Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Формирование основ функциональной грамотности на уроках географии. Веселова Татьяна Андреевна, кандидат педагогических наук, учитель географии ГБОУ лицея № 150 Калининского района Санкт- Петербурга, Российская Федерация. В соответствии с требованиями нового ФГОС ООО вопросы формирования функциональной грамотности занимают ведущее значение в образовании. Научно- технический прогресс и новейшие изменения в мировых и отечественных социально- экономических сферах способствует целому ряду социально- психологических изменений самого человека. Окружающий мир стремительно меняется , что приводит к возникновению большого количества новых профессий, что влечет за собой формирование особых умений и навыков у подрастающего поколения. О необходимости формирования на уроках разнообразных умений и навыков активно выступали педагоги и психологи советской школы. Л.С. Выготский изучал зону ближайшего развития ребенка , разработкой основ проблемного обучения занимались И.Я. Лернер и М.М. Махмутов ( 5 ). Проблемой развития мыслительной деятельности занимались ученые Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и В.В. Давыдов. Впервые термин функциональная грамотность был введен в документах ЮНЕСКО в 1957 году . Американский ученый Е.Д. Херш во второй половине XX века ввел понятие культурная грамотность . Он исследовал знание и понимание определенного количества событий, дат, имен и предметов, которые должны были ( по его мнению) знать грамотные и культурные американцы. Необходимо отметить, что изучение основ функциональной грамотности началось в XX веке и в отечественной педагогике. Рассматривая процесс усвоения знаний не только как работу памяти, но и как сложную интеллектуальную деятельность, в которой, помимо обогащения фактическими знаниями происходит овладение приемами мышления. Психологи и педагоги исследовали аналитико- синтетическую деятельность обучающегося в процессе усвоения и применения знаний, соотношения чувственного и абстрактного в интеллектуальной деятельности. Особое внимание уделялось разработке методов диагностики умственного развития школьников. Исследования Н.А. Менчинской , А.Н. Леонтьева и Г.С. Костюка были направлены на изучение условий формирования у обучающихся активного, самостоятельного и творческого мышления, способностей к различным видам деятельности ( ). Б.П. Есипов обращал внимание на необходимость разработки вопросов к обучающимся, которые бы проверяли их умения связывать теорию с практикой и способствовали их активной мыслительной деятельности. К числу таких заданий относились вопросы, направляющие обучающихся на сравнение предметов и явлений, требующих разбора, объяснения, доказательств, обоснования и синтезирования знаний. Б.П. Есипов ставил вопрос о необходимости разработки логических заданий и вопросов проблемно- познавательного характера, которые в дальнейшем приобрели большое значение при обосновании и реализации идей проблемного обучения. В практике работы ленинградских учителей XX века большое внимание уделялось развитию самостоятельности на уроке.Учащимся предлагали следующие виды заданий: 1. Самостоятельно доказать теоретическое положение. 2. Привести дополнительные факты, подтверждающие данное теоретическое положение. 3. Самостоятельно разобраться в учебном материале и сделать обобщение. В приведенных заданиях практический материал служил подтверждением общих теоретических законов и правил. В опыте работы ленинградских школ можно выявить следующие типы заданий для осознанного усвоения учебного материала: 1. Решение задач, отличающихся от программных заданий и требующие самостоятельной аналитической деятельности. 2. Решение задач, направленных на использование материала из другой научной области- развитие межпредметных связей .3. Самостоятельное составление задач с использованием теории и правил. 4. Самостоятельное объяснение нового и неизвестного ранее факта или явления. 5.Сравнение нескольких явлений и объяснения их сходства и различий ( ). Были разработаны виды домашних заданий, направленных на освоение приобретенных знаний: 1. Самостоятельное составление плана ответа. 2. Сравнение вновь изученного материала с уже изученным ранее. 3. Объяснение значения изученного ранее явления .4. Характеристика развития какого- либо объекта или явления на протяжении длительного периода ( 4). Кроме того, ленинградские педагоги и психологи включали в процесс обучения следующие педагогические действия: 1. Формирование у учащихся самостоятельности. 2.Выработка умения самостоятельно применять свои знания на практике. 3.Формирование умения проявлять активность и инициативность .4.Развивать у обучающихся навыки самообразования. В настоящее время обучающийся, владеющий основами функциональной грамотности должен уметь выстраивать межпредметные связи, где явление может рассматриваться с разных сторон. Он успешно использует базовые навыки письма, чтения и счета в повседневной жизни. Умеет решать бытовые проблемы и находит выход в разнообразных жизненных ситуациях. Функциональная грамотность включает в себя несколько составляющих : 1.Математическая грамотность. 2. Финансовая грамотность. 3. Естественно- научная компетенция. 4.Глобальные компетенции и креативное мышление. ( 1, 2) Географические знания и умения бывают тесно связаны с читательской и математической грамотностью. Функциональная грамотность в области географии достигается через работу со статистическим и картографическим материалом и через анализ текста. Основным методом в географии является картографический метод. Он включает в себя следующие умения: пространственное представление картографической информации, работа с несколькими картами используя прием наложения карт. При работе с картами целесообразно применять следующие приемы: 1. Найти лишний объект или записать недостающий. Данное задание можно оформить в виде логической схемы или в ходе заполнения контурной карты. 2. Можно подписать названия объектов, которые на контурной карте обозначены цифрами. 3. Подписать названия объектов, называемые учителем вслух 4. По синоптической карте выявите изменения в погоде в ближайшее время для указанных населенных пунктов. 5.Составьте или расшифруйте профиль рельефа .6. На основе данных карт выявите положительные и отрицательные аспекты экономико- географического положения района или страны. 7.Разработайте маршрут путешествия с учетом особенностей местности на основе анализа карт атласа. 8. Рассчитайте с помощью масштаба расстояние от заданного пункта до ближайщего моря ( океана). 9. С помощью физической карты рассчитайте абсолютную и относительную высоту местности. При работе с географическим текстом можно использовать следующие приемы: 1. Разделить текст на смысловые части и озаглавить каждую часть. 2. Выбрать заголовок, соответствующий содержанию текста. 3. Составить вопросы к тексту и знать ответы на них .4. Уметь сравнивать несколько текстов. 5.Составить рецензию. 6. Разработать с помощью текста план, схему, рисунок или инструкцию. В результате работы со статистическими материалами обучающиеся должны определить тип климата или климатический пояс у географического объекта при помощи климатограммы, выявить состояние погоды в ближайшие дни с помощью данных таблиц, рассчитать отдельные показатели по формулам. В результате анализа географического текста необходимо выполнять следующие задания: 1. Заполнение пропусков в тексте. 2. Составление схем или рисунка, описывающих явление в тексте. 3. Нахождение географических ошибок 4. Создание планов и конспектов текста учебника. На уроках географии целесообразно формировать глобальную компетентность. Под ней понимается сформированность знаний, отношений и ценностей личности, которые способствуют: 1.Участию в эффективном межкультурном взаимодействии. 2. Содействию коллективному благополучию и устойчивому развитию. 3.Изучению вопросов глобального и международного значения (3). На уроках географии формируется представление о социальном, гендерном и межкультурном разнообразии в обществе. Обучающиеся анализируют глобальные проблемы и вопросы взаимодействия различных культур. В старших классах существует целый раздел учебной программы, посвященный изучению глобальных проблем человечества. Формирование функциональной грамотности является одной из важнейших задач современного образования. Умение применять на практике свои теоретические знания делает человека более востребованным в современном обществе. Список использованной литературы: 1. Баянова Д.Н. Функциональная грамотность на уроках географии в 8-м классе / Д.Н. Баянова / молодой ученый. - 2022.- № 25 ( 420). 2. Гаврилюк В.В. Преодоление функциональной неграмотности и формирование социальной компетентности // Социологические исследования.- 2006.- № 12. 3. Гакаев Р.А, Чапаева М.Ж. Преподавание географии в школе и ее значение как междисциплинарного учебного предмета / Гакаев Р.А., Чапаева М.Ж. //Научное обозрение, 2014.- № 14.- с.45-46. 4. Голант Е.Я. Значение домашних заданий-.// Известия АПН РСФСР Л., 1954., с.119-128. 5. Леонтьев А.Н. Обучение как проблема психологии - // Вопросы психологии. М., 1957, № 1, c 6-9.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»