Методическая разработка урока для 5 класса
Российские путешественники -
вокруг света под русским флагом
Курносова Оксана Геннадьевна
Учебник «География 5-6 классы» Полярная звезда. Москва, изд.«Просвещение» 2020.
Цель урока: дать возможность учащимся узнать кто, когда, зачем и с какими
результатами для науки и страны совершали свои исследования российские
путешественники.
Задачи: узнать, кто, с какими целями и значением совершил первое русское
кругосветное плавание и российские путешествия в целом,
каковы последствия этих путешествии для развития страны и науки.
Формы и методы диагностики: устный опрос учащихся, работа с картой, наблюдение за
самостоятельной работой учащихся в команде, защита итоговой работы.
Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков.
Планируемые образовательные результаты: в результате педагогического взаимодействия, на уроке обучающиеся узнают кто из российских мореплавателей совершил первое кругосветное плавание, каковы были цели данного путешествия, какие территории были открыты, изучены русскими мореплавателями.
Предметные образовательные результаты: обучающиеся смогут дать определение понятиям: кругосветное плавание, расскажут и покажут на карте пути российских мореплавателей совершивших первое кругосветное плавание, смогут показать маршрут путешествия.
Обучающиеся смогут определять: причины и следствия географических путешествий и открытий;
Метапредметные образовательные результаты: учащиеся смогут работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, планировать свою деятельность под руководством учителя и работать в группах
Регулятивные образовательные результаты: Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической. Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально. Планировать деятельность в учебной ситуации. Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.
Коммуникативные образовательные результаты: Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии. Понимать позицию другого.
Различать в речи другого мнения, доказательства, факты. Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность. Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно.
Решаемые учебные познавательные задачи: узнать, каковы цели и значение первого русского кругосветного плавания и российских путешествий в целом,
каковы последствия этих путешествии для развития страны и науки.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Иван Крузенштерн, Юрий Лисянский, Аляска, Камчатка, Фаддей Беллинсгаузен,«Надежда» и « Нева », Александр I
Практическая работа:
1.Заполнение таблицы – «бортового журнала» с использованием данных текста учебника, дополнительного текста, карт атласа
Оборудование: карта полушарий или физическая карта мира, магниты, кораблик на магните, портреты путешественников, презентация, атласы 5 класс.
Организационная структура урока
- Здравствуйте ребята, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке.
Давайте узнаем, с каким настроением мы пришли на урок.
На доске изображение трех лиц: 1-веселое, 2-нейтральное и 3- грустное,
Покажите мне столько пальчиков на левой руке, номер того настроения, какое у вас сейчас. (Звучит красивая музыка, пока дети показывают свое настроение)
Спасибо большое за ваше хорошее настроение и надеюсь, оно будет таким же в нашем путешествии.
1.Этап мотивации.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с нашей планетой и знаменитыми путешественниками. Давайте вспомним, какими путями, при помощи чего люди разных стран и народов открывали новые земли, получали данные о новых странах, их жителях, растениях и животных?
- 1 человек у контурной карты на доске подписывает все материки и океаны, показывает маршрут Х.Колумба.
- 1 человек на карте на стене показывает маршрут Ф.Магеллана
- остальной класс работает по заданию на слайде "Найти верное"
портрет, путешественник, средство передвижения, открытие.
2.Этап актуализации.
- А это ребята чьи портреты (И.Крузенштерн, Ю.Лисянский, Александр I) , чем
занимались эти люди, может быть вам подскажут что-то эти названия
"Надежда", "Нева"?
- Знакомы ли вам эти флаги? (Российский флаг, Андреевский флаг), какой стране
они принадлежат?
3. Этап целеполагания, выявление места и причины затруднения.
Итак, тема сегодняшнего занятия « Российские путешественники - вокруг света под русским флагом», запишите в тетрадь - вернее в дневник путешествий!
- А какова будет ваша цель сегодня в путешествии?
Узнать что-то новое о русских путешественниках.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения, реализация проекта.
- Итак, что бы узнать о русском кругосветном плавании, вам необходимо разделиться на команды и выполнить распоряжение императора Александра I!
С помощью учебника, дополнительной информации, наших атласов и контурных карт, а также знаний, мы узнаем каким маршрутом было совершено это путешествие.
- Мы отплываем!
Бортовой журнал путешествий.
Начало путешествия (год) | |
Цель путешествия | |
Место начала путешествия | |
Кто и какие корабли возглавлял | |
В какие порты, города, страны заходили русские корабли | |
Время окончания путешествия | |
Результат путешествия | |
Впечатления о путешествии | Рисунок, фраза, …. |
Физкультминутка
Неожиданно нас застала в море непогода! Срочно всем на палубу!
1)
Что-то шумно стало дети,
Откуда вдруг здесь взялся ветер?
А это – буря, шторм, беда!
Плывем. И нас спасет вода! (все “плывут”)
2)
Облака закрыли путь.
Нужно хорошо подуть! (дети дуют)
3)
К солнышку потянем руки,
И не будет больше скуки! (учащиеся поднимают руки вверх)
Вот и буря успокоилась, а мы вновь на урок настроились!
- Итак, мы совершили кругосветное путешествие по морям и океанам, давайте проверим ваши бортовые журналы ( команды представляют свои работы)
5. Первичное закрепление
По вашему путешествию у меня к вам есть вопросы, попробуйте ответить!
- Вы пересекаете Атлантический океан, какие из этих морей к нему относятся?
- Карское
- Карибское
- Филиппинское
- Средиземное
- Северное
- Гудзонов
- Гибралтарский
- Дрейка
- Торресов
- Магелланов
- На каких островах вы побывали пересекая Тихий океан?
- Пасхи
- Маршалловы
- Маркизские
- Британские
- Гавайские
- Туамоту
- В каком порту Китая пересеклись пути «Невы» и «Надежды»?
- Какао
- Макако
- Макао
- Нагасаки
- Какой из кораблей вернулся на родину раньше?
- «Нева»
- «Надежда»
6. Этап Рефлексия.
Сочините пожалуйста «Синквейн» на тему Путешествие
1. Опасное , долгое.
2. Готовиться, не бояться, достигать
3. Интересное
Надо путешествовать!
Давайте вернемся к нашим вопросам начала урока «Да-Нет»
Мы с задачей справились?
А тема вам понравилась?
Спасибо вам за работу! Мне было приятно поработать с вами!
Выставление оценок.
8. Этап Домашнее задание.
- Читать §4, ? на стр. 19
- Найти примеры (5) имен русских путешественников на карте мира
- Кем и когда впервые было выделено название Южный Ледовитый океан?
- Мини-проект « В Антарктиде» (рисунок, модель из пластилина, или свой вариант)