РОЛЬ УЧЕБНОЙ ЭКСКУРСИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ Молчанова Людмила Степановна учитель географии, ГБОУ школа-интернат №68, Пушкинского района Санкт-Петербурга С введением новых ФГОС в 2022 году, возрастает роль активных форм организации обучения учащихся. Одной из таких форм организации учебно-воспитательного процесса является экскурсия. Она ориентирована на расширение и углубление у современных школьников базовых знаний и умений, развитие познавательного интереса, приобщение к исследовательской и краеведческой работе. Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Экскурсия включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет специальные предметные знания, полученные на уроке. На экскурсии у школьника есть возможность самому познакомиться с представителями живого мира в естественной обстановке, видеть наглядно объекты природы, изучить хозяйственную деятельность человека и увидеть закономерности развития. На школьной экскурсии учитель показывает и одновременно учит. При этом данный вид деятельности требует определённой затраты сил. Благодаря наглядности, доходчивости и эмоциональности- школьная экскурсия является эффективной формой передачи знаний учащимся, способствует их прочному усвоению, оказывает сильное воздействие на формирование детского мировоззрения. Выбор объектов экскурсий определяется требованиями ФГОС, ресурсами природной среды и хозяйственной деятельностью человека, а также с учётом социокультурного пространства и географического расположения учреждения образования. Во время экскурсий происходит накопление у школьников правильных представлений о природных и хозяйственных объектах и явлениях, что служит основой для формирования физико-географических и экономико-географических понятий. Знания по физической географии своей местности привлекаются для объяснения многих явлений и процессов в географической оболочке Земли. В этом заключается важная роль экскурсий в осуществлении краеведческого принципа обучения. Например, знания, полученные учащимися на осенней экскурсии через внеурочную деятельность в 6 классе, учитель использует в разделе «Литосфера», при формировании общих понятий о формах поверхности Земли, или в 7 классе в курсе географии материков, сравнения с географией своей местности облегчают усвоение знаний о географических особенностях отдаленных территорий, недоступных для непосредственного восприятия. При изучении темы «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые на территории России» в курсе 8 класса могут привлекаться материалы экскурсий 6 и 7 классов, касающиеся генетических связей между формами рельефа и геологическим строением. Здесь может быть организована экскурсия в геологический музей или выезд на природу в места обнажения горных пород. В теме «Внутренние воды России» в 8 классе используются данные об источниках питания, о режиме и хозяйственном использовании рек своей местности, полученные учащимися во время экскурсий в 6 классе, и сопоставляются с аналогичными данными по рекам России. В теме «Почвы, природные зоны России» привлекается материал по изучению почв, растительности, полученный на весенней экскурсии в 7 классе. Экскурсия на местное промышленное предприятие в 9 классе дает первоначальные конкретные представления, необходимые для раскрытия таких сложных понятий, как «предприятие», «производительность труда», «специализация», «кооперирование», «производственные связи». На примере местного предприятия выясняются факторы развития и размещения данного производства, что облегчает в дальнейшем переход к изучению общих принципов размещения хозяйства России и его перспектив, к формированию понятия территориально-производственного комплекса, аграрно-промышленного. На экскурсиях в природу учащиеся овладевают многими умениями, прежде всего умениями вести наблюдения, анализировать наблюдаемые ими географические объекты и хозяйственную деятельность людей. При непосредственном изучении местности учащиеся убеждаются, что природные компоненты существуют не изолированно друг от друга, а образуют природные территориальные единства – комплексы, как простые так и более сложные, такие как овраги, долина реки. Познание закономерностей развития природных комплексов и процессов, происходящих в них, способствует формированию мировоззренческой убежденности учащихся и осознанию и осознанию необходимости бережного отношения к природе и ее естественным ресурсам. Экскурсия дает возможность постановки и решения проблемных методов обучения. Сами проблемы и объекты познания во время экскурсии оказываются более интересными для учеников, чем при умозрительном их изучении в пределах классной комнаты. В то же время итоги экскурсии рекомендуется подводить в школе за партой, Экскурсия обогащает учителя не только новыми знаниями по предмету изучения, но и о своих учениках. В естественной и непринужденной обстановке личностные качества детей проявляются и развиваются быстрее. В состав экскурсионной группы могут входить от 10 до 40 учеников, длительность учебной экскурсии от 40 до 90 минут. По содержанию учебные экскурсии подразделяются на тематические и комплексные (обзорные). Тематические экскурсии проводят в связи с изучением одной или нескольких взаимосвязанных тем учебного предмета. Комплексные экскурсии охватывают взаимосвязанные темы двух или нескольких учебных предметов. По месту в изучаемом разделе различают вводные, сопутствующие и заключительные экскурсии. Вводные экскурсии проводятся для того, чтобы познакомить учащихся с новым для них учебным курсом или разделом. На таких экскурсиях учащиеся получают наглядные представления и практический опыт, необходимые для постановки целей изучения раздела. Сопутствующие экскурсии призваны обеспечить более глубокое и наглядное понимание учащимися изучаемой темы, проблематизацию и практическую значимость теоретического материала. Заключительные экскурсии проводятся после изучения раздела программы с целью обобщения и систематизации материала, выявления его связи с реальными процессами и явлениями. Экскурсию необходимо подготовить. Учитель предварительно изучает экскурсионный объект, выясняет его образовательные возможности, определяет цели и задачи, тип и структуру экскурсии, готовит проблемные вопросы и задания для учащихся, устанавливает источники информации, выбирает оптимальное сочетание методов и приемов обучения, составляет план экскурсии, намечает маршрут передвижения, готовит дополнительные наглядные пособия и необходимое оборудование (измерительный инструмент, блокноты, карандаши, папки для гербариев, фотоаппарат, компас), проводит организационную беседу с учащимися, во время которой сообщает дату, место, цель и задачи экскурсии, разъясняет правила безопасности и поведения на экскурсии, кратко характеризует экскурсионный объект, советует, как и что смотреть, за чем наблюдать, как и что записывать и фотографировать, как передвигаться по маршруту. Учитель распределяет обязанности среди учащихся; при необходимости делит их на группы, назначает групповодов, дает задания для каждой группы, назначает ответственных за оборудование; инструктирует учащихся о порядке обработки информации и материалов, составлении письменных отчетов, о подведении итогов и рефлексии. Во время экскурсии проводится вступительная беседа, напоминается цель экскурсии, задания. После этого учащиеся приступают к осмотру экскурсионных объектов и выполнению заданий: делают зарисовки, записи, выделяют особенности объектов, обобщают увиденное. Учитель во время экскурсии иллюстрирует свой рассказ демонстрациями, тщательно отбирая экскурсионные объекты, руководя наблюдением учащихся. В конце экскурсии учитель проверяет работу учащихся, проводится заключительная беседа. При необходимости ученикам предлагается выполнить домашнее задание. По материалам экскурсии возможно проведение последующего семинарского занятия или урока. Урок- экскурсия имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести то, что основой её учебно-познавательного материала являются подлинные природные объекты, новые условия, в которых происходит экскурсия, что повышает мотивацию учения. К недостаткам можно отнести то, что в силу специфических условий проведения экскурсии учитель не имеет возможности проводить соответствующую работу с теоретическими понятиями, поэтому они должны быть получены учащимися до начала экскурсии. Какие же цели стоят перед учителем, который проводит учебные экскурсии? И какую пользу для учащихся они несут. Давайте остановимся на самых важных аспектах. Прежде всего это познание мира непосредственно, «на ощупь». На экскурсии дети узнают новое, открывают для себя мир. Но в отличие от урока, здесь они могут собственными глазами увидеть предмет исследования, разглядеть его в деталях, со всех сторон, потрогать, понюхать и даже попробовать. Изученное таким способом запоминается гораздо лучше. Чем больше знаешь, тем больше интересного открывается, тем больше хочется узнать еще. Знания, полученные на экскурсии, могут стать трамплином для дальнейшего изучения: темой ученической исследовательской работы, проекта, интереса к предмету. А в дальнейшем могут повлиять и на выбор профессии. Экскурсии- это способ показать детям, как интересен и разнообразен мир. Это возможность оторвать их от модных гаджетов, вытащить из виртуального мира в реальный, научить их видеть прекрасное в окружающем их пространстве, заинтересовать прошлым, настоящим и будущим страны и мира. Далее-расширение кругозора. Выходя за пределы класса и школы, дети получают не только дозированный объем учебного материала, но и те знания, что изначально не входили в план. Хороший учитель использует и путь к объекту экскурсии и обратно, чтобы рассказать детям что-то новое, связанное с темой похода. Затем-общение и социализация детей. В ходе экскурсии, задавая вопросы экскурсоводу, дети учатся общаться. Предваряющие экскурсию задания требуют от них точно сформулировать вопросы. Обсуждая увиденное, делясь впечатлениями, подводя итоги, они учатся говорить, выражать свое мнение, отстаивать его, выделять главное. При этом они выслушивают других, сравнивают их мнение со своим и т. д. То есть у детей развиваются коммуникативные способности, а экскурсиях дети учатся правилам поведения в разных ситуациях. Как вести себя в транспорте, в музее, в театре, на природе? Они начинают понимать, что правила поведения придуманы для удобства людей и их безопасности. Если в первый раз с поведением могут быть проблемы, то в следующий ─ уже легче, позднее эти правила станут привычными. И самое главное- воспитание патриотизма. Чтобы осознать себя гражданином, человек должен чувствовать сопричастность к судьбе своего народа. Без знаний о своей родине, о ее природе, населении, истории, культуры такая сопричастность не появится. Получая эти знания в ходе экскурсий, ученик учится гордиться своей Родиной, ценить, любить и уважать ее. Источники: 1.Блохина С.Н. Экскурсия в природу детей школьного возраста. Методические рекомендации. - Благовещенск, 2000. 1.Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие. Издание второе, исправленное и дополненное – Москва, ИКЦ «МарТ», 2006. 2.Дьякова Р. А., Емельянов Б. В., Пасечный П. С. Основы экскурсоведения. Москва,1991. 3.Емельянов Б. В. Экскурсоведение. Учебное пособие. Ч. 1-3. Москва, 1992. 4.Райков Б.Е. Экскурсионный план средней школы / Школьные экскурсии, их значение и организация: Сб. науч.-лед, статей/ Под ред. Б.Е. Райкова. – СПб, 1991