Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

ИКТ на уроках географии как средство повышения интереса к предмету

Использование информационно коммуникационных технологий в изучении вопросов краеведения на уроках географии как средство повышения интереса к предмету.

Информация об опыте

Мудрая Ольга Евгеньевна

Одной из главных черт современного общества является интеллектуализация. Во всех сферах человеческой деятельности увеличивается доля умственного труда. Поэтому задачей современного учителя является подготовка молодого поколения, способного активно жить в современном информационном обществе, где повседневная жизнедеятельность практически каждого человека насыщена взаимодействием со средствами переработки и передачи информации.

Я занимаюсь изучением развития интереса школьников к предмету, к своему родному краю с использованием ИКТ систематически.

Цель моей деятельности - это формирование у  учащихся системного представления о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте Российской Федерации и мирового географического пространства, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности, в котором взаимосвязи природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений имеют большое практическое значение.

Овладевая навыками работы с компьютером, информационными системами, электронными таблицами, т.п. ученик приобретает не только новые инструменты деятельности и новое видение мира и своей Малой Родины, но и овладевает уровнем информационной культуры, умением получать, накапливать, искать и собирать нужную информацию при помощи ЭВМ.

Применение информационно-коммуникационных технологий при изучении регионального компонента позволило мне заинтересовать учащихся, повысить уровень усвоения учебного материала.

На уроках я использую мультимедиа-учебники. Это средство обучения нового поколения, сочетающее в себе элементы разных видов компьютерных программ и, соответственно, целый ряд функций.

-информационная, обеспечивает усвоение школьниками содержания учебного предмета;

 - углубление изучения географии, использование материалов справочника, выход в Интернет не только для получения нужной информации, но и для работы в режиме дистанционного обучения;

 - организация самостоятельной учебной деятельности школьников;

 - контролирующая, разделы "Тесты" и "Практика" - задания для проверки знаний и умений в разной форме, разного уровня сложности, с оцениванием результата.

В процессе использования мультимедиа - учебников выделяются следующие положительные стороны:

- учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающих, тренировочных, итоговых) и тестовых заданий;

- создается ситуация успеха: при неудачном выполнении задания имеется возможность повторить его несколько раз, выбирая индивидуальный темп работы, не боясь отстать от других одноклассников, или ответить хуже их. Часть практических заданий имеет игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения;

- создана возможность нелинейного перемещения по курсу (очень быстро можно найти нужный материал из любой темы в случае, если он забыт);

- демонстрация анимационных схем, видеофильмов, раскрывающих сущность изучаемого явления и его динамичность в случае, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер;

- имеются широкие функциональные возможности работы с интерактивными картами: работа со слоями карты( физические, тектонические, климатические, карты природных зон), метод сопоставления карт путем накладывания одной карты на другую, позволяет реализовать деятельностный, практико - ориентированный подходы в обучении, формируя важнейшие географические умения -картографические.

- Учебные материалы дисков полностью соответствуют программам курса и расширены иллюстративными материалами. Диски содержат учебный материал, дикторский текст, около 1500 слайдов, 25 видеофрагментов, анимационные фрагменты.

 Считаю, что использование мультимедийных учебников эффективно, так как: повышается плотность урока, появляются широкие возможности для индивидуального подхода к учащимся, для формирования ключевых компетенций, растет уровень обучаемости, изменяется роль учителя: устанавливаются партнерские отношения между субъектами учебного процесса, учитель растет профессионально, апробируя новую модель урока.

Кроме базового учебного материала, в таком учебнике предусмотрены возможности для углубленного изучения географии, своего родного края... При этом школьник может дополнительно использовать информацию из учебника, атласа и других средств обучения.

Моя работа заключается в том, чтобы показать учащимся, каким образом развивается интерес к предмету через региональный компонент и повышается качество знаний с помощью применения информационно коммуникационных технологий на уроках географии.

Работая по данной теме, я поставила следующие задачи:

1. Изучить теоретические вопросы, являющиеся основой моей работы, познакомиться с опытом работы других учителей.

2. Изучить положительные свойства компьютерных программ применяемых в географии.

3. Воспитывать любовь к малой Родине , формируя гражданскую позицию, показывать учащимся связь родного края с Родиной, помогать уяснить неразрывную связь: единства своего края с историей и жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и принять своим долгом и честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

4. Проверить эффективность применения ИКТ с целью повышения качества знаний и интереса к предмету,

При реализации данных задач определила объем, содержание и формы краеведческой работы. Методы ее разнообразны: комбинированный урок, исследовательские проекты, практические работы, фенологические наблюдения, экскурсии, туристические походы, конкурсы… Наряду с наблюдениями, записями и зарисовками на экскурсиях, чтением дополнительной литературы по своему краю, подбором материала из газет и журналов, большое значение придаю поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Для успешной реализации поставленной задачи разработала и внедрила в практическую деятельность систему региональных уроков.

 В курсе географии 9-11 классов я выбрала метод проектов. По своей сути проекты являются рефератами, представленными в электронном виде. При выполнении работы используются программы-редакторы пакета Microsoft Office: текстовый редактор Microsoft Word, редактор электронных таблиц Microsoft Excel, программа создания мультимедийных презентаций Microsoft PowerPoint и программа для вёрстки текста Microsoft Publisher. В ходе работы над проектом определяется список основной и дополнительной литературы, обновляется дидактический материал, подбираются творческие задания и задания исследовательского характера. Перед проведением уроков я делю учащихся на учебные группы. Каждый участник вправе выбрать участок работы. По затратам времени метод проектов является довольно трудоемким. Можно выделить краткосрочные (2-6 ч.), среднесрочные (12-15 ч.), долгосрочные (четверть, полугодие, год).

Мною были отмечены положительные свойства компьютерных обучающих программ.

• Компьютерные обучающие программы используют носители информации с огромным объёмом памяти;

• Компьютерные технологии помогают сохранить информацию в очень компактных формах: на магнитных носителях различных видов;

• Компьютерное оборудование реализует удобную передачу информации с магнитных носителей на печатные устройства;

• Компьютерные программы обеспечивают представление информации в разнообразных формах: в виде текста, сложных иллюстраций разного масштаба, используют анимацию рисунков, аудио- сопровождение, видеоматериалы;

• Компьютерные программы позволяют организовать интерактивную деятельность обучаемого с информацией;

• Компьютерные технологии лежат в основе современных дистанционных форм работы с информацией, и т.д.

Результативность

Подводя итоги своей работы по теме, могу сказать, что использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии с применением регионального компонента позволило достичь следующих результатов:

1. Отсутствие неуспевающих по предмету.

2. Выбор большим числом учащихся географии в качестве переводного и итогового экзамена за курс общеобразовательной школы.

3. Стабильные результаты качества знаний

4. Учащиеся стали более инициативными и самостоятельными.

- Учащиеся создали школьную газету  и систематически её выпускают

- Выполняют сообщения, рефераты, мультимедийные презентации, буклеты и другие творческие работы.

На  своих уроках региональной географии с применением ИКТ  я развиваю у школьников самостоятельное творческое мышление как необходимую предпосылку творческого труда.  Формирую систематически  творческий подход к любому делу в рыночных условиях. Поощряю даже самые простейшие попытки думать и делать не по шаблону, не по готовому рецепту, а по-своему, с точки зрения географии, локально, регионально, неординарно, оригинально, самостоятельно, творчески. Урок не самоцель, а средство для достижения целей, продиктованных нам обществом. 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»