Экологическое воспитание обучающихся на уроках
географии и во внеурочной деятельности
Хибина Людмила Алексеевна
География как учебная дисциплина представляет собой школьный предмет мировоззренческого характера. Она вместе с другими естественными науками формирует у школьников понятия «географическая оболочка», «жизненная среда», «биосфера», «ноосфера». Современное экологическое образование является «особой образовательной областью, призванной реализовать идеи становящегося ныне информационно-экологического общества, в котором высшей ценностью будут жизнь человека на Земле, предпосылки и условия ее сохранения, интересы и потребности не только здравствующих, но и будущих поколений». Такая интерпретация сущности экологического образования свидетельствует о том, что оно ориентировано на «увеличение адаптивной способности данного общества» и нацелено на создание механизма устойчивого развития.
В Конституции Российской Федерации обязанность граждан беречь природу и охранять ее богатства впервые приняла характер требования. Чтобы это требование превратилось в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за окружающую природу. Это чувство формируется в системе всех форм и методов воспитания личности.
Стремительное изменение природной среды в эпоху НТР связано с активным воздействием общества на природу. В результате улучшается жизнь человека, лучше обеспечиваются его конкретные потребности. Однако увеличивается и число нежелательных изменений в окружающей среде. Причины здесь неоднозначны. Одна из них – экологическая неграмотность населения. А кто, как не школа, должна воспитывать у детей ответственное отношение к использованию природных ресурсов, чувство заботы о состоянии окружающей среды.
Ярким показателем экологической культуры школьников является их настоящая деятельность: недопущение действий, наносящих вред природной среде, разъяснение и пропаганда законов об охране окружающей среды, посильный вклад в преодоление негативных воздействий на природу,
Сегодня экологическая культура становится важным компонентом социальной активности и гражданской зрелости выпускника общеобразовательной школы. Именно общеобразовательная школа призвана развивать у молодежи ответственное отношение к природе. Эта важная социальная задача может успешно решаться не усилиями отдельных педагогов – энтузиастов, а только систематической работой всего педагогического коллектива на метапредметной основе, органически включаясь во все элементы учебно-воспитательного процесса в школе.
Формирование у учащихся ответственного отношения к природе сложный и длительный социально – педагогический процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, эмоций, воли обучающихся, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Такого рода учебно-воспитательная работа предполагает расширение педагогически организованных контактов детей с природной средой, организацию целенаправленного общения школьников между собой и со взрослыми в условиях обучающих (игровых и реальных) ситуаций. Все это направлено на формирование социально-активной жизненной позиции обучающихся – потребности заботливо относиться к окружающей природе. Достижение намеченных целей возможно не только в условиях сложившейся классно – урочной формы обучения, но и в системе внеурочных и внеклассных занятий.
Отношение человека к окружающей среде проходит несколько взаимосвязанных этапов развития:
на первом – формируется готовность защищать среду;
на втором – формируется идеал отношения к окружающей среде;
на третьем – развивается способность ученика защищать окружающую среду.
В этом процессе активно формируется опыт ценностных ориентаций и принятия решений по отношению к природной среде.
Поэтому на уроках географии и во внеклассной работе я большое внимание уделяю природе, связи человека с природой, красоте природы и ее огромным ресурсам и возможностям, которые она дает человеку. Это научно-познавательное и эмоционально-эстетическое восприятие природного окружения и есть экологическое воспитание школьников.
При обучении детей экологии я использую ряд принципов:
- Принцип потенциальной полезности.
- Принцип независимости.
- Принцип взаимосвязи.
- Принцип генетического разнообразия.
Поэтому основными аспектами экологического образования являются:
- Здоровьесберегающие;
- Научные;
- Нравственно-эстетические;
- Правовые;
- Практические.
Традиционными мероприятиями в нашей школе стали:
- Международный День птиц – 1 апреля,
- День Земли – 22 апреля,
- Международный День охраны озонового слоя земли – 16 сентября.
- Озеленение школьного участка (высаживаем саженцы деревьев, полученные за сбор макулатуры)
- «Разделяй и сохраняй» (постоянный сбор макулатуры, батареек)
- Урок «Экология и энергосбережение»
- словесные,
- наглядные,
- практические.
Словесные методы можно разделить на 4 группы: беседа, объяснение, рассказ, лекция.
Беседа характеризуется участием обучающихся в решении проблем. В результате беседы они делают определенный вывод. На уроках применяю рассказы о биографиях ученых, о их творческой деятельности, о явлениях природы. К словесным методам относится школьная лекция. Во время лекции я спрашиваю обучающихся и задаю домашнее задание. В моей методической копилке есть лекции: «Глобальные проблемы человечества», «Особо охраняемые территории России» и другие.
При проведении уроков географии я использую презентации, наглядные пособия, документальные фильмы, которым отводится важная роль.
Опыты, живые объекты, таблицы служат источником информации для обучающихся. Наблюдая демонстрируемые пособия, дети самостоятельно обдумывают выводы, обобщения. Наглядность, применяемая на уроках географии, бывает и натуральной (объекты природы, изобразительные таблицы, схемы, муляжи).
К видам наглядных методов относятся: демонстрации опытов, натуральных объектов, изобразительных пособий.
Для изучения географии применяю и практические методы: работа по распознаванию и определению природных объектов, наблюдения с последующей регистрацией явлений, проведение эксперимента.
На вопрос, проблему, задачу, поставленные перед началом практической работы, обучающиеся должны отвечать её результатами.
Каковы же возможности школы в формировании экологической культуры?
Это и конкурсы, и проекты, исследовательские проекты и акции, предметные недели. Особое внимание уделяю проведению предметных недель географии. Подготовка тщательная, планирую мероприятия с учетом возрастных групп школьников, стараюсь задействовать всех обучающихся школы. Каждый ребенок должен найти интересное для себя мероприятие, будь это конкурс рисунков или плакатов на экологическую тему, конкурс на лучшую поделку из природного материала, или участие в экологических акциях и викторинах. В рамках недели стараюсь проводить значимые общешкольные мероприятия, яркие, запоминающиеся. Ежемесячно в школе проводятся классные часы по здоровому образу жизни. Огромную творческую работу выполняют ребята, проявляя фантазию и смекалку. Мы устраиваем конкурсы кроссвордов, плакатов, газет, рисунков.
«Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что портрет выпускника – гражданина России, будет содержать и экологические аспекты:
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
- владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни.