Проектная деятельность на уроке
Иванова Людмила Александровна
Миссия учителя – помочь ученикам обрести веру в свои силы, научиться ориентироваться в сложных ситуациях, позитивно смотреть на мир. Повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства, – основная цель введения ФГОС ООО.
Стандарт ориентирован не только на достижение предметных образовательных результатов, но и, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности. Личностные результаты выражаются в сформированности познавательных интересов, интеллектуальных умений, мотивов учения.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.
Поэтому тема методической системы стала «Проектная и исследовательская деятельность в обучении географии как основа формирования у учащихся опыта творческой деятельности».
Цель методической системы: создание условий для самостоятельного постижения учащимися учебных географических проблем, имеющих для них жизненный смысл.
Задачи методической системы:
- учить учащихся самостоятельному поиску информации
- учить аргументированному обоснованию проблемы и нахождению путей ее решения
- учить анализу и оценке собственных творческих и деловых возможностей
- учить создавать новый творческий продукт
- развивать коммуникативные навыки.
Исследовательская деятельность - целенаправленная активность школьников, связанная с поиском ответа на вопрос с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере
Проектная деятельность - активная самостоятельная деятельность учеников, направленная на создание нового продукта. В ходе этой деятельности у учеников происходит формирование новых знаний, умений, качеств личности.
Применение этих технологий зависит от темы и целей урока.
Исследования и проекты облегчают получение географических знаний, развивают навыки работы с информационными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои метапредметные компетенции. Современные подростки свободно владеют информационными технологиями, поэтому для успешной реализации исследовательской и проектной деятельности успешно используется технология ТОГИС (технология образования в глобальном информационном сообществе).
Степень самостоятельности учащихся при выполнении проекта и исследования зависит от ряда факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе.
У учащихся отмечается стабильный рост самостоятельности и уровня навыков работы с различными источниками информации. Приобретая навыки (привычку работать самостоятельно, использовать дополнительную литературу, искать способы решения проблем), ученики стараются переносить их на традиционные уроки. Кроме того, проектная деятельность у многих «средних» учеников, которые никак не проявляли себя в течение длительного периода обучения, выявила лидера, умеющего на основе самостоятельно найденных фактов организовать работу в группе и способного доказать свою правоту.
Проблемы, возникающие при использовании технологии: сложность построения проекта таким образом, чтобы каждый нашел в нем лично-значимую цель, продолжительность проекта не укладывается в первоначально установленные сроки, непредсказуемость развития проекта.
Применение этих технологий можно начинать уже при изучении начального курса географии. В шестом классе целесообразно выполнение информационных мини-проектов (краткосрочные) в виде логических схем, таблиц, графиков, макетов, составления планов, кроссвордов, рефератов, плакатов и т.д. Это дает возможность учащимся глубже вникнуть в проектную деятельность, развивает самостоятельность и прививает интерес учащихся к предмету географии. За год ученики 6 класса успевают выполнить около 20 мини-проектов.
Так при изучении темы «Гидросфера»:
- индивидуальная работа по выполнению круговой диаграммы «Состав воды Мирового океана»,
- парная работа по описанию реки по выбору,
- групповая работа выпуск газеты «Жизнь в океане».
Опыт выполнения таких проектов, позволяет ученикам легко перейти от простого к сложному и включиться в исследовательскую деятельность.
В седьмом классе ученики выполняют групповые проекты и исследования по теме «Заочная научно-исследовательская экспедиция по изучению океанов», «Загадки и секреты далекой Антарктиды», «Великие географические открытия». Всего за учебный год каждый ученик участвует в работе над тремя проектами.
В восьмом классе исследовательская работа «Сохраним ли мы уникальность Байкала?» начинается за месяц до урока по учебному плану. Тема данного исследования является актуальной не только для учеников школы, но и для многих жителей страны. Проект охватывает такие разделы науки, как история, география, биология, экология и другие. Работа по теме проекта предлагает учащимся изучение широкого круга вопросов, самостоятельный анализ, возможности решения проблем озера Байкал. Другие проекты и исследования, которые интересны ребятам: «Дамба – это зло или благо?», «Течет река Волга…», «Следы древнего оледенения». При этом обязательно участие каждого школьника не менее чем в трех проектах.
В девятом классе ребята переходят к изучению экономической и социальной географии России. Участие в проектной и исследовательской деятельности способствует формированию социального Я школьника. Такие работы, как «Перспективы развития прибрежных районов Северного Ледовитого океана», «Малые народы России», «Золотое кольцо России», «Памятники Всемирного наследия на территории России», «Решение транспортного обеспечения Дальнего Востока» побуждают у учащихся интерес к изучению родной страны, к осмыслению места России в мировом сообществе.
Исследования и проекты в десятом классе способствуют активному становлению Я-концепции подростков. Такие работы, как «Страны мира», «Развитие процесса урбанизации в ближайшем и далеком будущем», «Создают ли мировые миграции проблемы?», «Причины и последствия изменений на политической карте мира в XXI веке» формируют жизненную позицию и готовят к выбору жизненного пути.
Ученики увлекаясь проектной и исследовательской деятельностью, реализуют ее и во внеурочных занятиях:
6 - 7 класс – Кружок «Великие географические открытия»
Проекты и исследования:
- Открытия не умирают, они остаются на века
- Жак-Ив Кусто и его подводный мир
- Тур Хейердал. Путешествие на Кон-Тики
8,9 класс - Кружок «География и жизнь»
Проекты и исследования:
- Заповедник Кивач
- Нижнесвирский заповедник
- Баргузинский заповедник
10 класс - Кружок «География международного туризма»
Проекты и исследования:
- Экологическая реклама Петродворцового района
- Страны с «двумя» столицами
- Столицы мира и их объекты всемирного наследия
Таким образом, школьный исследовательский проект – это связующее звено между учебной и научно-исследовательской работой. Самостоятельное добывание знаний, необходимых в работе над проектом, делает процесс обучения в школе активным и личностно значимым.
Результативность. Ученики ежегодно являются победителями олимпиад районного, городского уровня.
Ученики отмечают, что успех на ЕГЭ не только по географии, но и другим предметам естественно-научного цикла связан с глубоким погружением в изучение географического пространства, формированием алгоритмического мышления, естественно-научного мировоззрения.
Важно отметить, что проектная деятельность старшеклассников способствует преемственности между школой и ВУЗом. Эффективность применения проектной и исследовательской деятельности доказана опытом работы. За последние десять лет более 20 выпускников школы свою жизнь связали с этой наукой, закончив факультет географии и геоэкологии Санкт-Петербургского университета, факультет географии РГПУ им. А.И.Герцена.
Разработками уроков и электронных презентаций делюсь с коллегами на заседаниях творческой группы учителей-инноваторов в школе, на районных методических объединениях учителей географии, на районных, городских и межрегиональных, международных семинарах и конференциях, провожу мастерские и мастер-классы.
Материалы методической системы представлены в публикациях на персональном сайте, на сайте школы.