его заинтересованности к изучению иностранного языка в целом. Последнее неудивительно, поскольку среди учителей довольно часто встречаются ценители классических методов преподавания иностранных языков, которые были популярны в прошлом веке. Однако XXI век с внедрением новых технологий и изменениями в ментальном развитии людей не приемлет изучение лишь грамматических правил и перевод текстов в нашем случае с русского языка на иностранный. Урок иностранного языка, который ведётся практически полностью на родном языке, не эффективен и не интересен. Всё сводится к тому, что иноязычные слова применяются только при чтении и переводе предложений и/или текстов.
Изучение иностранных языков – процесс долгий и непростой, занимающий много времени и сил. Поэтому учителю необходимо использовать современные инновационные и креативные технологии для того, чтобы процесс изучения иностранного языка (в который, к слову, входит также изучение культуры и истории страны изучаемого языка), не был передачей знания. Важно формировать у учащихся представление о системе языка, развивать умение использовать эту систему в речи.
При изучении иностранного языка человек идёт от понимания его свойств к его структуре. В данном случае стоит поговорить о ведущем когнитивном подходе в обучении иностранному языку.
Когнитивность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») – способность к умственному восприятию и переработке человеком внешней информации. Следовательно, знания являются результатом когнитивного процесса.
Задача учителя – создавать проблемные ситуации для учащихся для того, чтобы они открывали новые знания самостоятельно (он не передаёт учащимся знания в готовом виде и не навязывает их), предъявляет образцы иностранного языка, предлагает когнитивные приёмы, учит учащегося применять те или иные стратегии адекватно задаче, стоящей перед ним. Таким образом, язык строится на основе когнитивной активности в процессе языковой практики в обучающей среде через взаимодействие учителя, учащегося и его одноклассников. Процесс изучения языка принимает исследовательский и экспериментальный характер.
Ниже представлены упражнения, направленные на развитие лексической памяти, креативного мышления, способности выводить новые слова на основе знакомых словообразовательных моделей, развитие языковой догадки и прогнозирования.
- Упражнение на актуализацию по знакомым моделям.
- Упражнение на создание когнитивного слова.
- Упражнение на кодирование лексического материала.
- Упражнение на усвоение культурных компонентов в структуре значения слов.
- Упражнение на развитие лексической креативности.
- Упражнение на прогнозирование слов и словосочетаний.
На практике когнитивный подход означает, что учитель должен обеспечить прохождение учащимся определённых стадий познавательного процесса:
- анализ уже имеющихся знаний;
- наблюдение нового;
- постановка новой задачи;
- выдвижение гипотезы;
- закрепление нового знания при помощи имеющихся у учащегося стратегий;
- экспериментальное использование нового знания.
На личном опыте я использую когнитивный метод в обучении английскому языку в общеобразовательной школе Курортного района Санкт-Петербурга. Удаётся добиваться лучшего, качественного усвоения знаний. Для поддержания интереса учащихся к изучению иностранного языка я использую на своих занятиях также фрагменты фильмов, в том числе анимационных, на английском языке (в зависимости от возраста учащихся), элементы дебатов, ролевых игр, викторин, для того, чтобы дети понимали, что есть теоретическая часть и практическая – применимая в жизни учащихся уже сегодня!
Литература
1. Соловьянова Т.А. Когнитивный подход в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] / Т.А. Соловьянова. – Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-4340