Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Урок по географии в 6-м классе

Население Земли

Русаловская Ирина Васильевна,
учитель географии ГБОУ СОШ №145

Задачи:

1) разобрать с учащимися новые термины и понятия;

2) начать формирование у учащихся представлений и знаний о населении Земли, происхождении человечества, его размещении, расовом составе и расовых проблемах;

3) показать учащимся ошибочность теории о превосходстве одной расы над другой;

4) продолжить формирование умения работать с таблицей.

Оборудование:

физическая и политическая карты мира, таблицы на каждого учащегося, мультимедиа или компьютер (презентация), контурная карта мира (для составления схемы расселения древних людей), аудиомагнитофон, портрет Н. Н. Миклухо-Маклая, книга о его путешествии.

Технология-проблемно-диалогическая

Форма:урок-путешествие.

ХОД УРОКА

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие на лайнере в разные части света. Во время нашего путешествия мы будем знакомиться не только с основными расами, их признаками и заполнять таблицу, а также выясним влияют ли расовые признаки на интеллект и физическое развитие человека.

Учитель – стюардесса…
А что? Это звучит!
Наш класс – огромный лайнер
Турбинами гудит.
Ребята, пристегнитесь!
Сейчас мы полетим
По континентам, странам,
Познать мы мир хотим.

Я расскажу в полете,
Вниманье, класс шестой!
Где, кто живет на нашей
Планете небольшой.
Ещё узнаем с вами
Про появленье рас.
И расовые признаки
Я объясню сейчас.

Что это? Ребята, вы чувствуете, как нас трясет? Это, наверно, наш лайнер попал в воздушную яму!!!

Мы со стремительной скоростью попадаем на 5 млн. лет назад. Потому что в это время произошло отделение ветви человеческих предков от предков обезьян. Приблизительно 30-40 тыс. лет назад возник современный биологический вид – человек разумный (homo sapiens).

(В это время проецируется схема расселения древнего человека из презентации).

И появился этот человеческий вид на материке Африка, в центральной части. Именно оттуда начинает распространяться жизнь на Земле. (На схеме учитель показывает стрелками распространение древнего человека из презентации).

Я предлагаю вам открыть свои контурные карты и обозначить стрелками распространение древнего человека.

За многие тысячелетия физический облик человеческих существ претерпел изменения. Шел естественный отбор: выживали и давали потомство организмы, наиболее приспособленные к особенностям природы (климату). Какой компонент природы является основным в изменении климата? (Солнечный свет и тепло). И стали формироваться расы – группы людей с характерными внешними признаками, которые передаются по наследству. (Записывают определение в тетрадь). Как появился сам термин “раса”, точно не установлено. Возможно, от арабского слова “рас” - голова, начало, корень. А может от итальянского “razza” -племя.

А скажите мне, пожалуйста, по каким внешним признакам отличаются люди друг от друга? (Цвет кожи, волос, глаз и т.д.)

Правильно, именно по таким признакам, а мы их назовем расовые, отличаются группы людей. В конце концов, сформировались три основные человеческие расы – европеоидная, монголоидная, негроидная или экваториальная. Некоторые ученые выделяют другую классификацию:

1) европеоидная,

2) монголоидная,

3) американоидная,

4) негроидная,

5) австралоидная.

(Звучит музыка “Немецкий вальс”, учитель говорит на фоне музыки, проецируется картинка с представителем европеоидной расы).

Итак, дамы и господа! Наш лайнер пролетает над Европейской частью материка Евразия. Откройте, пожалуйста, стр.157 в учебнике, найдите пункт 1, прочитайте (работа с учебником). Скажите, где проживают представители европеоидной расы? (Европа, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Северная Африка, Юго-Западная Азия, север Индии). Учитель показывает на карте полушарий ареалы распространения европеоидных рас.

Т.к. ареал распространения этой расы очень большой, и климат там разнообразен, расовые признаки будут различными. Поэтому европеоидная раса имеет две ветви:

- северная ветвь – светлая кожа, волнистые и светлые волосы;

- южная ветвь – смуглая кожа, прямые и темные волосы.

(Заполняется таблица по ходу беседы учителя). Светлокожие, светловолосые и светлоглазые северные европеоиды гораздо хуже, чем представители других рас, переносят прямые солнечные лучи. Особенно страдают от них рыжеволосые люди и альбиносы, т.к. в их коже не образуется меланин, отвечающий за загар.

(На фоне китайской мелодии проецируется изображение представителей монголоидной расы).

Наш лайнер пролетает над Азией. (Работа с текстом учебника).

У монголоидов, формировавшихся в степях и полупустынях Центральной Азии с сухим климатом, сильными ветрами и пыльными бурями, роль приспособления играли кожная складка, прикрывающая слезный бугорок во внутреннем уголке глаза, и развитая складка верхнего века, защищающая глаз от ветра и пыли. Поэтому монголоиды лучше переносят резко-континентальный климат, реже болеют конъюнктивитом. Естественный отбор играл важную роль и в распределении некоторых признаков, например, среди монголоидной расы много людей с третьей группой крови. Исследования показали, что люди с этой группой крови реже заражаются оспой и легче её переносят.

Скажите, ребята, почему разрез глаз становится уже? (Из-за пыльных и снежных бурь). Продолжают заполнять таблицу.

Физминутка.

Ребята, в Азии действительно очень жарко (машет ладонями как веером), вам тоже, ну тогда помашите вместе со мной. Ой, кто это? Караван верблюдов. Встаньте, посмотрите внимательно. Что это за мошки над головой? Машите, пусть улетают! Ну, вот и замечательно, присаживайтесь.

(На фоне африканской мелодии проецируется представитель негроидной расы).

Наш лайнер продолжает полет, мы в Африке. (Работа с текстом учебника, заполнение таблицы). Можно предположить, что особенности негроидов и австралоидов складывались под влиянием жаркого и влажного климата и сильной солнечной радиации. Известно, что негроиды и австралоиды могут подолгу находиться под палящими лучами тропического солнца без головных уборов и почти без одежды. От вредного воздействия солнечных лучей их предохраняет темная кожа и черные курчавые волосы, образующие на голове защитную “шапку”. Карий цвет волос выполняет, вероятно, такую же роль. Аналогично объясняются и особенности строения носа (большие ноздри, открытые для циркуляции воздуха, широкий нос), а также утолщенные губы.

О появлении рас существует легенда. Североамериканские индейцы, увидев бледнолицых (так они называли европейцев) и завезенных ими в Новый Свет из Африки темнокожих рабов, объяснили причину их появления так. Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черными, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и получились они неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.

Скажите, влияет ли разрез глаз или цвет волос на ваше развитие?

Расовые признаки являются отличительными признаками, но никак не влияют на психологические, интеллектуальные, нравственные черты личности. Среди представителей всех рас имеются знаменитые ученые, деятели культуры и искусства. И все они равны между собой. Но так было не всегда. Раньше народы европеоидной расы считали представителей экваториальной расы способными только к физическому труду (из-за сильной выносливости). Поэтому долгое время народы экваториальной расы вывозились с Африки в качестве рабов на тяжелые физические работы, поэтому их можно встретить на любом материке. Но первым европейцем, который попытался доказать, что цвет кожи не влияет на физическое и интеллектуальное развитие, был Николай Николаевич Миклухо-Маклай. (Рассказ о Н.Н. Миклухо-Маклае по книге…)

Важно помнить, дорогие друзья, что психические, интеллектуальные, нравственные черты личности зависят не от расы и национальности, а от воспитания образования, целеустремленности, воли и усердия, а также от состояния здоровья каждого человека.

Наш лайнер возвращается в Татарстан. Я попрошу вас не вставать со своих мест до полной остановки двигателя и ответить на мои вопросы:

  • Какие народы проживают на территории Республики Татарстан? (Татары, русские и т.д.)
  • К какой расе они относятся? (Европеоидная)
  • Как вы это определили? (Перечисление признаков европеоидной расы)

Д/З § 51, стр. 158 вопр. 1,2,3*.

Дамы и господа! Наш полет окончен, спасибо всем, до свидания!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Раса

Место обитания

Основные внешние признаки

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Расовый состав населения Земли

Раса

Место обитания

Основные внешние признаки

Европеоидная:

а) северная ветвь

б) южная ветвь

Европа, Австралия, Северная Америка, Северная Африка, Юго-Западная Азия, север Индии

а) Светлая кожа, волнистые и светлые волосы

б) Смуглая кожа, прямые и темные волосы

Монголоидная:

Восточная, Центральная и Юго- Восточная Азия, Северо-восток Индии, Центральная и Южная Америка

Желтоватая или красноватая кожа, черные прямые волосы, узкий разрез глаз, выступающие скулы.

Негроидная (экваториальная)

Центральная и Южная Африка, Северная Америка

Темная кожа, черные курчавые или волнистые волосы, толстые губы, широкий нос.

 

Презентация

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»