Пути повышения качества знаний на уроках географии
Кравченко Алёна Владимировна
В ходе своей педагогической деятельности мною было замечено, что современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предмету который ими изначально считается несложным, такой как география. Я неоднократно задавалась вопросом как можно положительно и результативно улучшить данную ситуацию, как повысить уровень мотивации школьников в изучении географии, соответственно, и качество образования»? На мой взгляд, эта проблема неоспорима для учителя, так как в последние годы по различным причинам снижается интерес у учащихся к географии. Старшеклассники её ставят на одно из последних мест среди школьных дисциплин, поскольку не так востребована при поступлении в ВУЗы, как другие предметы. Тем не менее, в современном мире географические знания необходимы каждому человеку, считающим себя успешным, культурным, образованным человеком.Как справедливо отметил немецкий педагог А. Дистервег: «Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их». Следовательно, ученик включается в любую деятельность, когда это нужно именно ему, когда у него имеется определенный мотив для ее выполнения. В настоящее время проблема становления интереса к учебному предмету актуализировалась, в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании, которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу. Под влиянием перестроек в образовательном процессе возникла необходимость поиска новых форм, методов, приемов обучения, которые бы повышали учебную мотивацию, вовлекали учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Все это отражает актуальность проблемы повышения учебной мотивации, развития познавательного интереса школьников для современного построения учебного процесса.
Что такое мотивация? Мотивация (от французского motif – побуждение), то есть побуждение к действию. Это динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность. Активность и устойчивость.
Существует несколько этапов формирования мотивации.
1 этап. Возникновение мотивации. Например, фиксация мотивов предыдущих достижений-« Мы хорошо поработали над предыдущей темой»; вызов мотивов относительной неудовлетворенности « Но не усвоили еще одну, но более важную сторону этой темы»; усиление мотивов ориентации на предстоящую деятельность-« А между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо, и привожу какую либо ситуацию».
2 этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации в ходе работы: чередование разных видов деятельности, использование материалов различной трудности, активация поисковой активности учащихся, подключение их к самоконтролю.
3 этап. Мотивация завершена. Важно, что бы каждый ученик вышел из деятельности с благоприятным личным опытом, что бы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, то есть положительная мотивационная перспектива. Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с отметкой учителя. На уроке ребята знают за что они могут получить оценку: это и знание номенклатуры, выполнение практических работ, работа с контурными картами, сообщения, создание презентаций по заданной теме, устные ответы на уроке, участие в диспутах, решениях проблемных вопросов. Контрольные работы состоят из тестов, вопросов на установление причинно-следственных закономерностей и проверка номенклатуры. То есть каждый ученик способен выполнить эту работу.
Необходимо повышения учебной мотивации посредством широкого внедрения в учебный процесс активных форм обучения. Задачей учителя сегодня в большей степени является не преподнесение суммы знаний как таковых, а общее развитие учащихся.
Традиционные в недавнем прошлом репродуктивные методы обучения, уже не способны сформировать у учащихся умения и навыки, которые будут им необходимы в новых условиях жизни. Упор делается не на пассивное заучивание информации или получение её из уст учителя, а на активное вхождение в проблему, требующее самостоятельных творческих усилий интеллекта. От учителя требуется искусство организации активной познавательной деятельности учащихся на уроке, что намного интереснее и в то же время сложнее, чем обычное сообщение знаний и проверка их усвоения.
Современные педагогические технологии при этом становятся мощным средством, позволяющим активизировать мыслительную деятельность школьников, повысить познавательный интерес и, в конечном счете, добиться успешности каждого ученика в процессе изучения географии. Введение нетрадиционных, развивающих, активных и современных форм работы помогают изменить учебную ситуацию в лучшую сторону.
Нестандартные уроки – один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, При изучении географии ученикам предлагаются разнообразные творческие задания. Это ребусы, головоломки, кроссворды. Благодаря усилиям администрации школы сегодня мы имеем возможность на своих уроках использовать мультимедиа(презентации, видеофрагменты, анимации, музыкальное сопровождение) Это и разнообразит урок, делает его более наглядным и насыщенным, во многом экономит время при контроле знаний. Если детям предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. У них появляется стремление самим составлять такие задания, а затем их выполнять.
Особое место среди внеурочных организационных форм обучения географии занимают экскурсии и практические работы на местности, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые исследования.
География – это, пожалуй, один из немногих предметов, который охватывает широкий спектр вопросов эколого-краеведческого характера, носит прикладной характер, поэтому обладает громадным развивающим потенциалом. В курсе «География России. 8-9 класс» особое место занимает изучение краеведческого материала, состоящего из конкретных тем и практических работ. Краеведческая работа в преподавании географии помогает не только достичь образовательных целей, но и воспитывает у учащихся любовь к своему краю, Родине.
Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей, способствующих повышению мотивации учащихся к изучению географии и как следствие повышение качества знаний.