Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Образовательный потенциал системы особо охраняемых
природных территорий Санкт-Петербурга в формировании
экологической культуры учащихся

Захаров Алексей Геннадьевич
Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой и национальной культуры, включающая систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей природной средой, формулируемая в общественном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующая здоровому образу жизни, духовному развитию общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности государства и каждого человека.
Формирование экологической культуры должно быть направлено на формирование у каждого человека активной общественной позиции как в деле отстаивания своих законных прав на благоприятную окружающую среду, так и в деле практического участия в мероприятиях по формированию такой благоприятной среды, предотвращение и недопущение экологических правонарушений.
В Санкт-Петербурге формированию экологической культуры населения уделяется особое внимание, определены основные направления деятельности по данному направлению:
  • совершенствование системы экологического образования (подготовка педагогических кадров, развитие экспериментальных площадок экологического образования на базе учебных заведений Санкт-Петербурга; 
  • развитие эколого-просветительской деятельности в учреждениях дополнительного образования детей и взрослых; 
  • оказание поддержки образовательным и детским общественным организациям, ведущим активную работу в экологическом направлении; 
  • привлечение общественных объединений и иных некоммерческих организаций к решению актуальных экологических проблем Санкт-Петербурга; 
  • проведение общегородских массовых экологических мероприятий, направленных на привлечение внимания населения Санкт-Петербурга к вопросам охраны окружающей среды, обеспечению безопасности жизнедеятельности и здоровья; 
  • развитие системы профессиональной подготовки (переподготовки) и повышения квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; 
  • создание специальных программ на каналах телевидения и радио, освещение актуальных проблем охраны окружающей среды в средствах массовой информации и при помощи социальной рекламы;
  • увеличение объема издаваемой специализированной литературы, журналов, газет, буклетов, рекламной продукции по экологической проблематике и ее распространение среди населения Санкт-Петербурга, совершенствование работы экологической видеотеки;
  • создание и поддержание веб-сайтов по актуальным вопросам охраны окружающей среды. 
Особая роль в формировании экологической культуры отводится образованию, суть которого заключается не только в накоплении информации и обогащении знаний, но и в самом процессе формирования мировоззрения, убеждений и взглядов, своего рода модернизации, качественном преобразовании поведения человека.
Экологическое образование включает в себя познавательную и воспитывающую составляющие, так как речь должна идти о воспитании экологически ответственной и творческой личности, ее активной гражданской позиции.
Эффективное экологическое образование сегодня стало жизненной необходимостью, что потребовало разработки соответствующих концепций и программ.
Успешность данного образовательного процесса зависит от совокупности определенных педагогических условий, то есть тех условий, которые целенаправленно создаются, функционируют и развиваются на глубокой научной основе и позволяют сделать формирование экологической культуры более эффективным. В качестве таких условий можно выделить:
  • учет возрастных особенностей учащихся;
  • учет склонностей, интересов и потребностей школьников;
  • единство познавательной и практико-преобразовательной деятельности;
  • непрерывность экологического образования;
  • разнообразие форм, методов и видов экологической деятельности;
  • организация целенаправленного общения, взаимодействия с природой как особое условие, обеспечивающие формирование экологической культуры человека.
Реализация каждого из обозначенных условий должна происходить не по принципу обособления, а на основе интеграции и взаимодополнения друг другом.
Огромный потенциал в формировании экологической культуры имеют особо охраняемые природные территории (ООПТ), которые являются «живой лабораторией природы» для организации исследовательской деятельности школьников.
В настоящее время система особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга включает 16 ООПТ регионального значения, относящихся к двум категориям - государственные природные заказники, имеющие комплексный (ландшафтный) профиль, и памятники природы:
Природно-заповедный фонд Санкт-Петербурга в общей сложности занимает 4,5 % от площади города (6473,7 га). В системе ООПТ города представлены все основные типичные, редкие и ценные природные комплексы Приневской низменности: крупные болотные массивы, таёжные, смешанные и широколиственные леса, морские побережья, мелководья Невской губы – места миграционных стоянок птиц на Беломоро-Балтийском пролётном пути, островные, речные и озёрные системы, геологические обнажения, возвышенности, старинные пейзажные парки. Кроме того, в границах восьми ООПТ полностью или частично расположены объекты культурного наследия федерального и регионального значения. Памятники природы «Дудергофские высоты» и «Парк «Сергиевка» внесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе Исторического центра Санкт-Петербурга и связанных с ним групп памятников.
До 2025 года запланировано создание еще двух заповедных территорий в Петродворцовом, Курортном и Выборгском районах (одна из территорий будет располагаться сразу в двух районах города).
Первой особо охраняемой природной территорией Санкт-Петербурга стал заказник «Юнтоловский», образованный в 1990 году. Это одна из немногих в России охраняемых территорий, которая непосредственно граничит с жилыми кварталами пятимиллионного города.
Заказник расположен в северо-западной части Санкт-Петербурга, на территории Приморского района. Территория заказника включает в себя Лахтинский разлив и большую часть обширного Лахтинского болота, примыкающего к нему с севера. Природные комплексы заказника представлены в основном сфагновыми сосновыми и березовыми лесами, а также переходными и низинными болотами. В заказнике существует популяция кустарника восковника болотного, занесенного в Красную книгу России.
Вплоть до середины XX века на Лахтинском разливе останавливались на пролете стаи гусей, тундряных лебедей, лебедей-кликунов и тысячи особей других видов водоплавающих и околоводных птиц. За последние десятилетия в результате углубления дна разлива значительная часть его мелководий была утрачена, вместе с ними исчезли места кормежки для этих птиц. Тем не менее, на относительно небольшой территории заказника сохранились типичные формы ландшафта, характерные для приморской равнины в историческом прошлом и продолжающие жить своей естественной жизнью.
Многообразие экосистем, встречающихся на территории заказника позволяет привлечь для изучения природного объекта учащихся разных возрастов, а также коллег – учителей географии, биологии, химии, литературы, истории. Наиболее часто используемая учителями форма организации изучения ООПТ – экологическая экскурсия. Вместе с тем широкое применение находит метод проектов, которому отводится ведущая роль в формировании опыта творческой деятельности учащихся.  
В ходе проектной деятельности учащиеся оценивают современное состояние ООПТ, изучают виды и ареалы антропогенного воздействия и последствия их влияния на охраняемую территорию, предлагают пути решения проблем.
В рамках учебного проекта школьники, работающие в группах по различным направлениям (географы, историки, биологи и т.д.), дают описание и проводят исследование охраняемой природной территории, придерживаясь следующего плана:
  1. Географическое положение.
  2. Границы ООПТ.
  3. Организационная форма природного объекта.
  4. Сведения по истории изучения. История создания охраняемой территории.
  5. Характеристика природных условий:
    1. Геологическое строение и рельеф.
    2. Поверхностные воды.
    3. Почвы (по материалам описаний почвенных разрезов дается характеристика основных типов почв, отмечается их взаимосвязь с увлажнением и особенностями растительного покрова).
    4. Растительность  (составляются описания лесных, луговых, болотных типов растительности).
    5. Животный мир (описание основных представителей фауны беспозвоночных и позвоночных животных, экологические условия их мест обитания).
  6. Фонд ООПТ (отмечаются своеобразные сохранившиеся биогеоценозы, формы рельефа, редкие или занесенные в Красную книгу России виды растений и животных. Особо выделяется познавательное, научное, эстетическое значение природного объекта).
  7. Виды и ареалы антропогенного воздействия и последствия их влияния на охраняемую территорию.
  8. Меры охраны природного объекта.
На завершающем этапе исследовательской работы все группы объединяют собранный материал и предлагают план действий по решению проблем ООПТ.
 На итоговой конференции учащиеся выступают с докладами о результатах исследования. Доклады учащихся сопровождаются компьютерными презентациями с фотоиллюстрациями, схемами, диаграммами и т.д. Одним из продуктов проектной деятельности учащихся является видеофильм, посвященный Юнтоловскому заказнику.
 
 
Литература:
  1. Васильев С.В. Экологическое обучение и воспитание в системе школьного географического образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени д.п.н.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006.
  2. Васильев С.В., Соломин В.П. Экологизация географического образования: Сущность. Развитие. Реализация: Учебное пособие / Под ред. В.П.Соломина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.
  3. Алексеев С.В., Бабич С.В. и др. Экологические экскурсии по Юнтоловскому заказнику. – СПб, 1997.
  4. Мех Н.В. Особо охраняемые природные территории как ресурс в системе формирования экологической культуры школьников: автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н.- СПб.: Типография РГПУ им. А.И.Герцена, 2010.
  5. http://www.infoeco.ru/ Экологический портал Санкт-Петербурга
  6. http://oopt.spb.ru/ ГКУ Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»