Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль внеклассной работы при изучении предмета географии

Филиппов Виктор Викторович
В связи с требованиями ФГОС второго поколения велика роль учителя в приближении предмета географии к ученику. Учитель может стать мостиком между школьной географией и нынешней  эпохой. Мир становится единым взаимосвязанным и взаимозависимым.
Основой совокупности компетентностей выпускника  являются ключевые компетенции. Они выполняют интегративную роль, объединяя знания, интеллектуальную, целостную и практическую направленность.
Для успешной деятельности ученик должен получить не разрозненные, а обобщённые знания, проявляющиеся в умении решать жизненные и профессиональные проблемы, в способности к иноязычному общению, в подготовке в области информационных технологий. Но владеющая знаниями без нравственно-культурного образования, личность  не только не имеет целостно-смыслового значения, но и опасна. Главная  цель предмета географии - формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении географической среды, готовность к активной деятельности  в быстроразвивающемся мире. Выпускники должны овладеть законченной системой знаний и умений, возможностями их применения в жизненных, различных ситуациях, т.е  проявлять компетентность. Компетентный подход  подчёркивает действенную сторону результатов образования, их практическую значимость, т.е. процесса приобретения школьниками опыта в решении практических задач.
Школьная география занимает особое место среди учебных предметов. Она даёт знания о природе Земли, является одновременно и естественным и гуманитарным предметом. Отсюда вытекает огромное воспитательное значение предмета, его вклад в формирование личности.
Поэтому велика роль внеурочной деятельности  для расширения круга знаний,  умений,  применение знаний в практической деятельности. Так как за пределами круга знаний определённого  школьными программами, остается немало  увлекательных, ярких страниц географической науки.
Цель внеурочной работы - обеспечение всесторонне развитой личности.
Важнейшей задачей внеурочной работы с учащимися  является  усиления их интереса к предмету.
  1. В содержании внеурочной работы можно выделить два направления: углубление основных вопросов содержания школьного курса вызывающих большой интерес у школьников.
  2. формирование умений  и навыков исследовательского характера при проведение практических работ на местности, при работе с различными источниками информации ( картами, справочниками, научной литературой, Интернет–ресурсами).
     Формы внеурочной работы могут быть различными и общими условиями организации любой внеклассной работы являются:
  • учет потребностей и интересов учащихся конкретного класса;
  • четкое планирование внеклассной работы;
  • тесная связь внеклассной работы с основными курсами географии, использование предшествующего уровня подготовки учащихся;
  • тесная связь с другими предметами при организации различных форм внеклассной работы;
  • внимание к общественно полезной деятельности учащихся.
В своей внеурочной деятельности я применяю различные формы работы.
Экскурсии.
Ни в одном школьном предмете экскурсии не имеют такого значения, как в географии. Экскурсия – организованное, коллективное  посещение природных, промышленных объектов, достопримечательных мест под руководством учителя с целью изучения и сбора краеведческого материала. Само слово «экскурсия» указывает на выход, уход от дома, от места обычной работы. С этой точки зрения даже 10-15 минутный выход на пришкольный участок или за территорию школы уже есть экскурсия, во время которой школьники в естественной обстановке наблюдают географические закономерности , на практике изучают законы природы , учатся практической деятельности. Это наиболее приемлемо при изучении географии в  6 классе.
Город Санкт-Петербург объект уникального наследия ЮНЕСКО и изучение этого наследия одно из приоритетных направлений внеклассной работы, которое способствует воспитанию человека  любящего свою Родину, воспитывает чувство прекрасного, способствует  интеллектуальному развитию учащихся.
На протяжении нескольких лет  мы совершаем экскурсии. Посетили много музеев: Посетили ( Зоологический музей, Зоопарк, Океанариум, Эрмитаж, Этнографический музей, Музей хлеба, Музей Арктики  и  Антарктики, Музей станционного смотрителя, Дом – Музей няни А.С.Пушкина, Музей Суворова, Музей Лицей в Царском Селе,  Железнодорожного транспорта, Минералогический музей).  Посещение каждого из музеев несёт в себе огромный образовательный потенциал, способствующий получению знаний по различным предметам: литературе, географии, истории, биологии, использовать эти знания в последующей работе. Способствует расширению кругозора, эстетическому восприятию мира.
Недели географии и экологии.
Неделя географии - форма внеклассной работы, предусматривающая проведение после уроков в течение шести дней недели внеклассные мероприятия по географии, организуемые с целью широкой пропаганды географических знаний.
Главное достоинство этой формы работы в привлечении большого числа учащихся  к разным видам деятельности. Эта форма работы уникальна тем, что сочетает в себе конкурсы, олимпиады, различные выставки, праздники. Она способствует развитию интереса к предмету, профессиональной ориентации на географические профессии, развитию любви к Родине.
В прошлом учебном году в рамках проведения недели географии, которая была  посвящена 65-летию Победы. В рамках недели вместе со своими коллегами проводила игру-викторину «Животные и растения в годы войны». Участвовала  в проведении географической игры по станциям «По путям-дорогам фронтовым».
В этом учебном году преподаватели нашего М/о. провели неделю экологии «Берегите Землю! Берегите! Выпуск экологических плакатов, игра по станциям все это способствовало росту познавательной активности учащихся.
Итогом спланированной, систематически проводимой внеурочной работы по предмету является:
повышение успеваемости по предмету;
повышение мотивации к изучению предмета;
повышение активности на уроках на  уроке;
быстрое восприятие нового материала;
создание благоприятного климата на уроке.
Специфика школьной географии состоит в том, что в ходе практического применения знаний и умений происходит  овладение методами географического познания, развивается географическое мышление, совершенствуется опыт практической деятельности с различными источниками географической информации.
География – это способ рассмотрения мира, составляющая часть общей культуры человека, принимающего выбор своего места в мире в окружающей среде  и несущего ответственность за её сохранение.
                                        Всё видеть, всё понять, всё пережить,
                                      Все формы, все цветы, вобрать в себя глазами,
                                      Пройти по всей Земле .горящими ступнями,
                                       Всё воспринять- и снова  воплотить.        М. Волошин

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»