Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Современный урок: кейс-метод

Лоскутова Дарья Андреевна
Кейс-метод является одним из наиболее эффективных методов обучения в условиях модернизации российского образования  в системах средней и высшей школы России. Он относится к методам активного проблемного, эвристического обучения.  
Данный метод заключается в том, что обучающимся предлагают осмыслить и  найти решение для ситуации, имеющей отношение к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. В тоже время сама проблема не имеет единственно верного решения. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.)
Поставив правильно задачу и подготовив «кейс», необходимо организовать деятельность обучающихся по разрешению поставленной проблемы. Работа в режиме кейс-метода предполагает групповую деятельность. Непосредственная цель метода - совместными усилиями каждая из подгрупп обучающихся анализирует ситуацию - case, и вырабатывает практическое решение. В результате организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего в контексте поставленной проблемы.
Выделим некоторые технологические особенности кейс-метода:
  • Метод представляет собой разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.
  • Метод выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.
  • Метод выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В рамках кейс-метода идёт формирование проблемы и путей её решения на основании «кейса», который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.
Рассмотрим классификацию, основу которой составляют содержание кейса и степень его воздействия на обучающихся.
  Содержание кейса Цель создания кейса Основная обучающая, образовательная задача кейса
Практический кейс Жизненные ситуации Познание, понимание жизни Тренинг поведения
Обучающий кейс Учебные (условные) ситуации Понимание типичных характеристик ситуации Анализ, осмысливание
Научно-исследовательский кейс Исследовательские ситуации Создание моделей ситуаций Исследование, проектирование
Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
  • соответствовать чётко поставленной цели создания;
  • иметь уровень трудности в соответствии с возможностями обучающихся;
  • быть актуальным на сегодняшний день;
  • быть ориентированным на коллективную выработку решений;
  • иметь несколько решений, многоальтернативность решений (принципиальное отсутствие единственного решения), чем провоцировать дискуссию.
Если коротко описать наиболее распространенную модель деятельности в режиме кейс-метода, то она будет содержать несколько шагов-этапов:
  • Преподаватель подбирает, готовит  учебную задачу, отражающую практическую ситуацию
  • Преподаватель готовит кейс объемом от нескольких страниц до нескольких десятков страниц. А при наличие возможности использовать на занятии Интернет, представляет список интернет-ссылок.
  • Обучающиеся прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы учебника, лекционного курса и другие самые различные источники информации, анализируют материал.
  • После этого на занятии идет подробное групповое обсуждение содержания кейса и происходит выработка нескольких решений. Отдельные участники или подгруппы презентуют свои решения. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию в группе, в подгруппах, помогающего правильно оценить презентуемые решения.
  • Преподаватель совместно с обучающими подводят итоги, делают выводы, выбирают наиболее оптимальное, эффективное решение (возможно несколько решений).
Дискуссия занимает центральное место в структуре кейс-метода. Руководя дискуссией, преподаватель должен добиваться участия в дискуссии каждого участника, выслушивать аргументы  за и против и объяснения к ним, контролировать процесс и направление дискуссии.
Презентация, или представление решений по результатам анализа кейса, выступает очень важным аспектом метода. Умение публично представить интеллектуальный продукт, показать его достоинства и возможные направления эффективного использования, а также выстоять под шквалом критики, является очень ценным интегральным качеством личности в современном мире. Презентация оттачивает многие глубинные качества личности: волю, убеждённость, целенаправленность и т.п.; она вырабатывает навыки публичного общения, формирования своего собственного имиджа.
Оценивание презентуемых решений является важнейшей проблемой обучения посредством кейс-метода. Проверка и оценка знаний должны проводиться согласно дидактическим принципам обучения. Можно выделить некоторые требования к оцениванию:
  • объективность – создание условий, в которых бы максимально точно выявлялись знания обучаемых, предъявление к ним единых требований, справедливое отношение к каждому;
  • обоснованность оценок – их аргументация;
  • минимизация ситуаций конфликности, для чего необходимо вырабатывать и принимать всей группой правила оценивания решений.
Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности преподавателя в режиме кейс-метода включает в себя выполнение нескольких функций — обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. Если в обычной профессиональной деятельности эти функции довольно часто реализуются раздельно, то в процессе преподавания кейсов наблюдается их органическое единство.
Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы. Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя. Необходимо еще подготовить методическое обеспечение, как для самостоятельной работы обучающихся, так и для проведения предстоящего занятия. Предварительный анализ кейса и поиск эффективной формы представления этого анализа в аудитории с обучающимися представляет собой наиболее серьезную фазу подготовки.
Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад обучающихся в анализ ситуации.
Кейс-метод позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою.
С помощью этого метода обучающие получают возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал.
Использование этого метода необходимо еще и потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, быть готовым соотносить изученный материал с практикой - этому нужно учить с помощью активных методов обучения, в том числе включая кейсы в учебные курсы.
Особо следует отметить, что несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыком, но и развитие системы ценностей обучающихся, жизненных установок.
Обобщая вышесказанное, рассмотрим таблицу компетентностей, которые развиваются в режиме кейс-метода.

Компетентности

Их характеристика

Способность принимать решения Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий.
Способность к обучению Умение искать новые знания, овладение умениями и навыками самоорганизации
Системное мышление Умение всесторонне осмыслить ситуацию, провести её системный анализ
Самостоятельность и инициативность Умение проявлять активность в ситуациях неопределенности
Готовность к изменениям и гибкость Умение быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям
Способность работать с информацией Умение искать информацию, проводить её анализ, переводить её из одной формы представления в другую
Упорство и целеустремлённость Умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействие со стороны партнёров
Коммуникативные способности Умение отстаивать свою точку зрения, владение словом, умение вступать в контакт
Способность к межличностным контактам Умение слушать и понимать собеседника
Проблемность мышления Умение вырабатывать модели решения проблем
 
Таким образом, образовательная деятельность в режиме кейс-метода ориентирована на:
  • Формирование и развитие информационной компетентности.
  • Развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, ориентированного на умения работать с информацией.
  • Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной напористости.
  • Формирование понимания того, что существуют ситуации, когда необходим самоконтроль для достижения позитивного результата, особенно в ситуациях работы в группе.
 
Информационные источники
  1. Специальный сайт, посвященный методике ситуационного обучения с использованием кейсов.. http://www.casemethod.ru/
  2. http://planeta.tspu.ru/index.php?ur1=846 - материал для реализации всероссийского сетевого проекта ,подготовлен  Прищепа Т.А., доцент, к.п.н.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»